Вьетнам. Сайгон на горизонте!

 

Здесь будет рассказано о пересечении Южного Вьетнама от Сайгона до Хюэ. Обычно у туристов складывается о Вьетнаме негативное впечатление. Говорят, что смотреть нечего, что местные приставучи и склонны к обсчетам и обвесам, водители деньгопросны и так далее. Я хотел для себя внести ясность в этот вопрос.

 

9 марта пятница Доброе утро, Вьетнам, ты улыбаешься нам!

 

Где-то утром, после 6:00 мы проснулись со светой в монастыре в Свайриенге. Ночью прошел дождь, несильный и монотонный. Монахи принесли рисовую кашу с мясом.

 

По мокрой дороге мы вышли на трассу, постояли под мелким дождем застопили хорошую легковую прямо до границы. Погранпереход - да больших здания посреди плоской серой равнины. Кхмеры поставили выездной штамп. Короткая нейтралка - и вьетнамский чекпойнт, чистый и цивильный. Погранцы в строгих зеленых рубашках... Мы заполнили миграционную карту, но ее почему-то оставили в паспорте. Целью поездки я написал "Хошимин" и часто потом при обысках полиция спрашивала меня, почему в миграционке написано "Хошимин", а я вон где...

Ну вот и кончилась наша Камбоджа.

 

Она оказалась совершенно не тропической и не сырой, больше похожей на Африку или Казахстан, но приятно тихой и провинциальной, как будто пошлый шум цивилизации еще не достиг ее. Повезло кхмерам на Пол Поте - сейчас только там и хорошо, где недавно закончилась война.

 

Вьетнам

 

Возле чекпойнта кучка скучающих таксистов, от которых мы легко отделались. Дальше - прямая трасса, с барьером, с полосой для велосипедистов! Машин почти нет, зато много мотоциклов. Я еще не знал, что во Вьетнаме легковых машин вообще немного.

 

Южный ВьетнамЯ все ждал, когда появятся страшные вьетнамские деньгопросы... Тормознули небольшой микроавтобус. Говорим - мы вот в сторону Сайгона, денег нет (кхонг ко тьен) - можно? Водитель вроде как все понял, провез с пару километров, после чего таки всплыла тема денег. Бесплатно он везти не хочет, но ничего не требует и не обижается. Однако, что-то не ладится контакт. "Вот она, пресловутая вьетнамская деньгопроснось!" - подумал я.

 

Подобрала большая фура, идущая в Сайгон, внутри два молодых парня. Едем... Вдоль трассы - гламурные такие домики розового и голубого цвета. Домики длинные, но фасад узкий, шириной в одно окно. Девушки на велосипедах в длинных белых платьях с разрезами...

  

Фура встала на обед. Нам ничего не предлагали... Принесли рис - вроде нам, но не понятно, за деньги или так. Света стала что-то сложно объяснять, на что хозяева пожали плечами и унесли рис. В итоге досталась всего пара бананов...

 

Мы вышли из фуры уже на окраине громадного Сайгона. Остановили англоязычный джип. Водитель недавно вернулся из Америки и все его мысли были заняты чем-то утомительным. Он все говорил, что вьетнамские менты сволочи, а американские - очень и очень хорошие. Денег не спросил, высадил почти в центре и укатил.

 

Ну вот я и в Сайгоне, сбылась мечта 2002-го года. Я думал, тут что-то такое очень индокитайское и мегаполисное, большой грохочущий город, полный тропических запахов... А вот и нет. Город тихий, высоток почти нет, что-то захолустное в воздухе висит. Надписи все латиницей, кучки туристов... Нет ничего такого, что сказало бы: вот, ты в Сайгоне! Нельзя сфотографироваться так, чтобы все узнали в кадре Сайгон.

 

Нашли обменник, поменали 10$ на 16000 донгов. Нашелся интернет за удивительные 3000 донгов в час! Дешевле китайского! Но радости особой не было: сайгонская вписка сорвалась. Ну и где тут ночевать? Решили найти какой-нибудь туристинформейшен и запастись там картами. Но не нашли такого места. Света оставила меня сторожить вещи и убежала искать карту Вьетнама. И вот я сидел и смотрел, как мимо проходят толпы евротуристов - все старые, страшные, потертые какие-то... Жуть... Европейцы вообще за собой не следят, психологами научены ничего не стесняться, а политкорректностью воспитаны не смущаться другими и так живут в гармонии со всеми своими болячками.

 

Вернулась Света. У нее редкое везение на карты - вот и сейчас она нашла хорошую карту Вьетнама за 1 доллар. (Потом я искал такую по всей стране и не нашел!) Поизучали карту Сайгона, решились на эксперимент: пойти в храм Ха Лой и попробовать там вписаться.

 

Миновали бывший Президентский дворец (закрыто), нашли храм. Чистый такой, симпатичный, весь в цветах... Сложное многоэтажное здание, совершено непохожее на тхеравадные храмы Камбоджи. Появились монахи, нашли кого-то ответственного. Этот ответственный пошел куда-то за консультацией, потом вернулся и сказал: нельзя. Потому что кто-то важный в отъезде и, в общем... ну нельзя. Но вот вам 20$, можете идти в гестхауз. И причем хорошо так говорил, очень позитивно и обаятельно, и у нас даже язык не повернулся вернуть ему эти доллары... Света, впрочем, пояснила, что гэстхауз - это не наш метод, и если ночлег по-хинаянски невозможен, то нет ли тут тхеравадного (кхмерского) храма? Оказывается, она еще в Пномпене записала такой адрес. Кто-то из монахов тогда сказал - приходите, там можно.

 

Нам говорят - да, есть такой храм. Уже изрядно уставшие за день мы отыскали в переулках этот храм, наши главного монаха и старика-переводчика. Те всерьез задумались. Говорят - можно бы, но будут проблемы с полицией... И они позвонили в полицию, спросили разрешение, забрали наши поспорта и унесли куда-то. Как и в Камбодже, скопились общительные монахи в оранжевых одеждах. Нашелся душ. Я успел задать несколько вопросов о вьетнамском языке. Вроде устраиваемся...

 

В 9 вечера я прошелся по улице ознакомился с ночным Сайгоном. Литр молока - 19000 донгов, бутылка пива "Сайгон" - 10 000. Есть плюшки, но недешевые. Пакетики растворимого кофе по 1500. Когда вернулся, Света уже раздобыла москитные сетки - большую и маленькую.

 

Так мы и остались ночевать в длинном помещении с кухней, которое имело выход на реку. Река была симпатичная, с ивами, но пахла неприятно. Кухней заведовала старуха-вьетнамка, неплохо говорящая по английски и французски - не иначе, наследство колониализма. Вообще в Сайгоне много англоязычных вьетнамцев старшего возраста. Я не решился спросить, где они так наловчились в этом языке.

Кое-что о буддизме.

Для тех, кто в танке... Буддизм зародился в Индии, что странно, ибо логика его совершено не индийская. Он как-то держался в эпоху Маурьев, потом плавно кончился в самой Индии, но проник в соседние страны. Будда излагал Учение на двух языках: на санскрите для интиллигенции и на пали для народа. Санскрит язык сложный, а пали простой, поэтому и философий оказалось две. Палийская распространилась на Бирму, Тайланд и Лаос, потом проникла во Вьетнма и там столкнулась с санскритской. Последняя из Индии пришла в Среднюю Азию, процвела в Самарканде, оттуда пришла в Уйгурию, потом в Китай, там поползла на юг и пришла во Вьетнам. Это северный буддизм стал во Вьетнаме основным, а южный - как бы вторичным, и исповедуют его в основном кхмеры. Их в Южном Вьетнаме очень много, они считают, что их дискриминируют, а вьетнамское правительство смотрит на них с подозрением. Если Европа вдруг поругается с Вьетнамом то, может статься, тхеравадный буддизм станет идеологией антивьетнамской оппозиции и будет рекламироваться по всему миру с таким же размахом, как сейчас рекламируется тибетский...

10 марта суббота Меконга не будет!

 

Этот день мы посвятили Сайгону полностью. Проснулись в 6:00. В монастыре тишина, никакой суеты. Я сварил на кухне кофе. Света жалуется на проблему со сном и еще на что-то. Непонятно. Мы нашли местного монаха, договорились, что вещи полежат в монастыре немного, и отправились налегке изучать Сайгон.

 

Для начала пшли к историческому музею. По дороге заметили продажную лапшу. Спрашиваю: "Сколько?" Отвечают: "6000". Давайте, говорю... Они: "Вам вот эту или вот эту?" Наугад ткнул пальцем в какую-то... Когда все было съедено, вдруг выяснятся, что лапша стоит 10 000. А 6000 - это другая, а вы выбрали эту... Вот скоты. Развели все-таки.

 

Исторический музей в Сайгоне красивый, с цветами, и действительно по духу вьетнамский. Вход 15 000, которые я и отдал, а Света прошла по ДГ. Сама экспозиция простая, предметов немного. Например, несколько бронзовых алебард в виде буквы "Г", которые мелькают в китайском фильме "Герой". Несколько пыльных диарам, где изображены исторические сражения: Чиланское(1425), одно с тайцами, два с китайцами и тд. Кое-где интересные исторические карты, например, карта монгольских нашествий. Таких у нас практически не найти. Таблицы императоров повешены. Фотография храма Ле Лоя в Лансоне... Фотография храма сестер Чинг - он еще, оказывается, существует! Все фотографии совсем старые, годов 60-х. Неужели так трудно проехаться по стране с качественным цифровиком и нащелкать кадров для музея?

о вьетнамском языке

...В музее есть уголок, где продают свою продукцию каллиграфы. Бедные вьетнамские каллиграфы, редкий турист догадается купить иероглиф "фу"(счастье), чаще закажут написать иероглифами свое имя (Джон Смит, например...) или покупают латиничные стишки к новому году... "Искусство каллиграфии все равно,что искусство владения мечом..." Ага...

 

Не повезло вьетнамскому языку. Он один в 1910 был переведен на латиницу, для которой вообще не приспособлен, и в итоге потерял что-то свое неповторимое. Мне было бы проще понимать вьетнамский, если бы он записывался иероглифами. Причем на всех старых храмах так и остались иероглифы, а на современных пытаются латиницей писать. Сами понимают, что дико смотрится, и как-то стилизуют буквы в символы. Выходит смесь английского и корейского...

 

Меня сильно интересовал вьетнамский в прошлом, примерно в 1998 году. Даже учить начинал, но застрял на произношении. Шесть тонов освоить - это нелегкое дело. Но что-то меня в нем тогда затягивало. Хотя странный язык. Похож на китайский. Скажем, деньги tien - явно китайское чьянь. Но порядок слов иной. Китайское "Ни ХАО" (досл. "Вы-Добрый") тут звучит как ЧАО АНЬ, то есть " Добрый - Вы". (Кстати, китайское приветствие "нихао" появилось только в 70-е годы как попытка перевести в фильмах американское "хеллоу". Когда же вьетнамцы успели скопировать?) Популярнейший китайский топонимимический иероглиф ЧЖОУ тут читается ЧАУ, но в названиях почти не присутствует.

 

Кстати, есть у вьетнамцев такая особенность - они плохо понимают английский. Кхмеры через полгода уже болтают весьма шустро, а во Вьетнаме иногда и профессора говорят медленно и запинаясь. Что-то, наверное, в восприятии звука не сходится.

От музея пошли посмотреть гестхаузы, ибо в монастырь больше нельзя, а Света хотела отлежаться. По пути планировали дальнейшую жизнь. Света стремилась в дельту Меконга, посмотреть на кхмерские храмы. Я же не решался суваться в сильно застроенную (как мне казалось) дельту, а хотел как можно скорее на Север. Расставаться вроде бы тоже не хотелось и мы некоторое время агитировали друг друга.

 

-Имей в виду, Меконга больше не будет! - предупредила Света. Это был сильный аргумент, но я все же не поддался. Решили разделиться и пересечься где-нибудь в Далате. Впоследствии я об этом пожалел: на севере было скучно и холодно. "Меконга больше не будет." Жестокая фраза.

 

Нашли скопление гестхаузов. Света вычислила некое дормитори за 3$, но оно ей не понравилось. Встретили симпатичную блондинку-американку, работающую во Вьетнаме волонтером уже 4 месяца...

 

Сделали петлю по местности и вышли к Музею Преступлений, который некогда рекламировал Асадчий. Вход тоже 15000 донгов. Но музей оказался фактически выставкой фотографий: очень много про дефолианты и последствия, отдельно зальчик про любовь на фронте, и все. Правда, рядом в другом здании еще фотовыставка. Военные фотографии начиная от французских и заканчивая американскими. Вот это красиво.

 

Но в целом музей так себе. Мы прошлись до президентского дворца, на там не пускают даже за решетку, все платно. Танки наши все еще стоят на своем месте перед дворцом.

 

В 17:00 вернулись в храм. Мы просидели там часа два, пока я пытался вызвонить Бинь Нгуена, обещавшего мне вписку на одного человека. Раз Света такая нездоровая, впишем ее. Только в 19:00 удалось связаться с Бинь Нгуеном и договориться о встрече - у дворца в 19:00.

 

Уже в ночной темноте приехал Нгуен с девушкой. Слегка удивился моему предложению вписать Свету, ибо имел в виду одного неженского посетителя, но все было решено и Света укатила с ним в темноту Сайгона. А я остался один.

 

Так мы и расстались. Потом мы еще встретимся в Ханое, но ненадолго.

 

Дел в Сайгоне не осталось и я пошел на север, искать место под ночевку. Шел долго. В одном месте странные нетрезвые вьетнамцы пригласили к себе за столик, что-то предлагали и о чем-то расспрашивали. Потом я долго шел по большому проспекту, перешел по мосту реку, и еще думал ночевать под этим мостом, но там уже кто-то ночевал. Наконец, нашел слева от дороги ровное место, заросшее травой. Вроде тихо, чисто и безлюдно. Там и установил палатку.

 

Сейчас уже трудно вспомнить все подробности, но это был очень долгий и событийный выход из города.

 

11марта воскресение Сайгон-Фантхиет. Кое-что о вьетнамской полиции.

 

Проснулся я в 7:00, вылез из палатки и обнаружил, что это не пустырь вокруг, а чей-то недоделанный сад. Ладно, чего уж там... Собрался, вышел на дорогу, а там на обочине едальня. Странная едальня, "все по 10 000 донгов". Достал свою лапшу в пакетике, спросил воды для ее заварки. Воду дали, а с водой принесли еще овощей, потом еще добавили риса с мясом, а потом еще и миску бульона. Значит, вот так это бывает во Вьетнаме... Ну кто мог подумать?

 

Застопил машину в Бьен Хоа. Это как бы все еще Сайгон. Там движение мое застопорилось. Именно как и описывал Асадчий: мощный поток мотоциклистов, не позволяющий встать где-либо. Спасает вьетнамский менталитет: если фура захочет, то она встанет где угодно посреди дороги, не затрудняясь поиском места. И вот я полз рывками по 2-3 километра. Приходилсь стоять прямо в потоке мотоциклов. Иногда просто выбегал через мотоциклы к грузовику и решительно его тормозил... Ужас. Полдня съело у меня это выбирание из Сайгона.

 

В 11:00 очередная фура высадила у поворота на Далат, километрах в 30 за Бьен Хоа. И тут же останавливается автобус. Поехали, говорит, в Фантхиет! Неважно, что денег нет, все равно поехали!!

 

Я поддался уговорам, вошел... Постоял... Представил, что сейчас час ехать в кресле, гляда вбок через стекло... Потом выбираться от автовокзала... "Простите, говорю, я лучше все-таки выйду..." И вышел. Уже выйдя, сам удивился - впервые в жизни я целенаправленно отказался от автобуса. Ну а что делать - неинтересно!

 

Поймал фуру, идущую в Нячанг. Они завезли в едальню, накормили курицей, рисом и очень вкусной рыбой. Едальня выглядела как большой навес над столами. В углу - лежбища для ночующих, совсем как в Индонезии.

 

После еды водитель зачем-то пересадил меня в "Интернационал", на котором я и приехал к повороту на Фантхиет. Где-то по пути должна была быть отворотка вправо, и там находится самая большая во Вьетнаме статуя Будды, которую очень хотела посмотреть Света. (И посмотрела таки) Но как найти эту отворотку, я не знал.

 

До города еще 5 километров. Транспорта никакого, одни мотоциклы. И вообще, за этот день я обратил внимание на проблему, не описанную пока никем: во Вьетнаме совсем нет легкового транспорта. По трассе идут автобусы, грузовики и мотоциклы. Легковые изредка появляются в виде такси. Если вдруг и появится легковая, то скорее всего она окажется деньгопросной. С этого дня я вообще перестал стопить вьетнамские легковые и перешел исключительно на грузовики.

 

И вот, пошел я пешком на Фантхиет. Неожиданно обнаружил интернет за 3000 донгов и просидел там с 15:40 до 16:20... И снова пошел. Так я и протопал все 5 километров до Фантхиета. Странный город. Что где находится - непонятно. Нашел карту на стенде, кое-как сориентировался. Вышел к берегу моря, а там бетонное ограждение, бескрайняя лужа жидкой грязи, все загажено, мерзко пахнет, и вода в море какая-то ненастоящая... Промзона, что ли?

 

Вернулся в город по горячему солнцу и городской пыли... Нашел дешевые продажные бананы. Переулками в сумерках вышел куда-то к центру, где обнаружил площадь для аттракционов. Пора искать ночевку. Где? Нормального берега нет, парка тоже, ничего нет. Вывод простой - будем искать, пока не найдем.

 

Я углубился куда-то в глухие переулки города и в совершеннейшей тайге нашел буддийский храм. Спрашиваю у храмового старика - можно я вот тут у вас на терассе палатку поставлю? Он вроде согласился. Скопилось еще народу, все смотрели и удивлялись. Но не успел я поставить палатку, как появился человек в форме. Здесь, говорит, нельзя, а вот давайте со мной!

 

Совсем как в Китае. Забрался я к нему на мотоцикл, меня вывезли на цивильный проспект и доставили в отделение полиции. Полицейские пили чай и меня позвали тоже. Вообще все было менее строго и формально, чем обычно бывает в Китае. Полистали паспорт, спросили, зачем мне храм. Сами купили мне коробку печенья к чаю! Что со мной делать они, похоже, не знали. Полномочий вселять меня в отель они либо не имели, либо еще не научились это делать. И вот мы весело сидели, пили чай с печеньем и трепались о жизни, после чего откуда-то возник веселый дядька, который оказался владельцем отеля. Он сказал: а пошли ко мне! Бесплатно.

 

Он отвел меня в свой отель, выделил комнату (с душем!), принес какой-то еды вроде лапши, а потом еще и пирамидку из невкусных конфет. Эти конфеты я потом таскал с собой пару недель и жевал, когда сильно хотелось есть.

 

Так прошло первое в моей жизни общение с вьетамской полицией.

 

12 марта понедельник Нячанг

 

Проснулся я в своем фантхиетском отеле в 6:30. За окном хорошее, приятное утро, шум машин и гудки. Собрался, забрал внизу паспорт, попрощался со всеми и отправился постепенно на север. По пути заметил рисовую кашу за 4000. Хм... Дорого или дешево? Непонятное жареные плюшки по 1000. Вышел к трассе и очень скоро застопилась машина с бутылками прямо до Нячанга!

 

Путь неблизкий. Водитель был неразговорчив, так что я о основном изучал пейзажи. Никогда не думал, что Южный Вьетнам вот такой сухой. Пустыри, кустики... В одном месте вообще пошли песчанные дюны - где-то перед Фанраном. Настоящая пустыня...

 

Приехали в Нячанг и я вышел там, где от основной трассы ответвляется пятикилометровка на центр города.

 

Nha Trang, кит.Ya Zhuang, рус. Нячанг

 

По текстам Асадчего я знал, что где-то тут гора с большой статуей Будды и монастырь при ней. И действительно - стоит. Белый такой Будда. Высоко на горке. Я поднялся на эту горку, но вместо Будды попал в прилегающий монастырь. Там под навесом как раз суетились монахи. Я спросил, можно ли тут лапшу заварить, и в итоге попал на целый обед из этой самой лапши. И еще несколько пакетиков мне напихали с собой.

 

Подъем к будде чуть дальше. Длинная лестница, денег не собирают, сверху хороший вид на весь город, и даже видны тямские башни вдалеке. Спустившись вниз, я вышел к центру города - он тут слабо выражен - и вышел к морю. тут как в тайской Сонкхле, длинный песчанный пляж. Путеводители пишут о нем в таких тонах: "Семикилометровый пляж Ньа Чанга из белоснежного песка часто называют Вьетнамским Средиземноморьем, и действительно, он считается великолепнейшей жемчужиной в ожерелье прекрасных пляжей Вьетнама." Пляж не сильно белоснежен и не широк, но все же это море. Настоящее море, не виданное с Сиануквиля. Плавки я затерял еще в Камбодже, зато оставались белые индусские штаны - в таком виде я и нырнул в высокие океанские волны. Хорошо. Я не знал тогда, что это будет мое последнее морское купание в 2007 году. В августе будет одно короткое речное, но это все.

 

Штаны отжал и пристегнул к рюкзаку сушиться, сам облачился в саронг. Для Вьетнама странноватое зрелище. В таком виде пошел искать ночевку. Но город застроен довольно плотно, большх парков нет, берег весьма цивилен. Я понял, что единственное безлюдное место - это горка с Буддой. Я поднялся туда наверх, некоторое время побродил мимо стенок и деревьев, и, наконец, нашел два удобных растения, между которыми и растянул гамак. Так и заснул. Завтра - день рождения, надо придумать что-нибудь этакое...

 

13 марта вторник О праздниках и креветках.

 

Сегодня мой день рождения и впервые в жизни я встречаю его не дома, а в приморском городе, причем во Вьетнаме. Я уже нарисова себе картинку: бутылка пива, котелок креветок, вид на океан...

 

Проснулся я примерно в 8:00. Ночью серьезно доставали вьетнамские muoi (комары), так что я даже думал поставить палатку. С утра настроение ленивое, ничего не хочется, и я лежал в гамаке и смотрел на нячанг внизу, за бамбуком... Потом усилием воли собрался и пошел вниз, в центр, искать себе рисовый суп. Но рисового супа во всем Нячанге не было. Вообще. Кругом одна лапша и напитки со льдом. деваться некуда, я выбрал заведение попроще и съел эту лапшу за 5000. В заведении обозначился парниша, который начал на плохом английском вещать про 10 000 за лапшу, но его отшила сама хозяйка лапши. Показательная для Вьетнама сцена.

 

НячангВышел к набережной, пошел по ней на север. Вдоль воды - редкие загорающие туристы. В северной части набережной - большой мост через реку, самое красивое место в городе. Со стороны моря - множество рыбацких лодок, со стороны реки - острова и пальмы, скалы в воде, в стороне - рыжая тумба тямского храма. Внизу, на воде - плетеные лодки-корзинки. Солнце искрится в воде, шум волн, красиво. Тут же около реки вся настоящая жизнь Нячанга. Улица к тямскому храму вся забита торговцами. Я искал креветки, но они тут странно дороги - 5$ за килограмм.

 

Ладно, посмотрим, что такие за башни тямские.

 

Башни построены на высоком месте, очень заметно и эффектно. Вход платен, но забор упирается в реку и там обрывается. Пройти очень легко. Я так и поступил. Обошел забор, забрался наверх по крутому склону, спрятал рюкзак в бамбуке и вышел к башням. Асадчий пишет, что они хорошо сохранились... На мой взгляд - просто хорошо отреставрированы. Напоминает кхмерские храмы в Самборе, но побольше размерами. Ничего особенно интересного, но для туристов заманчиво и фотографироваться можно эффектно.

О тямах.

Государство Тямпа (Чампа) располагалось на пространстве от современнного Дананга до Фантхиета примерно. Южнее жили кхмеры, севернее - вьеты. Язык напоминал малайский. Они были индуисты и строили кирпичные храмы, которые еще сохранились под Данангом (в Мишоне), в Нячанге, и где-то у вьетнамского Фанрана, который при тямах назывался Падуранга. Тямы прославились несколькими нашествиями на Камбоджу, а в 15 веке вьетнамцы (династия Ле) завоевали их совсем, и сейчас тямы еще остались кое-где, но совсем мало. В географии о них напоминает лаосская провинция Чампасак.

Разобравшись с храмами, я продолжил поиски пива и креветок. В результате нашлось пиво "Сайгон" за 7000 донгов, а креветок не нашлсь совсем. Я даже обнаружил рыбный рынок, но он был пуст, вонючь и замусорен чешуей. Сюда надо было приходить утром. Делать нечего. На улице женщина продавала с тележки маленькие блинчики, в которые добавлены кусочки кальмаров. Я набрал миску этих блинчиков, устроился в магазине, который торговал пивом, взял два "Сайгона" и стакан со льдом.

 

Итак, День Рождения. Пусть без креветок, но блинчики с кальмарами тоже ничего. Хотелось на беругу у воды, но на берегу нет стаканов со льдом. Слава тебе, 2007 год, в котором Новый Год был встречен в портовом кабаке Калимантана, а день рождения - в кабаке портового вьетнамского города. Когда еще такое сможет повториться? Когда я еще уеду на полгода? Три десятка минувших дней рождений смешались забылись, забудутся и еще три десятка, а этот останется в памяти до самой смерти. Но ведь смерть важнее дней рождений и время-место для нее надо выбирать еще более тщательно. Попытка будет только одна. Тут надо как следует подумать, но люди не любят об этом думать и умирают кое-где кое-как.

 

Допив "Сайгон" я все же вышел на прибрежный песок и сидел там, устремив глаза в море. Оно шипело, оно пенилось барашками, оно улыбалось моему нетрезвому сознанию и закатное солнце отражалось в нем тысячами розовых искр.

 

Спать я пошел опять к Будде. Но в этот раз там было подозрительно людно, так что я переместился на лестницу, ведущую к монастырю, нашел там ровную площадку и собрал палатку.

 

14 марта среда Далат, вьетамская Финляндия

 

Европейцы в Азии всегда будут чужие, примерно как и азиаты в Европе. Китайцы на чужбине всегда селятся этническими кучками, а европейцы в колониальную эпоху всегда стремились создать свои маленькие кусочки Европы. Так появилось Кэмерон Хайландс в Малайзии, и Далат во Вьетнаме. Французы построили себе в холодном месте небольшой Париж. Французы уехали, а бренд остался. Тут даже своя Эйфелева башня есть...

 

В 6:00 меня разбудили нячангские дворники, сообщив, что сейчас тут будут пальмы поливать. Я свернулся, спустился на улицу за рисовым супом, но его опять не оказалось. Нашел лапшу за 5000, поймал грузовичок до трассы №1, и потом еще один на 20 километров. Тут пришлось повисеть. Место было очень красивое: с обоих сторон залитое водой рисовое поле и много розовых кувшинок... Логически понимаешь, что то красиво, но эмоционально уже свыкся с этим и ничего внутри не переворачивается. Даже обидно.

 

Постепенно я осознал, что пропустил прямую трасу на Далат и меня унесло куда-то сильно южнее. Пришлось ловить машину до Фанрана и уже оттуда искать что-то на Далат. Почему-то Фанран никак не отложился в моем сознании.

 

В сторону Далата поймалась легковая. Трасса скоро пошла в горы, начала делать сложные извивы, растительность становилась все менее южной. Машина шла странно - перед Далатом она ушла куда-то влево и километров через 30 вывезла меня на сайгонскую трасу, где я и вышел. Еще 30 кило до Далата и проскочил на машине, про которую ничего не помню.

 

Провинция Лам Дун. И как понимать: "Лесная Пещера" или "Пещерный Лес"? По китайской логике - первое, а по вьетнамской?...

 

Далат, китайское Da Le. Я оказался там уже под вечер. Заметил большое озеро и стал думать, где тут что, и как в городе ориентироваться. Интересно было глянуть "Сумасшедший гэстхауз", воспетый Асадчим. Как найти его, я не знал, но вдруг образовался хэлпер-мотобайкер, который сперва хотел оказать какую-то платную услугу, потом вдруг вызвался отвезти меня до гэстхауза просто так.

 

Это оказалось недалеко, несколько кварталов от озера, рядом с Эйфелевой башней, хотя квартал глуховатый и самостоятельно искать непросто. Упомянутый гэстхауз построен вьетнамской женщиной-архитектором, которая много лет прожила в СССР, потом работала на государство, а потом решила поработать для души и построить нечто необычное. И вот она воздвигла нечто в стиле "Алисы в...". Асадчий писал, что русским вход бесплатен...

 

Подхожу к воротам... Там касса сбоку... В воротах юная дама проверяет билеты.

 

-А кто с России, им тоже платить? - спрашиваю я. Дама секунду поколебалась и сказала - нет, не надо, проходите пожалста! И я прошел.

 

Несколькими днями позже Света тоже приехала в Далат, но попробовала пройти по ДГ, в чем потерпела неудачу. Заведение частное, и хозяйка не впечатлилсь печатями. Пришлось Свете платить 10 000 донгов. Мораль: надо быть проще.

 

Сумасшедший гэстхаузТам сразу слева инфо-комната, где развешаны статьи и обращения. На вьетнамском, английском и русском. причем русская версия очень грамотная, и начинается словами: "Не для кого ни секрет, что..." Суть обращения в том, что люди оторвались от природы и это нехорошо. Как я понял, гэстхауз построен именно в стиле биологизма, там нет ни одной прямой линии. Все извивается и перетекает из чего-то во что-то. Все несущие конструкции закрыты бетоными наплывами. Среди современных построек это смотрелось бы дико, но среди рстений и деревьев очень даже органично получается. Мне только трудно было понять, как автор представлял все это в воображени и как отображал это в формате чертежа. Воображение надо иметь мощнейшее, и это само по себе внушает уважение.

 

Медитативное место. Я ходил по всем этим комнатам, переходам, пещерообразным проходам, опутанным не то сталактитами, не то корнями, и линейное мое городское сознание постепенно менялось. Как мне кажется, тут начинаешь осознавать мир трехмерно. Или что-то в этом духе. Первый случай в моей жизни, когда архитектура действительно доходит до сознания и как-то с ним взамодействует, причем без паказухи и эпатажа, без эффекта ради эффекта. Жаль, что у нас в Питере нет чего-то в этом роде. Кто будет в Далате, посмотрите обязательно. Хотя на всех действует по разному.

 

Вышел к площади у озера. Хотелось кофе. Я увидел женщин, торгующих какой-то едой. У них была горелка и я спросил, нельзя ли воспользоваться для своих нужд. Они не сразу поняли, но в итоге разрешили поставить на огонь мой чайник. Образовались любопытные. Кто-то принес рюмку холодного вьетнамского кофе. Хозяйка огня вручила жареное яйцо. Потом образовалась цивильного вида женщина и распорядилась доставить мне миску лапши. Потом она же подошла и сказала, что тут вот ее знакомые просили мне передать... И вручила 100 000 донгов. И это было еще не все. Жителям Далата определенно понравилось дарить мне всякие вещи и кто-то принес зимнюю шапку спортивного вида. Я несколько удивился такому внезапному обвалу подарков. Такого не случалось ни в Китае, не в Сирии.

 

Но где-то надо ночевать. С улиц Далата видно много поросших лесом горок, но в темноте трудно понять, что там такое. Я вышел к одной такой горке, а она оказалась огорожена по периметру сеткой. Где сетка, там и лазейка... Я поискал и нашел дыру. За сеткой - поле и деревца. Я протащил туда рюкзак, побродил по полю и пришел к мысли, что это площадка для гольфа. Тоже вариант. Я нашел ровное место между сосен и там залег.

 

Уже засыпал, когда услишал странный звук в кроне деревьев. Звук приближался. Что-то шипело и шелестело и подкрадывалось все ближе. И вдруг на меня полилась вода! Я вжался в коврик, ожидая, не будет ли чего похуже... Вода ушла в сторону... Выглядываю... А это поливалка заработала! Торчит такая пушка из земли и медленно вращается... Пока она делала полный круг, я успел оттащить вещи на безопасное расстояние.

 

15 марта четверг Дорога на Метхуот

 

Я проснулся в 7:00. Утро в Далате было необыкновенное. Впервые за 5 месяцев утром было прохладно! Я вылез из-под тента, а вокруг подстриженные холмики для гольфа, сосны, бледное солнце... Совершенная Финляндия! Я сгрыз вчерашнюю картофелину, собрал вещи и тут образовался человек в форме. Он попросил мой паспорт, задумчиво его полистал, что-то поспрашивал, но единственное, что он мог сделать, это вывести меня с территории гольф-поля. Я и сам собирался.

 

Я стал кружить по Далату. Час провисел в интернете. Кажется, не успел получить письмо от Светы, которое она написала в 9:30 ("Dobralas do Fathtieta, slazila na goru. Seichas edu k dalatu. Potom v Nyachang. kak DR spravil?") Купил несколько бананов за 2000... Ну абсолютно никакого Вьетнама, чистая Европа. Все такое упорядоченное, цивилизованное, костелы там и тут, улочки узкие, то вверх то вниз... Наверное, и люди тут тоже организованные и упорядоченные, шаблонные, как в Европе... Я пришел к Эйфелевой башне, нашел там пекарню с хорошими плюшками по 3000 донгов и запасся двумя. Одну съел сразу, потом завернул в одну едальню сварить кофе, так получил миску лапши и дольку арбуза. И пошел на выход.

 

На обочине стоял школьник и пытался поймать машину в сторону города. На противоположной (моей) стороне бездельничал парень на мотоцикле. Увидев меня он оживился, заулыбался, стал показывать на свой мотоцикл: "Мистер! Мотобайк! Кэн ай хелп ю?"
 

 

-Ребенка, - говорю, - видишь? Ну так и помогай, если такой хороший.

 

Парню эта идея показалась смешной и глупой. Он продолжал трындеть про "мотобайк".

 

-Скотина, - говорю я мрачно, - помоги ребенку!

 

Смеется, гад. Я послал его в резкой форме и ушел. Терпеть не могу мотобайкеров... Понимаю, что работа такая, что деньги зарабатывают, но зачем же вот так по скотски себя вести?

 

Трасса выходит из Далата очень быстро и сразу же идет по горам среди сосен. Я свернул туда, под сосны, вниз по склону, полежать и подышать лесным воздухом. Просидел там час, до 12:15 примерно. Все бы хорошо, но карта примитивная и ориентироваться сложно...

 

Застопил нашу родную "Ладу" до поворота на 27-ю трассу, откуда медленный японский "Хино" привез меня в Динь Ван. Началась долгая дорога на Метхуот и Плейку, через провинции Дак Лак и Зя Лай.

 

Подвезли 2 грузовика... Начались горы, густые леса (не тропические) и трасса сузилась. Машин все меньше. Дак Лак - это такая Вьетнамская Сибирь, тут холодно и безлюдно. К вечеру я достиг границы провинции и пограничной реки... Река эта потом утекает в Камбоджу и протекает мимо Ломпхата, где снимался "Апокалипсис сегодня". А тут верховья, речка скромная... У моста замусоренный поселок. До метхуота еще 80 километров.

 

Я съел вторую картофелину из своих запасов. Из домика у трассы нетрезвая молодежь зазвала посидеть с ними, выпить водки и пожевать колбасы. Совсем как наша нетрезвая молодежь, но не такие агрессивные и совершенно адекватные.

 

Когда я их покинул, солнце уже садилось. Машин не предвиделось. Я свернул вправо от трасы, поднялся на холмик, нашел там немного ровного места на какой-то вырубке и установил там палатку. Ну вот где тут Вьетнам? Лес, серое небо, щепки какие-то... На фотографии бы не отличили от России.

 

Так закончилась первая вьетнамская неделя. За день растратилось 11000 донгов...

 

16 марта пятница

 

В это день что-то изменилось в мироустройстве. Наползли серые тучи и солнце пропало в них на многие недели. Так навсегда закончилась индокитайская тропическая жара и оставшиеся дни были прохладные и дождливые. Вплоть до 3 апреля, когда совсем похолодало...

 

Проснулся я в 7:00, когда солнце еле-еле пробивалось сквозь туман. Есть совершенно не хочется. Ничего не хочется. Время остановилось. Я спустился на дорогу, с полчаса шел среди сосен и в 8:15 застопил скоростной грузовик, которые ехал почти в Метхуот. Он высадил меня в 9:50, еще одна машина подбросила до города и вот я на окраине Метхуота... 11:00. Город - в стороне, в километре на восток, а я оказался у кольцевой развязки. В сам город, наверное, не стоит заходить, так что, может, сразу на Плейку? Я завернул в едальню, выторговал сее миску риса за 2000. Хозяева от себя добавили мяса и мясного бульона. На этой развязке я застопил грузовик с кирпичом, который провез меня полпути до границы провинции - до города Буон Хо. Там завернул в едальню глотнуть чая и мне подарили странный фрукт, красноватый внутри.... Время - 13:30.

 

Оттуда я застопил грузовик почти в Плейку. Повезло. От Метхуота до Плейку 180 километров, а грузовик взял на 145... Трасса стала живее, появились деревни, траффик кое-какой есть. Везде асфальт. Дорога идет по хребту, так что справа и слева иногда мелькают симпатичные виды. В 4 километрах от города грузовик ушел в лево, я вышел и поймал "Интернационал", из которого вышел в 4 километрах от Плейку. Там я первым делом завернул в едальню, чтобы заварить лапшу и получил очередную рюмку водки. Только покинул едальню, прошел немного до развязки, как група пьющих и закусывающих пригласила на 3 рюмки водки и еще миску лапши с мясом вручили. Хорошо еще, рисовая водка послабее нашей...

 

Итак, Плейку, по-китайски Бо Лай Гу. В 1975, как раз в марте, тут стояла сайгонская армия и едва не попала в окружение. Она стала отступать к морю и там по пути ее таки окружили и уничтожили. Дрога на Сайгон была открыта. Всех событий на 5-6 дней, но за эти дни на другом конце континента успел родиться я.

 

От развязки до центра - километр. Я нашел храм, где странный нетрезвый дядька проявил непонятную активность и все пытался напоить меня коньяком. Наеки на ночевку не прошли и вообще, похоже что монастырь был женский... Я вышел к центру, где памятник солдату, свернул наугад влево. Еще храм, но безлюдный. Иду дальше. Темнеет. Подвернулась большая компания, пьющая пиво, среди них хорошо англоговорящая женщина, только что, как я понял, вернувшаяся из Америки.

 

Итогом поисков стали заросли бамбука, за которыми оказалось что-то вроде сухого рисового поля. Там я и поставился. Утром, думаю, разберусь, где я.

 

17 марта суббота Дорога №5

 

Проснулся в 6:30, когда было уже светло и туманно. Место оказалось идиллическое: сухая рисовая терасса, бамбуковая обсадка, внизу речка, за речкой на горе большой храм. Там что-то ремонтируют и в утренней тишине слышен стук молотков.

 

Свернул палатку, поднялся на улицу. Зашел в простенькую едальню, спрашиаю - почем лапша? Молчат. Достаю бумажку в 1000 донгов, спрашиваю - этого вот сколько? Молча вручили миску лапши. Съел. Тишина. Выхожу... Ни слова. Ну и как это прикажете понимать?

 

Прошелся к центру городка, купил большую плошку по 3000 донгов, вышел к рынку, нашел там огонь и устроил кофепитие. Я уже понял, что во Вьетнаме нет "индокитайских плюшек" вроде тайских пятибатовых или индонезийских 2000-рупиевых, зато есть вот эти большие вкусные чисто вьетнамские плюшки по 3000 донгов. И еду тут готовят не на дровах, как в Лаосе и местами в камбодже, а всегда на плитках с высокими газовыми баллончиками... Кстати, на рынке продавались креветки. Значит, на побережье их нет. а в горах есть?

 

Походил по Плейку, вышел к тому храму на горке. Храм большой и красивый, весь заставленный деревцами в кадках, тут же мастерская по изготовлению деревяных статуй и огромное множество этих самых статуй.

 

А вот интернет в городе понимал только вьетнамский и даже транслит не помогал... Там я впустую протратил 2000 донгов и ушел ни с чем.

 

Долго выходил из города. Неожиданно застопился большой Джип-Мицубиси. Там едут трое и, вроде бы, в Дананг. Они вручили мне воду, пару долек манго, апельсин. И мы поехали от Плейку на восток... Давно хотел я посмотреть на эту дорогу. Здесь 13-18 марта 1975 года сайгонская армия отступала к морю, где-то тут она была окружена и уничтожена. Я раньше представлял себе, как он шли под дождями через тропический лес, а тут кругом сосны... Пока дорога идет горами, там везде эти сосны, потом она спускается на равнину и сосны пропадают...

 

В 14:00, немного недоезжая трассы №1, мы свернули на кладбище - смешанное буддийско-христианское. Вьетнамцы сгрузили на одну могилу фрукты, расставили свечки, рассовали везде курительные палочки, развели костер и стали туда бросать пачками рисованные деньги. Интересно смотреть, как горят толстые пачки долларов...

 

После кладбища они вывезли меня на трассу №1 и там высадили. Прямо с трассы виден большой тямский храм на горе. Тут же у дороги едальни. Зашел, спросил, почем простой рис. Первыя едальня заявила - 10 000, вторая сперва сказала 10 000, потом согласилась за 5 000, и в итоге таки сдалась за 2000. И еще потом донесли стручковой фасоли.

 

Попробовал пройти к храму, но там все перегорожено, и кто-то сказал, что закрыто на ремонт.

 

На трассе застопился скоростной грузовик. Ехали долго, начало темнеть. Я решил выйти в городке Duc Pho и там поискать себе еду и место под палатку. В 18:10 вышел, но все плюшки были дороги. Я прошел весь городок насквозь, там нашел пустую полянку и решил там обосноваться. Но только начал ставить палатку, как из соседнего дома пришли люди и затащили меня ночевать к себе. То есть так прямо в дом. Немыслимое дело для Китая, но вполне обычное для Вьетнама. Как я потом понял, такое возможно в местах, удаленных от полиции.

..........

 

1 8 марта воскресение Хойан

 

В каждой стране есть своя Хургада. В Лаосе это Луангпрабанг, в Камбодже Сиемрип, а во Вьетнаме город Хойан. Здесь много ярких, традиционных, экзотических построек. Расчет на попугайское воображение туриста. Но надо было посмотреть, что это такое.

 

Я проснулся около 6:00. На трассе уже шумели грузовики. Хозяева проснулись немного позже меня, сразу накормили бп-лапшей с зеленым чаем, вручили коробку вафель, два банана, рис в пальмовом листе и 40 000 донгов.

 

Выйдя на трассу, я некоторое время шел мимо рисовых полей, грыз вафлю. До Хойана я добирался медленно, на нескольких грузовиках. В одном небольшом городке завернул в мастерскую сварить кофе, так попал на обед - накормили рисом с травой. Тут же застопился грузовик почти до Хойана. В 13:30 он остановился у едальни и снова меня кормили рисом... На следующей машине я проехал поворот на Мишон, куда собираюсь заглянуть после Хойана. Поворот прямо в черте города и есть указатель.

 

Грузовик привез меня к повороту на Хойан, окуда до города еще 10 километров. Я одолел эти километры автобусом.

 

Итак, Хойан. Действительно похоже на Луангпрабанг, но немного живее. Линейная планировка, много старинных домиков, интересный японский мост. Вернее, этот мост был бы действительно интересным, если бы его интересность не стала брендом.

"Крытый японский мост (Коу Нят Бан или Лай Вьен Киеу) соединяет улицы Чан Фу, 155, и Нгуен Тхи Минь Кхай, 1. Первый мост на этом месте был построен в 1593 г. японской общиной Хойана, чтобы связать ее с соседними китайскими кварталами, находящимися на другой стороне реки. Мост был покрыт крышей, которая служила защитой от дождя и солнца.

 

Крытый японский мост построен очень солидно, очевидно потому, что его первые строители боялись землетрясений, которые являются обычными для Японии. Столетиями украшения моста оставались относительно неизменными, отражая стремление японцев к сдержанности, которое сильно контрастирует со склонностью вьетнамцев и китайцев к фантастическим украшениям. Французы выпрямили шоссе для удобства езды на своих автомобилях, однако оригинальная арочная форма была восстановлена во время основной реставрации, проходившей в 1986 г.

 

На северной стороне моста построен небольшой храм, Чуа Коу. На его двери написано название, данное мосту в 1719 г. взамен прежнего - Японский мост. Новое название моста - Лай Вьен Киеу (Мост для прохожих издалека), так никогда и не прижилось.

 

Два входа на мост охраняет пара обезьян с одной стороны и пара собак с другой. Согласно одному преданию, эти животные очень почитались, т.к. многие из императоров Японии родились в год собаки и обезьяны. Другая легенда гласит, что строительство моста было начато в год обезьяны, а закончено в год собаки.

 

На стеле указаны имена вьетнамцев и китайцев, давших деньги на последующую реставрацию моста, написанные китайскими иероглифами (чы нё), вьетнамская письменность ном тогда еще не была популярной в этих местах."

Храмы в основном платные. Горы сувениров всех видов. На удивление много различной живописи. Нашлось мороженое по 2000 донгов... Ближе к ночи сторговался на кучку хороших бананов за 3000.

 

Много белых туристов. Умеют же они держаться с этаким колониальным видом. Совершенно чужие, совершенно сами по себе. Жутко даже представить, что меня могут причислять к таким вот людям. И грустно видеть, как вьетнамцы вокруг них вертятся...

Вьетнамская манера расстилаться половичком перед фарангами меня вообще шокирует. Ладно бы кхмеры или лаосцы - те мирно сидели при французах и слова поперек не сказали. Но ведь у вьетнамцев была совершенно нечеловеческая энергетика! Не сдавались, воевали, восставали, с палками на винтовки бросались. Потом заполучили оружие и воевали со всей Америкой и таки победили ведь, и показали всему миру, что американцев можно побеждать. Полпота раздавили без особых усилий, китайцев остановили в 1979... Какая еще страна имеет такую вот мощную биографию? Кто может похвастаться трофейными американскими танками? Вьетнамцы могут... И чего ради? Чтобы втирать фарангам лапшу по 10 000 донгов и ныть "мотобайк, мистер!..."??? Или настоящие вьетнамцы где-то попрятались? Непонятно...

В плане дикой ночевки Хойан удобен. Там есть остров с большим газоном, где можно поставить палатку. А фарангов в городе такое море, что полиция на них уже не обращает внимания.

 

Я и поставился на траве у воды. Рядом покачиваются вьетнамские лодки, там живут люди. Моя палатка сильно удивила одну женщину.

-Mister!! Why don't you sleep in your hotel??? - вопросила она.

-And why don't YOU sleep in your hotel? - в тон ей ответил я.

Надо будет написать на палатке "Отель Сайгон", что б не задавали глупых вопросов.

 

19 марта понедельник Мишон.

 

В планах на этот день - посещение Мисона, аналога Ангкора, только помньше. Это совсем недалеко от Хойана, хотя дорога глуховата.

 

Утро серое, пасмурное, восходящее солнце едва заметно. Город начал немного оживать в 6:00. Я собрался, отправился на рынок, где нашел лапшу за 5000. Отправился на выход вдоль набеежной через этот их пресловутый японский мост. По пути взял кофе. "Со льдом" стоит 3000, без льда - 4000. Но я взял без льда.

 

На выезде трасса идет вдоль ркеи, тм ссернул к воде вымыть ноги. Рядом была пришвартована баржа с песком, на ней сидел рабочие и ели лапшу. Позвали и меня на лапшу. Кто-то принес водку в полиэтиленовом пакетике, вылил в пиалу и пустил по кругу.

 

От баржи я застопил грузовичок до основной трассы и там еще один на 10 примерно километров, до поворота на My Son. Поворт снабжен нечетким указателем, рядом толпа навязчивых байкеров. Удачно застопился грузовичок, который провез до поворота на собствено Мисон, туда осталось 10 километров. Еще одна машина провезла 7 километров и оставшиеся три я прошел ногами.

 

Ну вот я и в Мисоне.

 

Справа пустырь и речка за ним, слева две кафешки, дальше справа еще непонятный комплекс зданий, а впереди - ограждение и основной вход. За входом сразу гора и с моего места непонятно было, куда поворачивает дорога, вправо или влево.

 

Я нашел мостик через речку, обнаружил там густые заросли и замаскировал там рюкзак. Далее началось интересное: я обходил справа весь входной комплекс. нашлась тропа, петляющая по холмам, и я пробирался по этой тропе, стараясь не попадать на участки, просматриваемые с дороги. Своего рода игра в войну. И ведь тропа такая хорошо протоптанная, явно сотни людей прошли... Куда?

 

Продравшись через заросли, я в 12:10 выбрался на основную дорогу, уставший и исцарапанный. Прошел вперед с километр - а там еще что-то вроде чекпойнта. Его я тоже обошел справа загадочными коровьими тропами. И в самом деле: по зарослям плотная сеть тропинок, протоптанных коровами. Зачем коровы ходят в Мисон, обходя чекпойнты?

 

От последнего чекпойнта (или места, похожего на ч-п) идет асфальтовая дорога. Скоро она обрывается и начинается грунтовая узкая тропа немного вверх. Она огибает холмик и выходит прямо к группе построек: своего рода ресепшен. Там можно найти полочки с сувенирами и карту. Из карты следует, что храмы в долине групируются кучками. Строители сперва создавали ровную квадратную площадку, потом на ней взводили несколько небольших храмов, обычно из кирпича, хотя местами и каменные. И вот таких квадратных комплексов с Мисоне примерно 4, из них один самый облагороженный, остальные заросли травой. Храмы по своей сути просто большая кирпичная тумба и немного свободного места внутри. Но есть и нечто покрупнее, причем там даже сделан музей. Можно посмотреть на обломки статуй и - внимание - на камни с тямскими надписями.

 

Вот это здорово. В Ангкоре я ни одной буквы не обнаружил. А тут есть. Шрифт типа тайского, а язык типа малайского... Интересно.

 

Неистребимо лезут в голову сравнения с Ангкором. Храмы, конечно, тут гораздо меньше. Но Ангкор плоский, как стол, а здесь вокруг горы. Ангкор я видел скучно осенним и шуршаще желтым, а тут все зеленое, настоящий лес, ощущаются тропики.

 

Пошел обратно. Просто по дороге мимо чекпойнта. Вышел за территорию, вернулся в заросли за рюкзаком, оттуда завернул в едальню у дороги. Время уже к вечеру, имеет смысл тут и ночевать. Хозяин заведения кое в чем посодействовал с едой, а в смысле ночевки сказал так: он и сам бы рад, и уже одного француза приглашал, но утром пристанет полиция, так что лучше палатку поставить немного в стороне. Не сильно огорчаясь, я возвел свой желтый купол неподалеку на ровной поляне.

 

Остаток дня торчал в кафешке. Помог хозяйке принести воды: она использовала бамбуковое коромысло и два ведра. Оказывается, это все не так просто и требует навыка. Надо привыкнуть к коромыслу и отработать походку. Нагрузка не хилая. Удивительно, как субтильные вьетнамки вот так легко и быстро с ними бегают? У этой же хозяйки раздобыл таз, ушел на реку и перестирал все, что набралось нечистого за последние дни.

 

Так вот закончился день. А где-то далеко на западе сейчас день рождение Вали Дюрягиной, и где-то там она сейчас бродит под снегом, а мне и поздравлене написать неоткуда. Пусть она меня простит.

 

20 марта вторник Дананг

 

Утром пошел мелкий дождь. Кажется, впервые за весь Вьетнам. Палатка в целом выдержала, хотя один шов все же пропускал намного воду. В 7:30 дождь утих, я свернулся и переехал в едальню. Меня угостили кофе и бп-лапшой. Приехали два мокрых фаранга... Дождь опять зарядил, и небо равномерно серое до горизонта. В 8:45 один вьетнамец вдруг вручил мне две банки мангового сока и кока-колу. Просто так.

 

Когда дождь утих, я решил, что пора идти в Дананг. Дорога пуста. Несколько раз начинался мелкий дождь. В одном месте спрятался под навесом жилого дома, к чему обитатели отнеслись совершенно спокойно. Застопилась машина с продуктами, которая вывезла к повороту, где я попал в автобус с евротуристами. На нем и доехал до трассы №1. Автобус шел в Хойан, но я вышел немного раньше.

 

Я оказался в поселке,по которому пошел медленно, высматривая интернет - хотелось рассказать про Мишон. Интернета не обнаружилось. Зато на выезде из поселка застопился крутейший джип до Дананга. Водитель был начальником крупной торговой конторы, понимал английский и даже знал слово "хитчхайкинг". Почему-то он высадил меня на окраине Дананга.

 

Da Nang, кит. Xian Gang, Дананг

 

Итак, 13:30, Дананг. Я направился ногами в центр, по пути завернул в интернет-кафе и переждал та очередной дождь (14:04-15:00). Застопился "ЗИЛ", который довез до центра города. Где тут центр, не очень понятно. Сперва тянулась цивильная набережная, потом вдруг образовался заброшенный пустырь. Потом вдруг пляж. Обыкновенный такой пляж, погрязнее нячангского. Рядом продают крабов и креветок.

 

Когда стало темнеть, я нашел большой храм. Понятно было, что не впишут, но попробовать стоило. Я зашел, нашел старика монаха, поинтересовался принципами. Старик, улыбаясь, ответил, что он бы с радостью и восторгом, но ведь полиция утром заявится, да начнет вопросы задавать. Понимаете? Понимаю. Покинул храм, а там а углом один вьетнамец разводит огонь и собирается жечь там ритуальный бумажный костюм. Это есть в стране такая индустрия: изготавливают из бумаги пиджаки, галстуки, штаны, обувь, шляпы и иное, для сжигания в храмах на поминки. Про ритуалные деньги я уже упоминал, а вот костюмы только тут и увидел.

 

Надо было где-то спать. Я высмотрел строящееся здание и решил попробовать туда незаметно проскользнуть. Но белому человеку с рюкзаком очень трудно сделать во Вьетнаме что-либо незаметно. В 18:40 я сделал попытку проникновения и был обнаружен. Вылилось это в долгий разговор с молодежью. Рассказываю: так вот и так, еду себе по Вьетнаму, денег особенно нет, но в целом все хорошо. Молодежь вручила бутылку воды и стала что-то говорить про еду. В результате притащили две булки с начинкой из мяса и овощей. Понемногу скапливается толпа... А я жду, что последует. Последовало то, что одна девушка вручила 10 000 донгов. А потом прикатила полиция.

 

"Начинается!", подумал я. Но поспешил. Полиция со мной даже разговаривать не стала. Она перебросилась парой слов с рабочими и уехала. Рабочие говорят: о да, у нас спать можно! Я с трудом поверил всему происходящему.

 

В 20:30 я уже собирался спать. Мне выделили шикарное лежбище с настоящим матрасом. Все было прекрасно и радужно, и тут снова образовалась полиция. надо полагать, уже какая-то особая.

 

-Поехали.

-Куда?

-Туда. Поехали.

 

И меня повезли. Неужели вписывать в отель? Маловероятно, все же не Китай... Я с интересом ждал, чего будет, но произошло самое неожиданное: полиция привезла меня к российскому консульству!

 

Нехило перевели стрелки. Я и забыл, что в Дананге есть такое...

 

Вышел сотрудник, спросил, что у меня случилось. Я чстно ответил, что у меня все было прекрасно, а вот полиция зачем-то привезла сюда. Сотрудник отослал полицию, завел меня в здание консульства, ненадолго отлучился, после чего сказал, что сейчас пристроит меня в отель. Так, мол, проще, а консульство не обеднеет.

 

И он действительно отвез меня в некий отель в центре Дананга и там оставил. По ходу выяснилось, что он учился на востфаке, специализровался по династии Поздние Ле... Поговорить бы с ним об этом, да времени нет...

 

К сожалению, я уже забыл и как звали этого сотрудника, и сколько стоил тот отель.

 

Вот так странно завершился этот день.

 

21 марта Мокрый город Хюэ

 

Итак, утро, отель, центр Дананга. Я проснулся в свои обычные 7 часов утра. Обычно ночевка в отеле подразумевает право пользоваться им до 12:00, то есть можно оставить вещи и побродить по городу. Так и поступим.

 

Часа три я крутился по Данангу. Нашел себе лапшу за 5000, плюшку за 1000, недешевый интернет (4500). Погода получше вчерашней, дождь всего пару раз прошелся. Город пасмурный такой, мокрый. Атмосферы чуть побольше, чем в Сайгоне, хотя все равно слабовато. Рынка даже не видно. А на рынках обычно самая настоящая народная жизнь скапливается...

 

В 10:00 вернулся в отель, не спеша собрался и в 11:00 покинул его. Пошел на выезд, на север, по улице Дьенбьенфу. У ж/д переезда завернул в пролетарского вида едальню выпить кофе (12:15) и сразу после этого меня подобрала фура, идущая в Хюэ.

 

Так я покинул Южный Вьетнам. За Данангом нам предстояло перевалить знаменитый хребет, разделяющий Север и Юг и две климатические зоны. Говорят, в Хюэ всегда холоднее, чем в Дананге. И с перевала должен быть красивый вид на побережье. Но сейчас там прорыли туннель и фура пошла туннелем. Жалко. Примерно в 13:30 остановились у едальни, устроили себе обед из риса, мяса и кальмаров.

 

Hue, кит. Shun Hua, Хюэ

 

Этот город в русском интернете называют то Хюэ, то Гуэ, а один интернет-путеводитель даже поместил у себя два раздела: один про Хюэ, другой про Гуэ. Вот ведь клоуны.

 

15:00 - вышел в Хюэ. Как ориентироваться, где крепость, совершенно непонятно. Спрашивал народ, рисуя на бумажке башенки. И вышел таки. Крепость громадна, так что не найти ее все равно не получится.

 

Как я понимаю, когда-то тут побывала столица. Крепость в виде квадрата громадна, вся пересечена каналами и прудами. Хюэ мог бы быть лучшим городом Индокитая, но сейчас он сильно запущен. Пруды и каналы заросли кувшинками, на стенах сажают овощи, улицы заросли кустами, застроены какими-то сараями, заборами. Но может быть и хуже: если на китайский манер понастроят глянцевого диснейленда. Совсем беда будет.

 

Хождение по громадному Хюэ отнимает немало энергии. Нашлась полянка с американской трофейной техникой - несколько мрачных танков. Приятное зрелище. Кое-где на перекрестках еще стоят бетонные доты. В центре города императорский дворец, единственное окультуренное место, но вход туда платен, 30 000 донгов.

 

Когда начал сгущаться сумрак, я стал высматривать места, пригодные под ночевку. При всем обилии зарослей ночевать особенно негде. То мокро, то грязно, то неудобно... В итоге я нашел группу деревьев у южного угла крепости, повесил гамак и там устроился. Вроде и приятное место, с видом на канал и стену, но уж больно сыро...

 

Так и закончился для меня Южный Вьетнам. Завтра - большой рывок на север, на Дунхой и Винь. Уже хочется побыстрее сменить обстановку, посмотреть что-то новое. Храм Ле Лоя, например...

 

Радуга
Камбоджа. Дойти до Меконга.
Камбоджа. Баттамбанг и Ратанакири.
Вьетнам. Сайгон на горизонте!

 

 

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.019896984100342 сек.