Китай: Хэнань-Гуанси-Юньнань

4 октября среда. 13-й день визы.

 

Утро в горах севернее Шияна.

 

Проснулся, когда солнце еще пряталось за горами. С утра прохладно, но не всерьез. Когда солнце поднялось и стало сильно греть, я выполз из спальника, осмотрелся, сварил себе овсянки на вчерашнем подарочном молоке и доел пирожки с лапшой под чай. Красиво вокруг. Холмистый лес, уходящий волнами вдаль. Фотоаппарат бы... Бы... Смотрю, как машины идут по карнизу трассы. Сверху за трассой гора, поросшая соснами... Покончив с едой, я собрался, дошел до горы, замаскировал рюкзак в зарослях и полез наверх. Испытал определенные сложности с колючками, но все же заполз на гору. Почти Крым. Много сосен, все их хвоей усыпано. Полнейшее безветрие. Уже спустившись и пройдя по трассе немного, я увидел вывеску - мол, особенная какая-то гора.

 

(12:25) Застопилась машина, где ехали четверо: два парня и две девицы, веселые и современные. Потеснились, усадили меня. Едем вроде как сразу в Шиян. Остановились у апельсиновых зарослей, современные девицы туда сбегали и притащили несколько апельсинов. Два вручили мне. Едем дальше, мирно чищу апельсин... Вдруг, метров через 500 буквально под колеса бросается женщина в бордовой рубахе. Тормозим. Женщина поднимает крик, за ней вырисовываются три мужика с граблями в руках и две собаки. Я сообразил, что это из-за апельсинов. Суть претензий мне осталась непонятна, как и суть контраргументов, но ругались очень долго. Женщина орала, выдавая профессиональную скандалистку. Появилась девушка: в оранжевой кофте, с подозрительно прищуренными глазами. Что-то стала нам говорить. В итоге водитель плюнул, отдал им 100 юаней и дело заглохло. Неплохой бизнес: сотня за килограмм... (это все в 12:50 началось).

 

Наконец, долго петляя между гор, мы прибыли в Шиян. Меня даже доставили к интернет-кафе. Спросили, есть ли у меня icq. Странная пошла мода в Китае на это дело. В общем, расстались. Забавные такие люди... Весело с ними было ехать.

 

Зашел в интернет. Как всегда в Китае, он громаден - я насчитал примерно 300 машин. Сами же машины оказадись глючными и тормозными. Около часа ушло у меня на постоянные перезагрузки и попытку подключения usb. Но я их все же одолел.

 

Написал письмо Кубатьяну. Получил письмо от Светы Поздериной из Сиани от 29-го. Обещала пробыть там до 1-го. Куда потом - не сказала.

 

(15:30)Вышел из интернета, пересек здешнюю речку, обнаружил продажу холодной лапши (2 ю.) и устроил себе обед. Вышел на Renmin Lu. Шиян по сути город одной улицы, на север и юг выходить только по ней. Тут я обнаружил магазин всяких железяк, зашел в него... (Вообразите задумчивость женщины, которая никогда не предполагала, что ее магазин может заинтересовать иностранца) ...и попросил себе кусок проволоки для котелка. плоскогубцы.... (Удивление удвоилось) ...Здесь же плоскогубцами придал ей нужную форму.

 

Странно, но меня посетила какая-то желудочная неудовлетворенность. Не голод, а именно неудовлетворенность. Решил потратить еще юаней и приобрел толстый вкусный блин и плюшку, все на юань. Поинтересовался ценами на виноград, оказалось, 5 юаней за килограмм. Многовато. Завозной, синцзянский...

 

Улица Renmin пересекла железную дорогу и уперлась в поперечную улицу. Тут я методом расспросов нашел направление на юг - улица несколько в гору. На этой улице я нашел магазинчик, побродил по нему и приобрел полкило сахара за 3 юаня. Он так и был расфасован - полкило, оно же цзи. Так как желудок все еще чего-то упрямо хотел, я взял бутылку молока за 3 ю. и неподалеку на скамеечке его распил с плюшкой. Стало немного веселее. Однако, 12 юаней сегодня ушло...

 

Когда улица стала превращаться в горный серпантин, уже стало темнеть. Я поднимался по серпантину, рассматривая Шиян внизу среди холмов. Можно было застопить что-то, но проезжать Уданшань ночью не хотелось. Я шел, присматривая место для ночевки. Уже совсем стемнело, когда заметил слева тропинку вверх, на гору. Полез по ней. Тропигка была крута, а кое-где даже прорублена ступенями в камнях. Для чего? Я поднимался все выше почти наощупь и через некоторое время оказался на площадке под огромным деревом. На дереве висели цветные ленты и обрывк тряпочек. Внимательно присмотревшись, я осознал, что оказался в местном капище. Нашел даже домик для идолов и там миски с чем-то. Вот ведь занесло... Интересно, а спать тут можно? Если вдуматься, я оказался тут случайно - стало быть, духи этого места сами привели меня сюда. Будем спать. Я раскатал спальник и устроился поблизости. Вышла луна из-за облака. Ленты медленно покачиваются в лунном свете. Остается только назгулам появиться... Надеюсь, этой ночью здесь не запланировано человеческих жертвоприношений.

 

Итого, за сегодня пройдено километров с 60. Зато слазал на гору, посетил Шиян, нашел интернет и купил сахар.

 

5 октября четверг. Облом-2

14-й день визы.

 

Ровно месяц с момента выхода из дома. Утомление от избытка информации пока незначительно. Денег ушло менее 20$, а вот потерь уже прилично...

 

Утром проснулся поздно, когда солнце уже поднялось над горой. Вокруг в горах все тот же туман. Изучил "храм" при свете дня, обнаружил там несколько статуэток, при чем одну - Будду. Интересно... Пожертвовал 10 копеек для приличия.

 

Развел огонек из сухих пальмовых листьев и обломков бамбука (впервые такой эксперимент в моей жизни), сварил суп из кубика с макаронами и чай. Рядом растет небольшая пальма. Остальных деревьев не узнаю. Самое большое, с лентами, листьями напоминает рябину. А вот откуда все эти куски бамбука?.. Итак, сижу вот, далеко внизу, почти точно подо мной, шумит трасса, чуть выше - нежилой дом, вокруг лес. У меня тут уютная такая площадка, рядом у дерева нагромождение "храмовых" скал. Сюда бы воду - и можно жить.

 

Вчера окончательно отказался от идеи пересекать Уданшань ногами по бездорожью. Это долго, это несколько травматично, что я осознал, когда вчера изодрал ноги колючками, и это тяжело, что я понял вчера же, когда лез с рюкзаком в гору. Нужен мощный запас еды, коего нет. Да и сыро тут нынче...

 

Спустился с горы. Заметил по пути небольшой бамбуковый лес, вышел на трассу и занялся ловлей машин. Их много, но все едут недалеко, в ближайшие отельчики и дома отдыха. Двумя машинами продвинулся на 20 километров от Шияна, а потом, около 12:00, меня подобрал Guo Dong Dong. Провез прилично, угостил желтым чаем и подарил визитку. Тут я прошелся немного по серпантину и застопил грузовичок, где ехали два мужика, веселый дядька и женщина. С ними я проехал около 60 километров до Фансяна. По пути впервые увидел банановые пальмы и буйволов. Почти юг. Пару раз останавливались у продавцов китайского крыжовника, более известного у нас как киви. Женщина выбирала эти киви.

 

Около 14:00 приехали в Фансянь.

 

Хотелось есть. Решил провернуть известный эксперимент: подошел к едальне и спросил, почем миска риса. Первая едальня сказала, что рис отдельно не едят, и на контакт дальше не пошла. Во второй хозяин тоже сперва долго предлагал всякие добавки, потом согласился продать миску риса за 1 юань. Тоже неплохо. А потом сработал "закон миски риса": с соседнего стола прислали тарелку чего-то, а хозяин от себя добавил миску картофеля в остром соусе. Похоже, действительно для китайца зрелище поедания пустого риса выглядит сюрреалистично.

 

Запасшись каллориями, пошел дальше. Решил купить яблок. Пришла мне в голову идея сделать из них утром варенье и приготовить манную кашу с яблочным варением. Потянуло вот. Но яблоки оказались странно дороги, едва ли не юань за штуку. Пока выяснял цену, рядом появился местный парень. Позже он нагнал меня и, медленно подбирая слова, расспросил о жизни и пути. Сказал, что хочет подарить мне яблок. И действительно, приобрел мне из 4 штуки. И два пряника. До выезда мы шли вместе. Парень попросил оставить мыло, что я и сделал.

 

Почти сразу поймал легковую на 20 километров - с веселым водителем по имени Tong(16:25). Он свернул влево у большого указателя на грот, как я понимаю, первобытного человека. Странно. Что за грот такой и где?.. За поворотом короткий туннель, дальше пошел не спеша ногами. Машин нет. Вообще. Завернул к одному дому, спросил воды. Темнеет понемногу.

 

И вдруг появляется ментовский микроавтобус-ситроен, вылазит оттуда дядька в голубой рубахе и говорит: "Пасс!" Я смотрю на него странно и спрашиваю, вам "хучжао", что ли? Он - ну, да. Взял. Долго переписывал что-то. Я тоже взял и с важным видом записал номер его машины. Изучив мой атлас, мент нашел в нем визитку Дун Дуна, оживился при виде иероглифов и стал по ней звонить. Спросил, откуда вы знаете этого иностраного человка? Нехорошо.

 

Уже много месяцев спустя, в апреле 2007, эта визитка снова попала в руки гэбистов при аналогичных обстоятельствах, они ее зафотографировали и приобщили к делу. С тех пор все визитки я засовываю как можно глубже.

 

Народ скапливается понемногу. И вот он мне говорит - туда нельзя. Почему? А вот нельзя. Появился местный вежливый англоязычный парень и пояснил, что тут милитари-зона. Надо назад, в Фансянь и Шиян. Я попробовал отговариваться и вешать на уши всякую лапшу, но не помогло. Другое дело, что из Фансяни можно проселочной дорогой к автобану на Чаншу выйти... Хрен с вами, решил я и залез в машину. Поехали в Фансянь.


-Скажите ему, пусть напишут большими буквами "CLOSE AREA" и повесят на видном месте!

 

Мда. Напишут они... Дождешься.

 

19:20. Полиция привезла к непонятному зданию с загадочными иероглифами. Вроде не полиция, а люди в форме. Взяли паспорт и стали с ним разбираться. Я углядел розетку, воткнул туда КПК и стал пока заряжаться. Будем извлекать пользу из имеющейся ситуации. Один дядька долго рисовал мне какие-то иероглифы; кое-что я разобрал, но общий смысл ускользнул.

 

В итоге они вдруг объявили, что я должен вернуться в Шиян. Мне захотелось что-то сломать, я даже швырнул шляпу куда-то... В общем, не по-китайски себя повел... Еще один день пропадает. Потом успокоился и сказал - ладно, я пошел в Шиян. Они же заснули меня в легковую, заплатив водителю 300 юаней. Ну, хоть деньги требовать не стали.

Что б не травмировать психику зрелищем возвращения, я заснул, а разбудили меня уже в Шияне. Я спросил направление на Сянфан и пошел туда. По пути наткнулся на интернет... Зайду, думаю. Написал, где я. Пришло письмо от Светы из Пекина(!). Оказывается, в Сиане у терракотовой армии она встретила братьев Лященко. Вот так номер. Они все же в Китае. И молчат. В интернете я пробыл с 22:30 до 22:55.

 

Теперь пора выбираться на 316-ю трассу. Пошел на восток по Wu Dang Lu. Шел долго. Хотелось упасть, сгрызть яблрко и выпить кофе с пряником. Именно вот кофе почему-то. А вокруг все дома... Наконец, дорога пошла меж крутых холмов и в одном месте я засек тропинку. Пошел по ней, как в прошлую ночь... Неужели снова храм... Нет, просто вверх по крутому склону на вершину горки, а там сухая трава и деревца. Город где-то внизу и не очень шумит. Везет мне нынче на ночевки.

 

Сгрыз яблоко и таки выпил кофе. Комары вот только немного мешают. Завтра решу, куда именно ехать.

 

6 октября пятница.

15-й день визы.

 

Проснулся непонятно когда. День пасмурный, солнца вообще не видно. Набрал сухих прутьев, развел огонь, сотворил яблочное варение(странное такое), потом сварил манную кашу и совместил. И кофе с пряником. Вот так и живем на горе над Шияном. Теперь - на автобан и до Янфана для начала. Это менее 200. Если все будет гладко, завтра вечером быть мне в Чанше.

 

Спустился на трассу, приступил к поимке машин. Дело оказалось непростое, Шиян тут потепенно переходит в бесконечные пригороды. Женщина на легковой подвезла на пару километров. Потом взяла семья - молчаливый Deng Zhi Dong, его улыбающаяся жена Тао Zhao Xia 36-ти лет(в Китае женщины не меняют фамилию) и сын. Ехали в Лаохэкоу, это почти 100 км., но отчего-то высадили в Уданшане, у входа на автобан. В этом месте я скоро остановил Тьена на "фольксвагене".

 

Тут мне свезло. Сперва я решил, что он едет в Сянфан, где мне сворачивать на юг, на 207-ю трассу. Поехали. Перед Сянфаном, в местечке Лунван, Тьен сказал - есть будем? - и завернул в странное заведение. Какое-то учреждение со столовой. На всю эту столовую были только мы двое и еще один человек. Нам принесли 5 тарелок. Тушеная с мясом цветная капуста, тушеное что-то с перцем, тушеные с яйцом помидоры, мясо с зеленым горошком и перцем, какая-то трава тушеная и миска супа. Перечисляю просто из этнографических соображений.

 

Концовка, как всегда, была внезапна. Никак не могу привыкнуть, что последние отложенные палочки воспринимаются как каманда "старт!". И привычку оставлять половину еды тоже не понимаю.

 

Поехали. Зачем, говорит, тебе на юг от Сянфана? Туда нельзя. Там... такая дорога... нельзя... поехали лучше со мной в Ухань. Хм. Ухань - это почти 400 и в общем-то по пути, но я там уже был в прошлый раз. Я долго колебался, но под конец согласился. Это шанс сегодня проскочить в Чаншу, между прочим.

 

Через 100 километров после Сянфана возникла пауза - Тьен заехал по делам в учреждение. Поставил машину на стоянку, повел меня внутрь... Коридоры, стенды какие-то. Зал. Мониторы. Видеонаблюдение. 24 монитора показывают трассу, еще 13 подсматривают за работниками толгейтов, остальные - внутри учреждения. Упс. Серьезно тут все.

 

Тьен отвел меня в кабинет и сказал, что это его офис. Он куда-то сбегал, вернулся, мы вышли на стоянку и Тьен пояснил, что дальше поедем автобусом с остальными сотрудниками, они в Ухань на свадьбу едут.

 

Долгая дорога на Ухань. Хубей здесь - своего рода Воронежская область: поля, лесополосы, домики. Сухие поля убранного риса. Грустное такое зрелище - эти поля со спущенной водой. Они так весело смотрятся, кода рис зеленый и вода блестит, а сейчас типа осень... Начался мелкий дождь. Событие, однако. Последний раз он меня настиг в Оше, до того - под Ургенчем, до того - под Москвой. Разница та, что здесь он безобиден.

 

Тьен меня ради даже проехал лишних 15 километров до поворота на Чаншу и там высадил меня у тулгейта(17:00). Написал мне бумажку: "Плиз, возьмите меня в Чанша, спасибо!" Я был не вполне согласен с предлогом "в"(цюй), предпочитая "в сторону"(ван), но уж как есть... Прибежали тулгейтные девушки, что-то спросили, предложили воду. Я отказался - а зря... Место было дохловатое. Въезд на автобан, да еще дальше две развилки. Я втихаря свалил с этой позиции, прошел вперед, выбран нужную полосу и скоро поймал легковую - примерно 50 километров на юг. Да Чанши остается около 250-ти.

 

Когда я вышел, уходили последние 20 минут светлого времени. Туман. Мелкий дождь. Я стоял, пока не стемнело. Можно было бы и в темноте продолжать - уж больно велик был соблазн попасть в Чаншу - но потом таки сдался и пошел спать. В темноте уже вообще ничего не видно, лунный свет не пробивался сквозь облачность.. Нашел ровное место возле лепестка автобана, кое-как растянул тент и там устроился. Хорошо, что дождь слабый. Хотя все равно тепло.

 

Итого, ночевка под дождем и без воды. Зато проехал едва ли не 500 километров и еду обрел. В целом удачно.

 

7 октября суббота. Чанша

16-й день визы.

 

День был медленный и мокрый.

Утром шел дождь. Это не страшно само по себе, но собираться под дождем как-то невесело, так что я лежал и ждал, когда он закончится или утихнет. Но он не утихал. Делать нечего, я наспех собрался, вышел на автобан и решил стопить все подряд. Остановился красный грузовой "FOTON", перевозивший на себе "фотон" же(10:30). Водителя звали Wang Dong Ming, он ехал аж из Чанчуни(пр. Гирин) в провинцию Гуанси. Поехали.

 

 

Машина оказалась не быстрая, давала миксимум 60, чаще ехала 50, а иногда и 40. А до Чанши 240, которые я рассчитывал проскочить к 12-ти(после вчерашних-то скоростей). Ладно, думаю, попаду к 14. Но в реальности на развязке у Чанши я вышел только в 16:00. Дождь все не утихал. Да и еды с утра у меня еще никакой не было.

 

Сориентироваться на развязке оказалось непросто. Тут меня заметил мотоциклист и сказал - давай, мол, подвезу. Я колебался сперва, потом решил - ладно, проедем пару километров. Но он провез меня запутанным маршрутом километров пять и захотел денег. Я ответил, что на деньги мы не договаривались. Поворчав друг на друга минуты три, разошлись.

 

Опять автобан неведомо куда. Тут мне повезло - застопился джип, где ехал англоговорящий парень с двумя девицами. Он отвез меня прямо в центр, к основной городской улице.

 

Отправился я бродить по этому проспекту и прилегающим переулкам. Вышел к реке. Она оказалась немыслимо широка. Судя по карте, там есть длинный остров с чем-то типа парка. Я дошел до этого острова, но он тоже был громаден, обжит, застроен и весь перекопан. Я бродил по нему, по его красной глиняной грязи и искал что-нибудь, подходящее под ночлег. Выбор был невелик. Удалось найти непонятный навес. Там было несколько пыльно, но сухо. Делать нечего, устроился так.

 

8 октября воскресение. Чанша-2

17-й день визы.

 

Проснулся утром (9:00?) под своим навесом от звука шагов, жужжания машин и разговоров людей. Как раз начался дождь. Спальник, как ни странно, высох за эту ночь, несмотря на влажность и близость реки. Рядом нашелся кран с водой. Я сварил себе овсянку, организовал чай, и потреблял это не спеша, посматривая на дождь и туман... Удивляет пофигизм местных жителей - ходят мимо по лужам и всем все равно. Один старик даже сел рядом под навесом, выкурил сигарету и ушел. На меня даже не посмотрел... Я собрался и пошел в город, пристроив тент над головой. И ничего, вполне сносно.

 

Теперь курс - постепенно на выход. Нужен был интернет и немного еды для поднятия настроения. И розетка для подзарядки. По моим аблюдениям, Чанша - это сеть мощных проспектов и мелких неасфальтированных улочек между ними. Вот этими улочками я и пошел. В одном месте неудачно купил пару плюшек за 2,5 юаня, хотя думал, что они меньше юаня. Наткнулся на пустоватую лапшеторговую точку, где мне вручили миску лапши всего за 1.5 юаня. Тут же была розетка, чем я и воспользовался. А дождь тем временем поутих. Вот так: тихая улица, дым кастрюль, деревцо како-то, крыша черепичная и я. Вот только КПК что-то медленно заряжается. Время - 10:30.

 

Вышел переулками на проспект Фуронг (Furong, правильнее Фурун), медленно побрел по нему на юг. Нашел интернет, просидел в нем с 11:30 до 12:00. Usb не работает ни фига. Отдал юань, ушел. Оказывается, это мой последний юань из тех 78-ми, что я получил на границе. 10 долларов ушло за 2 недели... Правда, это включая тапочки и атлас (18 юаней в сумме). Остаются еще подарочные 200. Их надо где-то разменять, и лучше в цивильном магазине. А мне как раз зверски захотелось вдруг кофе с пряником. Ну вот бывает. Долго выискивал эти пряники, наконец, нашел. 2.5 юаня... Дорогое удовольствие... Ладно, хапнул его и еще пачку лапши. Сел на улице на ступеньку, сварил себе кофе и слопал пряник. Собралась небольшая толпа. Это вам не Вена, где хоть на сосне вешайся, всем пофигу.

 

Напротив как раз еще интернет. Почему-то они всегда кучкуются за первой крупной развязкой. Зашел туда, нашел работающий usb и сбросил хронику на сайт. Прикинул, что сегодня извел почти 10 юаней. Жуть... Попользовался розеткой для подзарядки, заодно глянул карту китайских диалектов. Интересно: от Чанши на юг начинается кантонский язык, диалект Hakka. Учтем.

 

Пошел дальше на выход. Идти тут прилично, так что решил ситистопить. И сразу же поймал легковую до начала федералки! Ситистоп здесь рабтает. Добрел до входа на автобан, там меня добровольно подобрал автобус и привез к повороту на юг(ок. 16:00). Там скоро застопилась машина километров на 20. А потом вдруг подкатила машина, где ехали двое - Сун Сы и Чен Цюань Юн и говорят - поехали! Они ехали в Шенчжен - до моря. Повезло, решил я, а зря: километров через 40 у них что-то поменялось в планах и пришлось выходить. Постоял минут пять и меня подобрал Dai Wei Nan, до ближайшего крупного города. Название не помню, но это от Чанши около 150. Только вышел, тормозится громадный джип. "Мы вас уже в 3-й раз обгоняем!!" На джипе ехала семья в Чэнчжоу (Cheng Zhou), это самый юг провинции. Муж за рулем, жена - неплохоанглоговорящая. Расспросила, откуда и куда, и сколько нас таких, и не трудно ли. Когда приблизились к Чэнчжоу, было уже 19:30 и стемнело. Я мучался дилеммой - ночевать у автобана или в городе. С автобана утром проще уехать, и место хорошее можно найти, а вот если дождь, то в городе проще с крышей. С другой стороны, проезжать Хунань и посетить только Чаншу - как-то неправильно. Ситуация решилась сама: на съезде меня забыли высадить.

 

И вот, около восьми я в Чэнчжоу. Тепло, даже сухо. Город на вид как будто курортный, много пешеходных зон, кафешек, всякой ненужной еды(как всегда в Китае вечером). Подсветки... Я же прикидывал, где мне тут ночевать.

Побродив по городу, наткнулся а заброшенный сад. Решил, что это хорошее место, но сад оказался весь изрыт, перекопан, и для ночевки непригоден..

 

Вышел из сада и наткнулся на странный дом. Внизу нечто вроде холла без дверей, видны лестницы наверх. Вид нежилой, но на втором этаже горит свет. Я произвел небольшую разведку, потом пробрался на 4-й этаж, нашел там пустую комнату и устроился там ночевать. Дождя я теперь не боюсь, людей тоже, вода с собой есть. Конечно, в горах интереснее ночевать, но раз уж погода такая...

 

9 октября понедельник.

18-й день визы.

 

Проснулся рано - около 7:30. Перестраиваюсь постепенно на местное время... Сделал себе лапши пакетиковой, чая заварил, потом собрался и незаметно проскользнул на улицу. А в здании все же кто-то был - судя по звукам чихания и фырканья.

 

Пошел через утренний Чэнчжоу. Решено было сегодня денег не расходовать, но все же взял себе несколько плюшек по 5 цзяо. Тяжело без хлеба, недостает чего-то. Так, игнорируя дымящиеся чаны с лапшой, побрел на выход. В Китае по едальням можно время определять. Если много народу, все кипит - это 8-10 часов. Если в едальнях пусто, женщины моют посуду - это 11-13 часов. Так вот... Деньги решил не тратить, а отчего-то захотелось есть. Голода нет, а есть этакое странное устремление. Решил не сдаваться.

 

южный Китай

 

Схема движения такая. Впереди - около 50 километров на юг до города Йинчан, это граница провинции. Потом еще около 100 горами на запад до города Ляньчжоу(восточнее остается Шаогуань), потом еще километров 80 горной дорогой через места обитания народа мяо, выезд в провинцию Гуанси и там скоро Гуйлинь. Такая вот экскурсия по горам Нанлин.

 

Долго шел на выход. Подобрала машина на 20 километров до города, который даже у меня на карте не обозначен. А он есть и проходится насквозь долго. Странный город - тихо, никто ничего не готовит, только всякое в упаковках продают. Не люблю города, где ничего не производят, а только перепродают чужое... В 11:20 парень на джипе привез в Йинчан. Тоже странное место. Все уныние китайской осени собралось в этом городе. Я оказался на северной окраине. Иду в центр. И тут вдруг начинаются события.

 

Сзади подкатил красный пожарный джип с двумя парнями. "Куда? Ага. Здорово. Поехали есть?" Хм... Вот так исполняются желания. Забираюсь в машину... Пара поворотов и останавливаемся у едальни. Парней звали Лю, из чего я заключил, что они братья и предположил, что за рулем старший. Вид у них был раздолбайский. Младший все время что-то жевал. Предложил и мне - это оказалась половинка скорлупы ореха с мятным вкусом. Никогда еще не жевал скорлупу... Еду принесли, как всегда, на нескольких тарелках. И как всегда - трава и овощи в остром соусе. И циндаосское пиво. И рис. Где-то в 12:30 покончили с этим делом и братья Лю говорят - ща на трассу отвезем, но сперва в храм заедем. Значит, тут еще и храмы есть... Пара минут тарахтения по переулкам и машина останавливается перед настоящим храмом. Братья что-то платят за вход. Около 6 юаней. В Китае даже храмы платны.

 

Внутри оказалось тихое такое, идиллическое место с кустами бамбука и ручьем. Большой храм с тремя буддами. Рядом пруд и еще храм прменьше. Ящик с курительными палочками и свечками. Свечи тут красные на деревянном стержне... Братья Лю порасспрашивали о жизни, предложили остаться здесь (в храме, что ли?) до завтра, или хотя бы до ужина. Но такие задержки в мои планы не входили никак. Вежливо уклонился. Тогда они вручили мне кучку яблок и несколько апельсинов. Прямо из храма. Я так и не понял, какое они отношение имеют к этому храму. В итоге они провезли меня через город и оставили на выезде.

 

И вот стою я на пустоватой трассе, вдыхаю запахи опадающих тополей. Мимо проезжает белая машина, потом возвращается и тормозится рядом. В машине ехала целая семья - за рулем Ян Хуа Ю(отец, что ли?), рядом слегка англоговорящий Чжун Ю До, сзади его симпатичная жена Вен Юэ Фын в желтой кофте и еще женщина постарше. Весело расспрашивали, кто я и куда, вручили кусок какого-то большого цитруса, похожего на апельсин(памела, что ли...). У них же я позаимстаовал большую пустую пластиковую бутылку на 1.5 литра, ибо давно уже таскаюсь с двумя поллитровыми. С этой семьей я проехал до 2045-го километра.

 

Они свернули влево примерно в 15:30, а я прошел вперед, тоже свернул по тропинке в лес, улегся там на полянке и сгрыз апельсин. Лес красивый... Вроде сосны, но хвоя длиннее. Когда я вышел на трассу, меня скоро взял грузовичок, перевозящий газовые баллоны. Ехал он, по его словам, в Ляньчжоу, километров на 60. Дорога - 4-хполосный бетонный аэродром, а машин почти нет. Местность скучноватая: угольные штольни, кучи угля, убранные поля, скучные безлесные горы. И только километров за 20 до Ляньчжоу начался красивый лес, серые утесы, скалы, реки. Немного недоезжая Ляньчжоу грузовичок свернул вправо.

 

17:20. 2102-й километр трассы. Прошел вперед. Серо, тихо, температура совершенно комнатная. Скоро стемнеет... Зашел в едальню, спросил, далеко ли до Ланьчжоу. Отвечают: через километр налево. А направо - на Ляньнан. Пошел дальше. Заходить в города на ночь глядя не стоит. Красивые горы уже проехали. Я высматривал место под ночевку и скоро заметил что-то вроде бамбуковой рощи. Углубился, осмотрелся. Бамбук рос отчего-то кустами, оставляя место для прогулок. Рановато спать, но все равно стемнеет через полчаса, а трасса пустая. И я начал обустраиваться. Растянул тент получше, запасся дровами на утро... Хорошо тут, на сухих бамбуковых листьях. А еще бамбук дает странную шелуху, которую можно использовать как тарелки. И горит он хорошо. В общем, курорт. Вот только когда стемнело, поднялся зверский стрекот и что-то пыталось вползти на свет компьютера. Но я нарычал на него грубо и оно больше не прилетало.

 

10 октября вторник.

19-й день визы.

 

Проснулся утром в бамбуковой роще. Дождя не было, только роса изредка падает каплями сверху. Сварил суп на сухих палочках.

 

Новость дня - показалось солнце, которого я не видал с Ланьчжоу. Гуандунское солнце - вещь страшная, но сегодня оно странно холодное. Не то горы, не то осень...

 

Впереди - около 10 километров до Ляньнань и еще около 30 до Ляьшань. Я вышел на трассу и проторчал на ней довольно долго. Снова мало машин, да еще появились дезориентирующие указатели. Однако, таки выловил легковую в Ляньнань.

 

Трасса проходит прямо через город по его окраине - менее километра. Я все же свернул влево и прошелся по улицам. Здсь уже встречаются горцы яо в темно-синей одежде. Это обычно широкие штаны до колена и иногда еще под ними узкие донизу. У женщин волосы собраны сверху в узел и перетянуты лентой. Я искал что-нибудь хлебное и нашел единтственную торговку холодными пирожками - 4 штуки на юань. Взял сразу 9 - часть на запас. Неподалеку сросил горячей воды и устроил чаепитие. Вот только вода оказалась теплой. Заваривают тут чаще зеленый чай, а для него и теплая годится. Нет, надо будет в Ляньшани сделать нормальный.

 

Грузовик в Ляньшань попался быстро, примерно в 11:30. Дорога тут сказочная: и рисовые поля, и сосны на скалах, и крестьяне-яо и вообще красиво. Не зря я полез в нанлинские горы.

 

На окраине Ляньшани грузовик ушел влево, а я пошел прямо в город - федералка тут проходит его насквозь. Завернул в заведение, где народ играл в какое-то домино и воспользовался разеткой для подзарядки. "Трасса" повернула влево, потом вправо вдоль реки. Симпатичная такая набережная со скамеечками. Тут я сделал паузу на чаепитие, скипятил себе нормального кипятка для чая. Доел плюшки.

 

Трасса повернула налево через мост, там сразу направо, и тут уже практически край города. Тут же едальня драйверов, и один меня взял до Хэчжоу. Машина была медленная, но выбирать не приходится. Вообще же трасса № 323 здесь красивая и пролетать ее на скорости неправильно.

 

Мы проехали по раздолдолбанной трассе до края провинции Гуандун, прошли пограничный тоннель, и трасса вроде выровнялась, и вот тут грузовик сломался. Что-то там треснуло в колесе. Пришлось идти ногами...

 

Только теперь заметил, что осень кончилась. Нет тополей и их облетающих листьев. Вообще ничего желтого нет. Похоже, здесь, на южной стороне нанлинских гор, уже тропики и другая сезонность. А места как на миниатюрах. Справа река Дайинхэ, в которой отражаются горы, покрытые бамбуковым лесом. Кто-то плывет, стоя на плоскодонке... Зеленые рисовые поля, где-то утки капошатся в воде, где-то буйволы бродят по убранному полю. Хочется уйти в горы подальше, проплыть в лодке по реке... Вот только трасса эта скорее для велосипедистов. Для автостопа траффик слабоват.

 

Я прошел насквозь небольшую деревню и скоро застопилась праворульная легковая, водитель которой без всяких вопросов сразу махнул рукой - мол, слева заходи. Кажется, его звали Кун. Он постоянно говорил с еще двумя спутниками и поэтому, наверное, не разгонялся более 50 км-час. Было 16:00, когда в одном городке мы завернули на чай в какое-то учреждение. Запомнились две девушки (секретарши?) которые разливали чай. Одну звали почему-то Каролина, и она немного говорила на языке английских колонизаторов. Симпатичная такая... Пробыли мы там минут 20 и двинули далее.

 

Перед Хэчжоу местность стала равнинной. В город мы въехали примерно в 17:10 Итак, Хэчжоу. Невысокие дома, за ними крутыми синусоидами поднимаются горы. Пошел вперед... Смотрю - интернет. Не сильно он мне нужен, но раз есть... Зашел туда, посмотрел, чего в мире происходит(17:47-18:17), потратил юань. Алекс Кузмицкий в Лаосе потерял фотоаппарат. Обидно... Когда вышел, уже основательно стемнело. Пошел я постепенно на восток. Хапнул пару бананов на юань. Здесь они вкусные. Жаль, к нам не поставляются такие. Чуть позже нашел место продажи лапши и устроил себе ужин на 2 юаня послучаю одоления нанлинских гор. Но и спать где-то надо, а проспект на запад казался бесконечен. И ни одного парка. Горы рядом, но в темноте их вообще не видно. Разве что к строителям вписаться?

 

Решился на эксперимент. Остановился подле строящегося дома на виду у рабочих, начал стопить. Рабочие подошли поближе из любопытства. Спрашиваю: у вас тут ночевать можно? Главный говорит: нельзя. Я: совсем? Он: да тут типа работаем, не положено... Думаю, зайдем с другой сторны. Спрашиваю - а вот тут, рядом с вами, на улице? Главный подумал и говорит - можно. Упс. Ну ладно... Пешеходная полоса тут метров десять... Демонстративно стелю тент, сверху пену, спальник... Ставлю чайник на газ... Народ подтягивается понемногу. Человек 20 скопилось. Как водится, вручают мне телефон, на том конце которого англоговорящая дама начинает задавать всякие вопросы. Я отвечал, пока чайник не закипел, а потом сплавил телефон хозяину. Народ вдруг дистанцировался и как будто стал чего-то ждать. Плохо дело, никак, они полицию вызвонили...

 

Ну, так и есть - появляеися ментовский микроавтобус. Останавливется неподалеку. Подходит ко мне англоговорящий полицейский (нынче даже полиция знает язык Байрона!):

-Здрассьте. Я - полиция, видите? Откуда вы?

-С России.
-Ага... А куда?
-В Гуйлинь.
-А... тут чего?..
-Пью чай.
-Ага... Проблемы есть?
-Никаких.
-Никаких? - улыбается полицейский, - правда? Ну, тогда пока.

 

И, понимаете ли, уходит. Ну ни фига ж себе. Вот это хэчжоусская полиция! Уважаю. Потом он еще куда-то звонил, спрашивал поглядеть паспорт, спрашивал, есть ли проблемы... Народ понемногу разошелся.

 

И ведь теперь придется тут на улице спать. Не уходить же помле всей этой сцены. Такая ночевка не входила в мои планы... Ладно, переживу. Тут хотя бы тепло и дождя не намечается.

 

Но это еще не все. Я уже смирился с мыслью ночевать на улице, как является обаятельная такая девушка. "Здравствуйте, мы Паблик Секьюрити..." О! Иммиграционка! В Хэчжоу есть иммиграционка. А я и не знал.

 

Девушка глянула паспорт и стала говорить, что тут опасно, и если что-то случиться, они не смогут помочь. Английский она знала посредственно - во всяком случае, для psb-шницы.

-Мы хотим вам помочь!
-А как?
 

Этот вопрос поставил ее в тупик. В общем, опускаю детали... Под конец диалога они решили засунуть меня в отель. Я вяло сопротивлялся. С одной стороны, это не самый честный способ попадания в отель, с другой - это шанс отмыться, отстираться, зарядиться и написать много всего. И они меня уговорили.

 

Отель вышел не самый дешевый - этак юаней на 70. Как обычно, пластиковая карта вместо ключа... Телевизор... Водонагревалка. Ванная нехилых размеров.

 

Кстати, девушка сказала что вообще-то я обязан был заявиться в PSB как иностранец. Регистрация, что ли? Странно.

 

11 октября среда.

20-й день визы

 

Странная такая выходит поездка. "По медвежьим углам Китая". Выходит, что я цепляю окраины провинций: зацепил Хэнань, кусочек Гуандуна, северный край Гуанси. Все кусочками.

 

Итак, проснулся утром в этом хэчжоусском отеле... Вещи вроде высохли. На часах - 8:12. Пошел в город, настраиваясь на поесть. В городе меня ожидало разочарование: времени оказалось на час-полтора больше, уже почти 10:00, едальни сворачивают деятельность и вообще их мало. Хлебного так вовсе не продают ничего. Странно. Прошел по Da Dao Lu до начала трассы и там поймал легковую на 10 километров. План на сегодня: 30 кило на север, там поворот на запад; еще 120 на запад, там поворот на север, туда около 60 км. - Яншо и еще 60 - Гуйлинь. Там бы быть к вечеру. Всего до Гуйлиня 215 километров, вроде близко.

 

Реальность оказалось иной - я двигался медленными прыжками по 20-30 километров. Вторая машина провезла меня 30 км. до городка Чжунсан. Уже 12:30. Чжунсан оказался сер, скучен, и в смысле еды бесперспективен. Там я скоро выловил гуйлиньский грузовик. Типа повезло... Мы проехали километров с 10, там к нам подсел какой-то цивильный парень и грузовик вернулся на километр назад. Оказывается, что-то тут надо сделать. Заезжаем на территорию камнерезного производства, водитель говорит - пошли есть.

 

Еда пришла сама, откуда не ждали. Рис, мясо, пиво, травки всякие в кругу каменщиков. Рядом краны перетаскивают глыбы камня и циркулярные пилы режут их на тонкие пластины. Каменщики закончили еду и стали загружать грузовик этими пластинами... Пластин много, времени - 14:00. Уходить как-то неэтично: пришел, понимаете ли, все съел и ушел. И вот сижу я, выбираю тактику поведения, курица рядом бродит, и тут возникает чистенькая такая девушка и обращается на подозрительно хорошем английском: мол, откуда вы, чем помочь, не нужен ли бас или еще чего? Говорю - вот, еду в Гуйлинь. Девушка говорит, что грузовик будет в Гуйлине только утром, а бас - через 4 часа. Грустно. Раз так, говорю, то я тогда пойду? Забрал вещи и вышел на трассу. Появление девушки многое упростило.

 

Скоро выловил легковую - еще на 20 километров. Вышел недоезжая Пинлэ, на развилке. Судя по карте, прямо - петля федералки в 80 км. до Яншо, вправо - проселочная срезка в 40 километров. Но почему-то все указатели нацеливают на срезку. И срезка эта на вид весьма живая. 100 до Гуйлиня... Скоро поймал машину на 20 километров до неизвестного поселка, а потом грузовик в Яншо.

 

Яншо не зря пиарят туристам, тут в самом деле красиво. За 20 км до города становится чище, пропадают всякие грязные производства, вокруг рисовые поля, столбы и зубья гор, посадки каких-то пальмочек. А где-то еще и пещеры есть... В Яншо мы прибыли в 16:55. По плану надо бы тут задержаться, но уже поздно, а грузовик шел в Гуйлинь. Я посмотрел на Яншо и решил ехать до Гуйлиня. Яншо - приятный городок прямо у горных обрывов. Сюда надо приезжать на 2-3 дня и бродить по округе. 2 часа тут нечего делать.

 

Путь до Гуйлиня - 60 километров красивых гор, участки хвойного леса, поля. Влажно, тепло, прямо как в оранжерее. В 18:?? приехали в Гуйлинь и машина ушла вправо. Как раз темнело.

 

Я пошел постепенно в центр. Миновал подряд несколько интернет-кафе, ни в одном из которых не оказалось usb. Позже нашел еще одно, с usb. Но тут тормозило окно "мой компьютер". Кое-как загрузил один файл, остальные никак. Свинство какое... Хапнул на юань 7 маленьких местных бананов и еще на юань - пряник к вечернему кофе. Гуйлинь расположен прямо среди горных зубьев и я присматривался, где бы тут замаскироваться на ночь. Неожиданно нашел целый парк, причем совершено пустой, у подножья горы. Устроился на камешке, сварил кофе. Осталось еще на раз... Кофе в ночном парке - здорово, но не удовлетворило, и я сделал еще чая. Потом полез в гору... Это было не очень умно. Пару раз терял тропинку и путался в лианах... А хотелось ночевать повыше, чтобы утром увидеть Гуйлинь сверху. Борьба увенчалась тем, что я выбрался на плоскую бетонную поверхность какого-то сооружения. Кое-какой вид на ночные огни города. Решил тут ночевать, а утром совершить восхождение. Раз нет карты города, придется его изучать сверху.

 

Завтра - покружить по городу, посмотреть знаменитую скалу "Пьющий слон" и выбираться на запад. В пятницу вечером хорошо бы быть в Гуйяне, а в субботу - ночевать у водопада Хуангошу. Тогда в воскресение я в Юньнани и еще останется прилично времени...

 

12 октября четверг. Гуйлинь.

21-й день визы

 

Проснулся на рассвете, часов в шесть, от странных криков, и от того, что на мою площадку пришел местный житель для спортивных экзерциций. Потом пришли еще. Гора оказалась популярна у гуйлиньцев в это время. Я собрал рюкзак и совершил прогулку по тропинкам и лестницам, которых не заметил ночью. Совсем рядом с моей площадкой оказалась беседка с хорошим видом на город. Я полез по тропинке выше в гору, оставил рюкзак в одном месте и позанимался скалалазанием. Тут это легко, скалы все в щелях и дырках. Сумел залезть так высоко, что стало страшновато, и я спустился. Вниз с горы пошел общепринятым путем - по лестницам вниз, до озера. Там в низу симпатичный грот есть, весь исписанный иероглифами. В целом это такой парк, весьма красивый. Не зря местные жители собираются тут к восходу.

 

У входа в парк обнаружилось скопление лапшеторговцев и там я устроил себе завтрак, заодно запасшись плюшками. Отсюда пошел бродить по Гуйлиню.

 

Действительно, прав Кубатьян: город стоящий. Во всяком случае, центр. Основная улица тут - Zhongshan, тут я завернул в интернет-кафе. Расценки оказались интересные: с 8 утра до 12 всего 1 юань за час. И usb тут было, но КПК заругался на драйвера. Несколько попыток и перемена компьютера ничем не помогла. Ладно, обождем до Гуйяна.

 

Пройдя Чжунсан до моста, я свернул вправо, поглядеть на знаменитую скалу "пьющий слон". Но тут все устроено хитро: сама скала, прилегающий парк и противоположный берег реки являются платной зоной(25Y). Даже с бесплатной части набережной скалу видно не очень хорошо, мешает высокий бамбук. Проникнуть внутрь, в общем-то, несложно, но уж как-то у всех на виду... Я все же нашел ход - стену можно обойти по воде, река тут мелкая, но заниматься этим уже не стал. Но другим советую, парк красивый. Сюда бы ночью придти, чтобы проникнуть без проблем и переночевать на "слоне".

 

Тут же рядом другой парк с озером, на котором красивые пагоды. В озере обитают рыбы и я подкормил их кусочками плюшки. Оттуда снова вышел на Чжунсан. Хотелось чая. Спросил горячей воды в одном место - получил слегка остывшую... Не то... Прошел к крепостным стенам. Раньше внутри жил университет, теперь там платный парк со всякими строениями династии Мин(это которая в 13-14 веках, после монголов.). Я побродил по бесплатной части, пристроился на скамеечку и сделал себе нормального чая. Мир ожил и приобрел четкие очертания. Мысли пришли в порядок. Все же зависим я от чая, ничего тут не сделаешь.

 

Продолжил брожение, плавно смещаясь в сторону предполагаемого выезда. Все высматривал книжные магазины... Ни одного. Странно.

 

Главный минус города - это выезд из него. На юг и север еще понятно, как идти, а вот на запад - проблема. Шел долго. Когда направление определилось(двигаться в сторону аэропорта), то даже воспользовался автобусом за 1 юань. Потом легковая провезла немного до кольцевой развязки: сама ушла влево, но аэропорт, а я пошел вправо и в 14:00 оказался на 627-м километре трассы №321.

 

Трасса была пустовата и узка, но очень скоро остановился грузовик. Водитель сказал что-то про 10 километров, я уж решил, что он на такое рассточние едет, но оказалось, это он недоезжает Луншан на столько. А до Луншана около 90 километров.

 

"Гуйлиньский" пейзаж скоро пропал, трасса пошла в горы. Ощущение совершеннейшей Сибири: пусто, никого, горы громоздятся... Вот только заросли бамбука не сибирские. Как в другую страну попал. Изменилась и архитектура: появились деревянные дома на сваях. Иногда 1-э этаж каменный, а основной жилой этаж все равно деревянный. Нравятся мне такие строения.

 

Менее 100 километров до Луншэна мы проехали за 2 часа и около 16:00 я вышел километрах в 3-4 от города. Сразу поймал грузовичок в Луншэн. Город этот среди гор построен узкой полосой меж крутыми склонами и рекой. Река широкая и тихая, как озеро, голубовато-зеленого оттенка, на ней бамбуковые лодки видны... Луншэн знаменит расположенными неподалеку рисовыми терассами, туристы ради них сюда и приезжают. Как только я задержался, читая указатель на Санцзян, ко мне торопливо подошла англоговорящая женщина:


-Хуллоу. Вам нужен отель? Вы с рисовых полей?
-Да нет, я в Санцзян...
-У меня есть отель, я могу показать его в вашем "Лонели Плэнете"!

 

Но я ушел на Санцзян. Улица, туда ведущая, была странно узка. Начался мелкий дождь. Этого только не хватало. Я прошел Луншэн насквозь, перешел мост, и только тут поймал грузовик. Мне было с ним по пути целых 40 километров. Потом ему направо в провинцию Хунань, а мне останется 25 км. до Санцзяна.

 

И вот тут асфальт кончился. Началось что-то вроде булыжной мостовой. Грузовик взял меня, думаю, около 17:00, и на преодоление 40-ка километров у нас ушло 3 часа. Такая вот скорость. Местами трасса вообще превратилась в сплошную глиняную грязь. В одном месте мы таки застряли, образовов пробку. Уже стемнело, и в темноте под дождем водитель с напарником пытались что-то придумать... Вырвались мы, как мне кажется, только из-за какого-то случайного везения. Почти сразу - мой поворот. (Моя родная 209-я трасса, я снова на нее вернулся! Тут даже асфальт какой-то есть.)

 

И вот я вышел в темноту под дождь возле деревенских строений. Побродил под навесами, нашел людей. Спрашиваю - а у вас вот тут под крышей ночевать - как? Они, разумеется, сказали, что тут отель есть. Даже тут. Я долго уклонялся от отеля, и таки уклонился. Уговорить хозяев крыши не удалось (люди хорошие, но даже дя них ночь и дождь не аргумент), зато направили под соседний навес. Я устроил там лагерь и сочинил бульон из кубика. Появился хозяин навеса - резчик по камню - и принялся что-то выгравировывать на каменной плите, не обращая на меня внимания. Мне тут даже про еду намекали, но я сказал, что, мол, имеется.

 

Вот так этот день начался в теплом сухом красивом Гуйлине, а закончился среди леса и грязи в горах.

Итог. Посмотрел Гуйлинь и таки проехал 150 километров. Потратил 6 юаней. Теперь надо побыстрее в Гуйян. Впереди - около 200 километров дороги неизвестного качества.

 

13 октября пятница. .

22-й день визы

 

Листья банана в росе.
Неподвижный бамбук в тумане.
Раннее утро.

 

Такое вот подобие хокку я сочинил сегодня после чая. Разбудил меня на рассвете резчик, начавший рядом пилить каменную плиту. Ребенок местный прибежал. Я подумал: а здесь дети играют в солдатиков? И вообще в войну? Тут же в бамбуке можно такое Дьенбьенфу устраивать...

 

Дождя вроде нет и даже тепло. Сварил кашу, изведя остатки манной крупы и сухого молока. Газ еще не кончился, и это удивляет меня с каждым днем.

 

И начался мой долгий и мокрый путь по бездорожью... Вышел на дорогу и скоро выловил грузовик на 25 километров, в Санцзян. Дорога все столь же убитая. Час или полчаса езды, и около 9 я в Санцзяни. Город довольно крупный для этих мест. Съел большую миску лапши на 2 юаня. Прошелся мимо торговцев овощами и решился на давно задуманное: за 5 цзяо купил себе большой пучок травы, напомнающей наш салат, которую тут добавляют и лапшу и рис и во все. Если ее немного поварить, она вполне съедобна, вроде цветной капусты. А с чем еще супы варить, если картошки и помидор нет? Лишь бы не завяло раньше времени.

 

Теперь - на Цунцзян. По карте - 70, по указателям - 100. Небольшой микроавтобус подвез на 40 километров, но неожиданно запросил 20 юаней. Обошлось. Грузовик на 10 километров. Еще микроавтобус в Цунцзян. Каждую машину я ждал по полчаса под мелким дождем, обычно двигаясь медленно вперед по жидкой глине. Звук тапочек, чавкающих по глине, весь день стоял у меня в ушах. А вокруг - сырой бамбуковый лес, рисовые поля, деревянные домики... Слева все время река. На карте ее нет, а она велика, судоходна, по ней катера и большие лодки плавают. Эта река весь день была слева от меня, я шел по грязи, а на том берегу бесконечный изумрудный лес.

 

Когда я вышел в Цунцзяни, уже было более пяти, уже почти темнело. Я все же прошел город до выезда, присматривясь к ночевательным местам, как вдруг меня взял Zang Hua Hai на грузовике - прямо в Дунцзян, на 100 километров. Даже не верилось.

 

Когда ехали, я спросил у Зана про здешних горцев - это чжуаны или нет. Он сказал, что нет, и нарисовал два иероглифа - "Dong" и еще один, который я не разобрал и не запомнил. Кто же это? Дун...? Дунси какие-нибудь? Тудзя? Непонятно.

 

Цунцзян - это уже провинция Гуйчжоу, самый край. Третья новопосещенная мной провинция Китая. Дорога изменилась до неузнаваемости - от Цунцзяна до Дунцзяна настоящий асфальт, хоть и 2 полосы всего без обочины.

 

В Дунцзяне был уже ночью. Быстро нашел выезд. Где ночевать, не очень понятно, но я нашел большой навес у дороги, и устроился под ним варить суп с купленной днем травой. Вышло очень даже неплохо. Надо будет утром усовершенствовать технологию.

 

Итак, я прошел около 225 километров по пустым, безмашинным грунтовкам. Впереди вроде асфальт.

 

14 октября суббота. Гуйчжоу.

23-й день визы

 

Пошла последняя неделя в Китае.

 

Утро началось с рассветом, криком петухов и первыми машинами на трассе в 6-ти метрах от меня, и тут же начался дождь, причем посерьезнее вчерашнего.

 

Я сварил себе суп, как вчера, на добавил макарон и увеличил количество травы. Дождь поутих, но когда я собрался и вышел, он снова усилился, так что пришлось спасаться тентом. Было 8:46. И вот тут останавливается машина. В ней ехали трое, да еще с коробками, но нашлось место и мне. Машина оказалась аж в Гуйян.

 

Правда, ехала она странно - не по федералке на запад, а по местной дороге на северо-запад. Дорога красивая: все те же деревянные домики с черными черепичными крышами, листья банана везде выглядывают, красивые горы. Горцы в синих кастюмах, женщины в пестрых передниках и странных платках. В одном месте трасса пошла через перевал, почти под самые облака. 12:16 - вышли на автобан. До Гуйяна 124 километра. Но тут машина сделала петлю - ей понадобилось в Ду-Ю, что в 40 км. к югу от гуйянского направления.

 

В Ду-Ю водитель со спутниками забрал из машины коробки, какие-то провода и разводной ключь и ушел по делам. Я остался ждать. Рядом - река, на той стороне симпатичная белая пагода(говорят-старая), чуть дальше - горки, на вершине каждой беседка пострена. В целом приятное место. (Хотя окраина сера и неинтересна).

 

Описания мои становятся все бледнее. Привыкаю к рису, бананам и бамбуку. Соломенные шляпы воспринимаются уже как что-то обычное. Что-то перестаю замечать. А фотоаппарата нет, дополнить слова нечем...

 

Потом водитель (его звали Ян Кэ - Yang Ke) вернулся, увел машину на соседнюю улицу, снова удалился и вернулся с пакетом еды на 4-х человек: запаянный стакан кофе с молоком и гамбургер! Менее китайскую еду трудно вообразить. В стране, где почти не едят печеного хлеба, котлет и молока... Кстати, о еде: в машине был мешок конфет. Кусочки жареного мяса в фантиках. Вот кто бы у нас догодался заворачивать мясо в фантики?

В районе 17:00 въехали в Гуйян и остановились в центре. Я слегка побаивался его мегаполисности и обширности, но был приятно удивлен. Гуйян город небольшой, примерно как Куньмин. Высотки не давят. Есть в нем что-то уютное и теплое. Я чувствовал себя легко и свободно.

 

Прошел по паркам на изгибе реки. Почему-то в Гуйяне популярен картофель. Продается на каждом углу. Делается так: берется три очищенные картофелины, насаживаются на палочку и кладутся в кипящее масло. Получается наш родной печеный картофель, вкус детства. Стоит 1 юань. Так же обрабатывается сосиска за юань же. Мне захотелось вкусов родины и я пожертвовал 2 юаня на это российское сочетание: картошка с сосиской.(Пока ел, подошли две обаятельные девушки с фотоаппаратом, неуверенно стали о чем-то просить, вроде как сфотографироваться со мной, а я жевал картфелину с глупым видом и говорил - ну, типа можно... А потом у них не включился фотоаппарат и они, очень извиняясь, ушли...) Так понравилось, что повторил заказ, на этот раз от себя добавил соль, а то тут вместо соли посыпают картофель какой-то острой специей. Как будто на 5 минут побывал дома...

 

Пошел бродить по городу, постепенно смещаясь к парку в его северо-западной части. Темнело. Вокруг все тот же картофель, печеный батат, сосиски... К парку подошел уже в темноте. Тут выясняется: он открыт с 8:00 до 22:00 и платен. Спрашиваю, сколько. Говорят - "Люй юань"(6Y). И я сдуру принял это за "Лян юань"(2Y). Даю двадцатку... Получаю 14 юаней... Возврата тут нет. Вот так просадил почти доллар. Ладно, зато буду ночевать с видом на город.

 

Углубился в темнеющий парк, свернул на лестницу и стал подниматься. Лестница закончилась. Я полез выше сам. Вечная эта моя дурная привычка лезть в горы в темноте. Вообразите процесс: ночь, сырой и очень крутой склон, поросший деревьями, кустами, колючками и лианами, я в тапочках и с рюкзаком. Уклон такой, что приходится вспоминать навыки скалолазания. Десять раз пожалел, что полез... Но все же вполз на самую высокую гору, грязный и исцарапанный. Нашел немного плоскости в стороне от тропинки, кое-как растянул тент на случай дождя, разложил вещи. (Хм... "вещи" по-китайски "дун-си", записывается иероглифами "восток-запад". Почему?...) Город мерцает огнями внизу. Изнутри он ярок, шумен и суетлив, а сверху производит спокойное такое, почти медитативное впечатление, как тлеющая зола.

 

Итак, я вырвался из кошмара горной трассы, я попал в Гуйян. Завтра утром пройтись по парку, покружить по городу, найти интернет и - выходить на водопад Хуан-Го-Шу. До него автобаном где-то 149 километров. И вот газовый баллон бы прикупить как-то...

 

15 октября воскресение. Хуангошу.

24-й день визы

 

За всю ночь никто не потревожил. Утром, как по расписанию, начался дождь - с 5 до 8. И, несмотря на дождь, какие-то люди уже бродили по дорожкам парка и издавали звуки, как певцы перед концертом. Я сварил себе кофе, на чем он и кончился. Это был 100-граммовый пакетик "Жокей" за 20 рублей, который я варил еще эстонскому драйверу под Москвой. Вот я и остался без кофе.

 

Гуйян в тумане весь белый. Далекий шум транспорта, китайской музыки, гудки автомобилей. Капли падают на тент с листьев.

 

Собрал вещи, спустился на тропинку и прошелся по ней вместе с местными китайцами. Здесь такая мода - ходить утром в парк. Лестница идет то вверх, то вниз, по вершинам гор. Эта лестница измотала меня всерьез. А народ вокруг кто поет, кто ушу руками изображает, кто помто тусуется. Спустился вниз, к озеру. Там уже тьма народу. Местами занимаются целыми группами, кто танцует, кто с веерами занимается, кто даже с мечами. Заметил вывеску: мол, обезьян не кормить и к детям не допускать. Это где тут обезьяны, интересно...

 

Улица за воротами парка с утра превратилась в овощной базар. Там же я взял несколько вареных булочек с различными начинками. Тут это лотерея, никогда не угадаешь. Заметил интернет, но он захотел 2 юаня за полчаса. Не пойдет... Купил на юань два пакетика молока по 125 грамм на кашу завтра. Было часов 10. Двигаясь далее, попал на базарную улицу и долго шел среди этого моря вещей. Опять картофель продают... Выйдя на выездной проспект, я все же повторил вчерашний эксперимент. На этот раз картофель порубил ножам в миску. Так удобнее.

 

Нашел интернет. И опять без usb!! Дикари... Попользовался так. Оказывается, в Гуйлине сейчас Демид Манышев, тот самый, что ездил в Китай с Кротовым в 2004. Двигается на Куньмин поездом, думает там быть 16-го утром. Опережает меня на день. Алигожин молчит пока.

 

Некоторое время стоял на проспекте. Легковых мало, автобусы и такси сильно мешают. Но меня таки взяли и привезли к автобану. Решил стопить все подряд и остановился грузовик...

 

Водителя звали Wei Cong Si, он шел по левой полосе, остановился(!), и медленно свернул на правую - это на автобане-то. Ехал он до Лунгуна - это километров 100. Грузовик был медленный, шел в основном под 50, Цун Сы оказался общителен и разговорчив и все время что-то меня спрашивал, хоть я и плохо его понимал, а иногда не понимал вообще. Предложил сигареты "Хуангошу". 5 юаней пачка, к слову сказать... Я вдруг не удержался и решил попробовать. Вообще я не курю, разве что в моменты стрессов или когда проснуться надо. Половины легкой сигареты мне достаточно. Но вот "Хуангошу" произвело странный эффект. Горло не дерет, мягкая такая, но крыша едет моментально и даже легкое головокружение образуется... Более трети я не потянул.

 

15:42 - он свернул вправо. Я постоял немного среди симпатичных горок на слабом солнце и скоро меня взяли четверо на "ниссане". Провезли километров с 10, свернули на федералку и высадили у поворота на водопад.

 

До входа в "зону" тут менее километра вниз по серпантину. Внизу пафосные ворота, парковка автобусов, ряд едален. Я заметил среди столиков и зонтиков кипящий чайник, заварил себе чая и подзарядился из местной розетки. Посмотрел расценки на водопад: от 30 до 90 юаней. А чем тут все огорожено?..

 

Пошел изучать территорию. Водопад низвергается в глубкий каньон, который по краю - то есть, по правому только берегу - огорожен каменной стеной. Стена - метра 2, но за ней обрыв метров 6-10. И бамбуком засажено, что б ничего не видно было с дороги. Пролезть в принципе можно, но без рюкзака. Решил отложить водопад на ночь или утро. Забрался на гору у дороги (кстати, отсюда его тоже неплохо видно), сложил вещи, замаскировал тентом, сменил желтую футболку на зеленую и пошел на разведку налегке.

 

Прошел насквозь селение Хуангошу, где в воздухе водяная пыль и с крыш все время капает. Селение в одну улицу, причем вдоль каньона есть несколько отелей-ресторанов с терассами. Я вышел на одну такую посмотреть на водопад. Чуть далее - мост. За мостом дорога по левому берегу реки. Хорошо видно пороги, реку, а вот у самого водопада слишком много всего растет, воду плохо видно. Можно слезть вниз, в каньон, но реально опасно. Постепенно темнело. Я вернулся обратно на гору, наощупь вышел к вещам и сварил себе пакетик вермишели на горелке. Сперва планировался суп с травой, но искать в темноте дрова и возиться с костром не хотелось. Растянул тент и заснул под шум водопада.

 

Здесь заканчиваются записи, сделанные на КПК. События последующей недели я не записывал и помню не все.

 

16 октября понедельник.

25-й день визы

 

Утром спустился с холма, вышел с села вверх на основную трассу и поймалась легковая, которую вела женщина, она привезла меня в Гуанлин, по большой петле, которую делает тут трасса. Суда по моему атласу, отсюда есть прямая федералка на Куньмин (№320) и параллельно строящийся автобан. Но оказалось, что автобана вдоль 320-й нет, зато есть он а Синжен (Xingren). И как-то так вышло, что я оказался на этом автобане.

 

Не помню, как ехал на Синжэн и далее. Где-то недалеко от юньнаньской границы я оказался около тулгейта и вдруг вижу человека со странной тележкой. И он подходит ко мне и начинает говорить на английском и выясняется, что он китайский самостоятельный путешественник. Ходит ногами, но с тележкой на велосипедных колесах. Тележка - ящик с дверцей сбоку, все оббито полиэтиленом, внутри спальник, подушка, всякие полезные вещи. Снаружи - посуда. Его зовут Ше Цзе Гуан, и он показал статьи про себя, и карту, где обозначен маршрут. Даже фотографию подарил на память и оставил телефон. Если бы у меня было больше времени, я бы, наверное, прошелся с ним пару дней, порасспрашивал о жизни. Но когда надо, времени никогда нет... Так, пообщавшись с полчаса на виду удивленных китайцев, мы расстались и я ушел вперед.

 

К вечеру машина вывезла меня куда-то на границу провинции Гуйчжоу, к небольшому барачному лагерю строительных рабочих. Рабочие пригласили в гости, чем-то накормили. Я поставил заряжаться наладонник и вот тут выяснилось, что он не желает заряжаться. Наверное, испортился зарядник. Это несколько омрачило мне вечер.

 

Темнело. Я надеялся, что удасться остаться на ночь в этом поселении, но предложений от рабочих не поступало. Я вышел на дорогу и решил поймать что угодно куда угодно, но уже совсем стемнело и машины на трассе пропали. Грустно. Впрочем, было тепло и я ждал развития событий.

 

События развились странно. Рабочие подъехали ко мне на машине, сказали, что уже ночь и темно и вообще плохо, и что надо ехать. Не очень понимая происходящее, я сел в их машину, меня провезли километров с пять до небольшого населенного пункта. Доставили к отелю и вписали меня туда. Кажется, за 20 юаней. Я не особенно возражал, но удивился. У них там в лагере вагон места, но они тратят свое время и деньги на организацию отеля.

Снова поэкспериментировал с компьютером - не заряжается.

 

17 октября вторник Куньмин

26-й день визы

 

Утром покинул ночевалку, вышел на дорогу и уже не помню как попал в Куньмин. Сменил две или три машины, последняя везла далеко, до самого города.

 

Я вышел в Куньмине, в том месте, где кольцевая пересекается с проспектом Жэминьлу. Под лепестком автобана прятались лапшеторговцы, они продавали рисовую лапшу по 2 юаня и пшеничную по 3. Я съел эту лапшу - вроде за 3 - и пошел по проспекту в центр. Когда проспект пересек реку, я обнаружил по левой стороне большой спортивный магазин и завернул туда поискать газовые баллоны. И ведь нашлись эти баллоны, но не моей системы, а длинные.

 

В городе мне был нужен только интернет. Я пересек центр, свернул на юг... Было уже 17:00, когда по чьей-то наводке я, наконец, нашел этот интернет. Неожиданно оказалось, что только час назад, в 16:00, у Демида была в Куньмине стрелка с Алигожиным и Максимовой! И даже непонятно, где именно. А потом Демид собирается куда-то на северо-запад.

 

Пора было выбираться из города. Я вышел к южной стороне объездного кольца, пошел на восток, миновал тот перекресток, где ночевал когда-то в 2003-м году и уже в темноте вышел на удобную позицию. Шансов уехать куда-то было немного, но меня все же взяла машина. Водитель вроде бы ехал в Юйси, но все же не в Юйси, а куда-то рядом. Он сказал, что знает хорошее место для ночевки и поехал туда, свернув с трассы влево. Покрутившись в темноте по дорогам мы выехали на берег... Наверное, озера. Не моря же. Видно было набережную, запертые рестораны и едальни. Тут я вышел, изучил местность, проник на пляж и устроился спать там под навесом. Одно только смущает - как отсюда выбираться утром.

 

18 октября среда

27-й день визы

 

Утро прошло без приключений. Я проснулся у озера, собрался, и начал думать, как попасть на нормальную дорогу. И как объяснить, куда мне надо. Нашел дорогу на Юйси, поймал машину на несколько километров. Там долго выяснял, куда же мне идти и пару километров шел пешком по сельской местности, пока не поймалось что-то до основной трассы. Удалось кое-как выбраться на 213-ю трассу.

 

От Куньмина до Лаоса примерно 760 километров, хотя В. Шанин упорно настаивает, что их "более двух тысячь". О состоянии дороги я ничего не знал.

 

Поймал машину, которая довезла как раз до моста через Красную реку (Hong He) - мутная река далеко внизу в ущелье, я перешел ее ногами по мосту. Мост вместе со мной переходила группа китайских полицейских, они приехали на своем автобусе, но мост хотели пройти ногами как бы для прогулки. Кажется, на той стороне моста они познакомились со мной и подвезли некоторое расстояние.

 

Следующим был большой черный джип, которые ехал прямо в Сымао. Это было удачно, но скоро кончился автобан и трасса стала делать петли по ущельям. В одном месте полчаса простояли в пробке. Я вышел пройтись по асфальту, и вдруг водитель говорит - посмотри, вон там ваши... Смотрю - идет европеец с девушкой.

 

-Привет! Мухранов?

 

Упс. От неожиданности я принял его за Алигожина, но это оказался Коля Дубровский. Я понял, что он едет тоже в Лаос, а сейчас в Сымао, и что у них грузовик, но тут пробка тронулась и мы разбежались по машинам. Джип быстро обогнал грузовик Дубровского и ушел вперед, а я сообразил, что не успел узнать никаких адресов и даже почтового адреса... Через час, где-то в 20 километрах до города Сымао джип снова встал в пробке. Я задумался... Через пару часов стемнеет, грузовик Дубровского неизбежно попадет в эту же пробку, самое время его, Дубровского, поймать и искать стоянку на ночь. Так подумав, я попрощался с водителем, сказал, что вот - пойду искать своих, и пошел назад вдоль колонны машин. Прошел с километр до конца колонны - нет Дубровского. И только минут через 20 подъехал его "Дунфын". Дубровский вылез, на ходу подписывая водителю какие-то открытки и фотографии и что-то вещая на непонятном мне языке.

 

-Так, - говорю я, - тут уже скоро стемнеет, давай найдем хорошее место и там устроим тусовку.

 

Он согласился. Меня сильно манила поросшая соснами гора слева от трассы. Мы попытались найти путь наверх, но неудачно. Лично я попал в банановые заросли, застрял там и еле выбрался, сломав несколько дикорастущих бананов... Выбрали справа от трассы горку пониже с ровной площадкой и некотрым количеством дров.

 

И только когда мы разбросали по площадке вещи и стали организовывать огонь, я вдруг медленно осознал, что тихая девушка с Дубровским - это, собственно, Настя Кислицкая, сестра легендарной Нотки. Они ехали в Тайланд работать. Выехали сильно позже меня, но практически полкитая прошли поездами.

 

Так, за разговорами у костра, и прошел этот вечер.

 

19 октября четверг Сымао-Цзынхун

28-й день визы

 

Утром у Насти обнаружился кофе и мы его тут же сварили. Сказочный, давно забытый вкус. Вместе вышли на дорогу, потолкались там на неудобной позиции без обочины и поймали большой джип до Сымао. Уже ранним утром были в городе и прошли его почти насквозь, заворачивая на рынки. У Дубровскиго обнаружилась страсть к овощным рынкам. Настя сказала, что он весь Китай совершает на них опустошительные набеги.

 

И действительно, Дубровский начал отягощать себя бананами, апельсинами и еще какими-то фруктами. Он подходил к торговкам-китаянкам и спрашивал их: "хау мач?" И повторял это "хау мач", пока они не приходили к пониманию. Я предложил ему воспользоваться волшебной фразой "то-сао чьянь"(сколько стоит) и он вроде даже попробовал, но потом вернулся к традиционому "хаумач".

 

В центре Сымао нашелся интернет. Я заглянул туда на полчаса, а Дубровский застрял надолго. Мы с Настей успели найти источник кипятка, заварить чай и выпить его в садике среди статуй, которые тоже пили чай. Когда стало понятно, что Дубровский залип в международную паутину надолго, я решил, что доберусь до Цзинхуна самостоятельно, а там к ночи встретимся.

 

От Сымао до Цзинхуна примерно 130 километров. Кажется, мне попалась прямая машина. Ехать тут недолго, но Сымао и Цзинхун - два разных Китая Между этими городами проходит высокий горный хребет, который потом тянется вдоль вьетнамско-лаосской границе и сворачивает к морю севернее города Дананг. По этому хребту проходит климатическая граница, к югу - тропики с джунглями, к северу - не совсем тропики и без джунглей. Хребет не пускает сибирские циклоны в Индокитай, а горячий воздух с Индийского Океана - в Китай. Здесь, за хребтом, находится район Сишуаньбанна, единственный в Китае кусочек тропических лесов. Тут даже водятся слоны и сюда приезжают те, кому лень ехать в Лаос. По сути, это именно Лаос - и по климату, и по населению.

 

Я впервые видел тропический лес. Густой, влажный, высокий. Указатель на слонов...

 

В 34 километрах от города находится поселок Мынъян(Mengyang). Тут по карте развилка, влево на Лаос, вправо на Цзинхун. Но я не заметил этой развилки.

 

Вышел в Цзинхуне недалеко от моста через Меконг. Дошел до моста. Под мостом веселая зелень и, кажется, можно ночевать. Запомнив это, я пошел по длинному мосту через Меконг. Первый раз в жизни я увидел легендарный Меконг. Справа от моста виден причал, там стоят 2-3 кораблика и больше ничего. Похоже, что слухи о возможности уплытия из Цзинхуна в Лаос были только слухами. Позже я узнал, что когда-то были корабли и до Тайланда, но сейчас нет.

 

Вошел в город. Интересное место. Везде надписи на тайском. Статуя слона перед отелем... В городе даже есть бирманцы и целый бирманский квартал. Я нашел интернет и обнаружил сообщение от Кислицкой, что они остановились на улице Man Ting Lu в гэстхаузе, что за поворотом после тайской едальни "THAI FOOD". Комната номер 202. Покрутившись по городу, я действительно нашел эту улицу и, после некоторых усилий, тайскую едальню и гэстхауз. Но Настя с Колей куда-то сбежали. Решил их подождать - перешел улицу, расстелил коврик под пальмой, нашел какую-то еду в мешочке и сидел там, рассматривая людей вокруг. Обратил внимание, как много в Цзинхуне бэкпекеров и вообще европейцев. Нигде в Китае столько не видел. И цзинхунцы постепенно привыкают к туристам и сами становятся не похожи на китайцев. В одной едальне спросил, почем миска риса, и вместо удивления и непонимания слышу: "4 юаня!". Тут уже на моем собственном лице образовалось удивление и непонимание.

 

Настя так и не образовалась. Мне надоело ждать, я вернулся к Меконгу, спустился под мост, расстелил там коврик на траве и упал спать.

 

20 октября пятница Цзинхун

28-й день визы

 

Утром вернулся в город, пришел на улицу Мантинлу и спросил, на месте ли "люйсинча цюй элосы"(туристы из Росии). Говорят - на месте, но еще спят. Ничего, отвечаю, проснуться. Причем сверху доносятся странные звуки определенно проснувшихся русских туристов. Поднялся, стучу... Там за дверью долгое шебуршание, потом открывает растрепанная Настя...

 

Стали планировать действия. Помню, как я забежал в здешний туалет и впервые в жизни увидел на потолке геккона. Желтого и совершено неподвижного, как будто сделанного из пластмассы. Вернувшись, спросил: это там живое? Говорят - живое...

 

Вышли погуляться по городу, завернули в едальню. Тут Настя удивила меня сообщением, что китайские пельмени стоят ровно столько же, сколько и лапша, те же 2 юаня. Я все же взял свою любимую пшеничную по 3. Настя нашла суп с пельменями - действительно, по 2. Позже, через полгода, я убедился, что эти пельмени в самом деле часто по 2 юаня за 10-12 штук.

 

Обсудили путь на Мынлу и Моху. Настя сказала, что дорога там ужасная и машин нет, так что они, видимо, найдут автобус. Я же решил прорываться.

 

И мы снова расстались, мне пора было на юг.

 

Я не знал, что уже существует прямая красивая дорога - на юг из Цзинхуна на Мынлу. Там даже строят автобан. Я вернулся в Мынъян, спросил, где тут 213-я трасса на Мынлу и с удивлением увидел заброшенного вида дорожку, уходящую в густой лес. С нехорошими предчувствиями пошел по ней. В тот вечер я прошел километров 100. Ехать пришлось по ужасной грунтовке, размытой дождями. Она была вымощена булыжниками и грузовик прыгал по этим булыжникам, разбрызгивая желтую грязь. А справа строился автобан...

 

Вечер застал меня в глухой юньнаньской деревне. Впрочем, даже деревни тут модерновые: все дома бетонные, имеется несколько магазинов и даже какие-то развлекательные заведения. Я обошел всю деревню в поисках места, где можно спокойно ночевать, но не нашел ничего приличного, кроме навеса, где народ играл в бильярд. Спрашиваю - а тут у вас можно ночевать? Говорят - можно. Там я и раскатал коврик. Китайцы на это посмотрели и предложили спать прямо на бильярдном столе. Тоже неплохой вариант.

 

Так завершилось второе в моей жизни посещение Китая. Завтра мне входить в Лаос.

 

Петербург-Самарканд
Самарканд-Бишкек
Китай: Уйгурия-Уданшань
Китай: Хэнань-Гуанси-Юньнань

 

Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.024085998535156 сек.