Петербург-Самарканд

3 сентября 2007 воскресение.

 

В то утро состоялся официальный старт нашей экспедиции. Василий Лященко первым отправился в Москву. Ему предстояло в понедельник забрать паспорта из "Открытия" и занести их с анкетами вместе в консульство Лаоса на Малую Никитскую.

 

В семь утра мы встретились на "Звездной", проверили лаосские анкеты, я вручил ему пачку иероглифов на заучивание, и в 8:00, серым, прохладным и сырым питерским утром Василий вышел на позицию у "Самсона".

 

автостоп

 

Воскресение, машин мало, погода серая и скучная. Как именно он уезжал, я не видел, ибо покинул его еще до этого момента.

 

4 сентября понедельник.

 

За воскресение Василий на 4-х машинах приехал в Москву, утром понедельника пришел в лаосское консульство и благополучно сдал анкеты. А я тем временем раздавал последние не свои предметы и прощался с различными людьми.

 

5 сентября вторник.

 

Днем собирал рюкзак. В 14:00 пришел Федор, и около 15:00 мы вышли из дома. Я с некоторых пое взял привычку ездить в Москву за 2 дня, делая остановку в Иверском монастыре. Не люблю рано просыпаться и спешить.

 

Для разнообразия поехали с "Чернышевской". Доехли до "Звездной", встали там у Самсона и скоро нас взяла легковая до Колпино(Денис). Это была первая машина за все мои 9 месяцев путешествия. Водитель был исключительно положительный; жаль, что ехали недалеко. От Колпино - газель до новгородской объездной. Там уже было мрачно и сыро. Нас взял московский МАЗ. Помню, как лежал на спальнике и смотрел в мокрое стекло, а Федор рассказывал какие-то анекдоты. Вышли за Валдаем в 22:30. Ночь.Темно. Начался дождь. Нам надо было пройти 5 километров до Иверского монастыря, и под дождем мы успели основательно промокнуть. Так, мокрые, мы и явились к 23:30 в Иверский монастырь. Там нас уже ждали и организовали сушку. Напоили чаем из солоноватой воды(Воду качают с 190 метров, а там уже близко соль - та, что в Сольцах совсем близко от поверхности, а в Валдае залегает на 200 метрах.) И вот тут события приняли неожиданный оборот. В вещах не нашлось наладонника. Я похолодел. Без него поездка теряла смысл, а возвращаться в Питер... По дождю... Такого со мной еще не случалось. Отец Серафим предложил найти человека который бы отдал девайс проводнику московского поезда. А как найти в первом часу ночи? Залезли в аську - никого. Я запостил сообщение в ЖЖ и пошел спать. Если к 10 часам никто не проявиться - ехать мне в Питер. Если повезет, до Москвы прорвусь ночью....

 

6 сентября среда. "Остановилась эстонская (ха-ха) фура"(с)

 

Проснулись в 8, Серафим накормил нас макаронами с кабачковой икрой. Я сунулся в аську и застиг там А. Это шанс. Попросил ее позвонить соседу - Павлу М., что она и осуществила. В общем, два умных человека разобрали эту проблему и нашли решение. Павел сказал, что попробует найти проводника сегодня ночью. Полный мрачных ощущений, я решился ехать в Москву.

 

В утешение мне мир послал светлый луч: в аське светилась Марина "Странница", которая согласилась вписать на эту ночь. Это хорошо ибо 1) рядом с МКАДом, 2) С самой давно хотел пообщаться.

 

На прощанье отец Серафим зафотографировал нас у ворот. Потом Федор сделал фотографию монастыря через протоку. Оказывается, у него какой-то странный пластмасовый фотоаппарат для подводной съемки. Зачем? Хотя... Ближе к морю может пригодиться.

 

До трассы нас подвезла легковая. Было серо и сыро, висел дождь. Решили делиться. Скоро его забрал камаз прямо в Москву. Я простоял еще какое-то время и остановился ФОРД с эстонскими номерами! Вот это номер.

 

Мы проехали до Солнечногорска - там форд встал смотреть футбол в кафе. Где-то за Тверью под дождем мы останавливались и я варил кофе...

 

Итак, Солнечногорск. Уже темнело. Я поймал легковую до Зеленограда, потом мусорвоз(!) до Черной Грязи. Там тормознулась понтовая машина МЧС, но захотела денег. То есть солидный офицер с погонами и формой МЧС на хорошей машине.

 

Дагестанец из горного селения довез до МКАДа. Итак, я в столице нашей родины. Быстро нашел Прибрежный проезд и Странничный дом. Хозяйка обнаружилась на месте. Только что вернулась из какой-то велосипедной поездки. Я изложил ей суть своей проблемы. Кинул в Питер смс-ку: мол, инфу про поезд слать сюда. Марина меж тем сочинила селедку с... Не помню, с чем. Провал в памяти. Я нервно ждал сведений про поезд. Все-таки вот нет во мне оптимизма.

 

Поздно ночью пришло смс - мол, вагон 16, проводник Саид. Приход в 10:20. С компьютером приедет паспорт, что б меня можно было опознать. Уф... Лишь бы поезд пришел и лишь бы Саид все отдал...

 

7 сентября четверг. "Ее зовут Ольга, - сказал Гэсер"(с)

 

Проснулся в 7, почти сразу позвонил Ольге, объяснил, что наши будут в 10 у лаосского, а я в 10:20 на вокзале, попросил подъехать к лаосскому и рассказать людям, что к чему. А потом отвезти их на Нагатинскую. Она сонным голосом согласилась.

 

Странница догадалась слазать в интернет и найти расписание поездов. Пошуршала на кухне и соорудила еду из колбасок. Героическая все же женщина. Мы вместе ушли на станцию (через мокрый лес мимо березок и кустов), откуда я уехал на Ленинградский вокзал. Было 9:10, я пристроился около часов и стал ждать поезда, перебирая карточки с иероглифами. На экране показывали нравоучительные ролики: солидный молодой человек переходит рельсы и его сбивает поезд... Красная фигурка прыгает на рельсы и ее плющит поез. "ВАШ ВЫХОД в сложной ситуации!"(Это уже реклама адвокатской конторы.)

 

Поезд, как ни странно, пришел по расписанию. Саид одиноко курил в дверях. Компьютер отдал, но попросил 100 рублей - мол, Павел-то дал 150, но начальник видел, пришлось делиться... Я ждал такого поворота... Ладно, отдал я 100, не ругаться же с человеком.

 

Ольга появилась неожиданно: в бордовом свитере и джинсах - с романтической такой протертостью на бедре. Большие такие яркие глаза и... Что-то в ней такое есть. Она была подозрительно нежелтая, и я спросил, как она думает ехать... И вот тут она сообщила, что вообще-то не едет. Такое вот ее посетило решение. Два часа назад.

 

О, звериный оскал бытия! Почему сегодня у меня такой тяжелый день? Кого я обидел? Я приземлился на скамейку и начал смиряться с фактами...

 

Ольга меж тем поведала, что пришла к посольству в 10, за полчаса никого не дождалась, поехала сюда и в 11 получила смс от братьев Лященко. Странно. Подумав, я отдал Ольге свой внутренний паспорт - пусть поживет в Москве до моего возвращения.

 

Братья не появлялись. Ольгин телефон не ловил сеть. Мы вышли наверх, заслали очередную смс-ку и таки получили ответ, что "мы на платформе".

 

Поезд на 11:14 мы пропустили, пришлось дожидться 12:40. На нем мы без приключений доехали до Калинино, где уже трасса. Ольга ехала с нами - она осталась в вагоне и поехала куда-то в неизвестность. Так мы и расстались.

 

Так мы оказались на трассе около часа дня. Простояли раздельно с час и меня забрал добродушный дядька - бывший бычковод. Провез недалеко, там сразу взяла машина до Ступино, откуда через некоторое время забрал каширский камаз. Камаз сказал, что видел братьев, но двоих брать не стал. Да, стоило бы им разделиться...

 

У каширского поворота меня взяла легковая, плотно загруженная сладким перцем. Она провезла до развилки трасс М4 и М6. Тамбовская трасса выглядела как-то убого. Впереди еще почти 350 до Тамбова, времени около 17, с севера близится дождь. Здесь меня взяла легковая. Странная такая машина; водитель (Саша) был неразговорчив, автостоп воспринимал как "такой прикол", но вез. Час, второй, третий... В 21:30 миновали Тамбов. Только тут до меня дошло, что машина идет в Волгоград. И как только я это подумал, так километров через 60 за Тамбовом, у селения Ивановка, машина остановиась на еду (без моего участия), а еще через 20 км. встала спать. Тут я ее и покинул.

 

Место не самое приятное - кругом лужи. Кое-как нашел подходящий участок в лесополосе, там и устроился ночевать.

 

8 сентября пятница

 

Отчего-то сильно хотелось спать, поэтому проснулся поздно, в 10:30. Дошел до кафешки за водой, сварил на горелке лапшу и чай. Погода солнечная, заметно теплее московской. После чая пошел на позицию. Машин мало, свободных мест тоже. Простоял с час, пока взяла легковая но 50 км. - до поворота на Борисоглебск. Там я тоже простоял порядочно и здесь мимо проехал Федор на скоростной иномарке. Они меня все же обошли - еще бы, полдня потряно... Оттуда меня забрали на 5 км., а потом странная молодежь провезла еще немного. Уже 15:00. Вот тут я поймал МАЗ до Волгограда, вернее он сам меня позвал.

 

До Волгограда отсюда около 350 км., мы их прошли за 6 часов. По пути остановились в кавказской кафешке, где меня накормили пловом. Рядом азербайджанцы пьют чай из рюмок, играет турецкая музыка... Средняя Азия начинается.

 

В 21:00 вышел перед городом у "13-го поста". Стемнело. По идее, еще можно попробовать проскочить город, но дело это непростое. Подумал, побродил между грузовиков, и отложио пересечение города до утра. Обошел кафешки - воды не дают, даже простой. Завозная, мол. Я перешел поле по правой стороне, нашел приятное сухое место среди кустов и устроился спать. День прошел посредственно, а завтра продираться через Волгоград... Ладно, время покажет. В 22:10 заснул.

 

9 сентября суббота. Проходим Волгоград.

 

Проснулся, когда на часах компьютера было 8:33. Сразу собрался и вышел к трассе. Приобрел неплохой пирог с капустой по 10 р., и обнаружил людей, которых принял за калмыков, а они оказались китайцами (Из Гирина). Причем они сразу со мной поздоровались - то есть, на пути от Питера до Волгограда первые поздоровавшиеся со мной люди оказались китайцами... Обменялся парой фраз. Меня понимали плохо; надо работать над произношением.

 

Здесь, в 13 км. от города, я простоял неприлично долго. Взяла легковая до места, где я постопил минут пять для приличия, а потом уехал трамваем до улицы Рокоссовского. Там долго пытался устопиться; разменял 100 рублей и хапнул кефира... Наконец, уехал автобусом до "Юбилейного". Не знаю, что за место, но это важнейшая коммуникационная точка города - отсюда ходит транспорт куда угодно. Лично я автобусом №115(8 рублей) выехал прямо на астраханскую трассу - до поворота на Светлый Яр. Так я прошел город. Это стоило мне 22-х рублей и уймы времени. В Волгограде обратил внимание на местных женщин; не то погода теплая, не то они действительно симпатичные...

 

Легковая подвезла до Ушаковки - это уже Астраханская область. Справа тянулись зеленые поля перца и помидор, там работали корейцы. Так сложилось, что в В-области работают только китайцы, а в А-области только корейцы. Имеет смысл переименовать области соответственно в Китайскую и Корейскую. Потому как больше там все равно никто не работает.

 

От Ушаковки еще одна легковая взяла на немного. Водитель высадил меня у заправки с магазином, где я пытался купить хлеб, но он сделал это за меня.

 

Застопилась фура с номером региона 39, но в реальности минская. Недавно она ходила через Кульсары на Актау, а сейчас идет всего на 30 км грузиться перцем для Минска... Покинув фуру, я пошел пешком, вдыхая запахи вечерней степи. Поговорил с мужиками, торгующими перцем у обочины - получил в подарок перец. Суп сварю. Чуть дальше меня чуть не силой затащили к себе другие перцоторговцы, вручили луковицу, кусок арбуза и рюмку водки. Избегнуть водки не вышло. Ладно, это мне раз в неделю полезно.

 

Солнце садилось. Меня ну очень активно зазывали ночевать, мне же хотелось хоть немного приблизиться к Астрахани. Я решил, что воспользуюсь приглашением, если не смогу уехать, но сразу же застопил скоростную иномарку - правда, всего километров на 20. Темнело. До Астрахани 250 километров. Многовато... Я еще постоял в темноте у кафе "Русь", потом ушел в степь и устроился под деревцами. Сварил чай.

 

Тепло здесь. Тишина, вдалеке иногда машины шумят, цикады звенят где-то. Из-за кафе "Русь" поднялась большая оранжевая луна. Я лежу под спальником и потихоньку набираю этот текст. На часах 19:30, хотя на самом деле явно 21 или поболее. Маловато я сегодня прошел. Наверняка братья уже в Астрахани давно.

 

10 сентября воскресение

 

Проснулся около 9-ти. Бледное облачко наползло на солнце и оно грело не очень сильно. Поставил на горелку котелок, порезал туда перец и лук, сварил суп. Мимо по грунтовке врмя от времени проезжают машины с корейцами. Тишина, жужжит одинокая муха, пахнет степью.

 

на трассе

 

 

На трассе тишина. Машины проносятся крайне редко и места в них нет. Интереса ради я пошел вперед, домысливая вокруг себя Техас и индейцев. Подобрала машина на 10-15 километров до Соленого Займища. Я встал на выезде у столбика с надписью маркером: "свободная Чечня" и стал ждать событий. Было часов 11. Справа был приятный сухой лес, слева кафешка с симпатичной девицей и колодцем, все условия, все есть, только машин нет. Я стоял и стоял, потом свернул в лес пить кофе, потом снова стоял, и перспектива попасть в Астрахань становилась все сомнительнее, и вот тут меня подобрала "Лада", идущая прямо в Астрахань! Чудо. Было около 15:30, мы понеслись под 130 километров. Проскочили под жутчайшим ливнем. Миновали Нариманов, где меня грабили в 2003 году - я узнал здание полиции по правой стороне.

 

Въехали в Астрахань, пересекли мост и в 17:00 я вышел за мостом. Спросил, где тут Старокучергановка, но почти никто не знал. Я прошел ногами до центра, по пути нашел книжный магазин, нашел в нем карту города и вычислил эту Кучергановку - за южным мостом на западном берегу. Южная окраина города. Пошел... Народ гулял вокруг Кремля, юные девицы все одеты в стиле "очень хочу замуж!". Стал искать интернет - нашелся только на почте за драконовские 60 руб/час. И при таких расценках народ тут вяло читает почту и онлайн пишет ответы. Какой кошмар. Я сунулся в интернет. Тормозит ужасно. В ЖЖ не залогиниться. От братьев никаких вестей. Странно. Не мог же я их обогнать? Потратив 5 минут и 5 рублей я двинулся на поиски Старокучергановки... Я протопал до моста, на закате пересек мост, попад под небольшой дождь и в сумерках таки вышел на Бакинскую улицу, где мне обещали вписку. Как ни странно, я даже нашел нужный дом.

 

Приглашала меня сюда некая Надия, которая тут живет с сестрой, и которая сама когда-то стопила аж до Питера, что, на мой взгляд, характеризует ее с самой героической стороны. Это если учесть астраханский менталитет. Сестра имеет загадочное имя Ралина, и тоже пыталась ездить автостопом, но не всегда гладко.

 

в Астрахани

 

Состояние у меня было несколько взбудораженное, только миска мяса и баня привели меня в адекватное состояние. Дом тут, скажу я, громадный. Просто крепость. Я так и не понял, сколько тут живет народу.

 

Итак, завтра утром я уезжаю в центр, иду искать на рынке тапочки и сухое молоко, после чего выдвигаюсь на Атырау.

 

11 сентября понедельник. Длинный день.

 

Я думал, что в Астрахани закончится цивилизованный участок моего пути и начнется сплошной экстрим. Вышло иначе...

 

Проснулся в 7, Надия с Ралиной напоили меня чаем с плюшками: натуральным калмыцким чаем с молоком и солью. Надия научила грузить файлы по ftp через эксплорер... Вручила мне курью ногу с собой. Куриная нога в дорогу - это чертовски сентиментально. В 8:00 вместе вышли из дома и маршруткой за 9 рублей уехали в центр. Там я со всеми расстался. Надия сориентировала до рынка и показала, где искать автобус №30, что вывозит на трассу.

 

Прошелся по рынку в поисках тапочек. На астраханском рынке сразу чувствуешь Среднюю Азию. Татарки в ярких костюмах, кое-где старички в чалмах, запах марихуаны, татарская речь, так похожая на турецкую... Тапочки нашлись по 80 рублей; не то, что мои старые, но тоже ничего. И вот мои кроссовки, купленные в Китае 8-го сентября 2003 года за 18 юаней, остались жить на астраханском базаре. Тащить их с собой не хотелось.

 

Успел вскочить в 30-й автобус и около 11 часов вышел у выездного поста. Сразу остановил пустой желтый микроавтобус. Он провез меня часть пути до Красного Яра, где оказался рейсовым и восхотел денег. На вопрос, отчего не предупредил, он ответил, что мол, без денег сейчас не бывает. Дошло до угроз прислать ко мне крышу и "в Красном Яре я тебя встречу!"... Он не верил, что можно ездить бесплатно, но когда я двинулся дальше, остановилась первая же машина - до Яра. (Раньше там был паром, а сейчас проложили пантонный мост.) Вышел на выезде и сразу же меня подбрали два парня на жигулях, которые довезли прямо к поргранпосту. Что-то все сегодня быстро...

 

Пост прошел легко. На паспортном контроле договорился с "Ниссаном", чтобы провез до казахской таможни. Вместе переплывали на пароме протоку. Сейчас там вовсю строят мост.

 

Таможню я прошел сам, а Ниссан нагнал меня через пару километров, за Котяевкой. Погранцы посадили к нему 2 казахов, что б он отвез их в Аккыстау. И вот, на скорости под 120, меня принесло в Аккыстау - за Ганюшкино заметил братьев Лященко - все же я их обогнал. В Аккыстау обошел пару магазинов в поисках хлеба - хлеб был в одном только месте, рубли там не принимали. От города меня подобрал странный мрачный казах на 5 км. до села Чапаев. В селе тоже не было хлеба, на окраине пасся одинокий верблюд. Я сел на берегу арыка и съел куриную ногу. Хорошо иметь знакомых в Астрахани.

 

От Чапаева меня взяли трое прямо в Атырау, и снова мы неслись под 120, кое-где обходя степью ремонтируемые участки дороги. Около 18:00 въехали в Атырау и на въезде я обнаружил братьев Лященко - желтые братья что-то стопили.

 

Их история такова. Федор от Каширы поймал Ниву до Волгограда, но потом долго висел чуть далее Соленого Займища. Где-то перехватил Василия, и в Астрахань они приехали, как и я, в воскресение, но прошли город насквозь и ночевли у границы. Варили рис и пили воду с сахаром за неимением чая.

 

У нас было еще 1-2 часа светлого времени, но Василий возжелал карту Казахстана и дыни, так что мы пошли искать рынок. Карт не нашлось, зато братья затаварились помидорами и дынями. Поделились самсой.

 

Пока вышли на трассу, уже стемнело. Разделились, пробовали что-то ловить. И вот уже в сумерках возле меня остановился громадный Джип-Тойота. И решил забрать всех троих. Причем ехал он не то, чтобы в Доссор, а прямо в Тенгиз, то есть брал нас едва ли не на 300 км зверского бездорожья. Фантастика.

 

Водителя звали Олег, гнал он под 150. До Доссора пронеслись быстро, а вот следующие 100 км. до Кульсаров были ужасающи. Даже для джипа. С Кульсаров до Тенгиза стало получше и вот около 23:00 мы вышли возле Тенгиза, в самой сердцевине жуткой пустыни. Градусник показывал 15 градусов. Свернули в степь, прошли метров 50 по соленому, странному песку и устроились там спать. Думать о завтрашнем дне было жутковато. За сегодня мы прошли почти 700 километров.

 

12 сентября вторник. Сердце пустыни.

 

Утром проснулись в 8. Я наварил овсянки на троих и чая. Вышли. Нам предстояло одолеть еще 30 до Саракамыса, оттуда ооло 100 до Опорого и еще 100 до Бейней. И еще 80 до границы. Итого 300 только до Узбекистана, при отсутствии машин и асфальта.

 

И нам повторно повезло. Немыслимо повезло. Я зашел на бензоколонку за водой, мы поговорили с рабочими и, когда уже уходили, они показали нам машину. Две газели ехали из Москвы в Душанбе. И они нас взяли.

 

На этих газелях мы проехали почти сутки. Я сперва ехал на головной, темной, с водителем по имени Бахтияр. Братья - на второй белой.

 

От Саракамыса сперва шел неплохой асфальт, потом снова убитая грунтовка. Машину трясло и подбрасывало, по салону плавали облака пыли. Только за Бейнеу началась неплохая укатанная гравийка. Уже на закате прибыли на границу. Снова мы трое прошли ее ногами без проблем. Так я второй раз вошел в Узбекистан и снова этл случилось 12-го сентября. Два часа ждали, пока газели пройдут таможню. Около 22:00 все кончилось. Таджики позвили нас в чайхану, где накормили шурпой и мясом. И снова дорога...

 

Ночь на Устюрте

 

 

13 сентября среда

 

В 3 часа ночи водителей срубило - они не спали вторые сутки. Планировали проспать полчаса, но проспали три и только в 6 утра, на рассвете, тронулись в путь. Не обошлось без эксцессов: едва не потеряли трассу, а на Устюрте это смертельная опасность.

 

Когда взошло солнце, пустыня отступила, вокруг зазеленела трава, появились кусты и деревца. Цивилизация.

 

Итак, мы прошли Устюрт на колесах! Ту самую трассу, про которую я узнал лишь в 2003, и которую тогда не смог пройти. Не помню, кто прошел ее первым. Вторым опреднленно был Юрий Морозенко несколько недель назад. Мы стали третьими.

 

По плану надо было выйти у въезда в Кунград и упасть там спать, поскольку бессонная ночь в пыли и грохоте газелей вымотла нпс нимоверно. Но место у въезда в Кунград оказалось сильно застроено и захламлено. Пока раздумывал, наши газели пронеслись мимо. Ну ладно... Идея посетить Кунград и Муйнак подтосилась рассказами о распиленных и сданных в металлолом кораблях.

 

Решено былр выйти у поворота на Ургенч. Но вышло так, что поворот на Ургенч мы пропустили. Когда мы это выяснили, до поворота было уже 25 километров. Нам сообщил это старик-узбек, который и пригласил нас на чай; так мы расстались с газелями.

 

В доме этого узбека нас накормили лагманом с лепшками. Он рассказал, что зарплата в странесейчас бывает 5000 сум(120 руб.), а килограмм муки стоит 17 000 сум(В Узбекистане не покупают хлеб, а пеккт его сами). А его пенсия 60 000, жить можно.

 

Вот так он жаловался на жизнь, а дом у него был громаден. У нас таких вообще не бывает... Когда мы вышли, было 14:05. Братья решили ускоренно двигаться на Бухару - ибо уже холодает, а я всеже решил попасть в Хиву.

 

Мы расстались. Я двинулся на север, отсеивая деньгопросов. Вскоре меня взял некий Мурат, который ехал прямо в Ургенч. Он привез меня прямо к почтампту, где обнаружился интернет за 600 сум за час(12 руб.).

 

Я сел на каменную ступеньку и наспех записал, что успел. В интернете провел 45 минут, заодно перекинул часть фотографий на свой кпк. Часов в 18 двинулся на Хиву. Были шансы туда успеть, но часов в семь меня зазвали на разговор местные жители и уговорили у них остаться. Я согласился, кинул рюкзак в комнату одного старика, поставил кпк на зарядку... И меня потащили куда-то "в кафе". И я пошел, думая о том, что положил всю аппаратуру на виду... А если это развод? Мы сидели, ели мясо с салатами и водкой, а я старался пить поменьше и не терять контроля над ситуацией. Узбеки(сами себя они называли хорезмийцами и придерживались теории несуществования узбекской нации) произносили всякие красивые слова, а я размышлял, не утащат ли мой рюкзак. Такое вот наше европейское мировосприятие...

 

Вернулся в дом старика. Вещи на месте. После водки ощущая себя вроде нормально... К хозяину зашел еще человек и женщина, они тоже пили водку с помидорами. Я их сфотографировал, сильно удивив цифровым фотоаппаратом.

 

Завтра в Хиву...

 

14 сентября четверг. Хива.

 

Старик разбудил меня около 7, показал, где чай и хлеб, и ушел на улицу торговать семечками. Я собрался и вышел. Долго выходил из города через несколько кольцевых развязок. Поймал прямую "Таврию" в Хиву и в 9:00 был на окраине города. Вез меня Расул, строитель, едущий на объект - колледж - на окраине Хивы. Вышел к крепости... Территория старого города действительно громадна. Еще С. Павлюк сравнил Хиву с архитектурным музеем, в котором нет городской жизни. А хивовед Ю. Морозенко недавно подтвердил это наблюдение. В центре мало народу, но много туристов - французов и немцев. Забавно видеть пустые улицы с торговцами сувенирами и нескольких евротуристов... Как в музее. Вся жизнь тут в стороне - на базаре. Там толпы, запахи, шум - и ни одного туриста! Ни одного! Купил себе пару булочек к кофе и получил в подарок помидор. Причем одна женщина захотела 100 сум за штуку, а чуть позже парень запросил 50 сум за кг. Он-то и вручил мне помидор, ибо деньгу меньше 50 найти сложно(Чуть позже я видел узбекские монеты в автобусе).

 

И вот я сел в тени на самой пафосной площади, сварил себе кофе и устроил завтрак, рассматривая туристов. Погода сегодня хорошая - солнце, нежарко, самый сезон.

 

Симпатичный город, но постепенно приходит к европейской "музейности", то есть, быт меняется и скоро станет чужим архитектуре... Дети уже знают "хеллоу мистер!". Фотографировать сложно, все слишком открыточное. Ощущаю нехватку информации о городе. Жаль.

 

На площади познакомился с Мариной из Смоленска и ее напарником Олегом из Москвы - едут автобусно из Киргизии, а в понедельник будут в Китае. Напоил чаем, рассказал про Китай. Заглянул в их атлас, сориентировался на местности. Было уже 13:30. Теперь мне надо вернуться на основную трассу и продираться на Самарканд.

 

Выходя из крепости пообщался с такситами и неожиданно узнал, где находится Топрак-кала, замок хорезмшахов. Это, оказывается, из Беруни дорога на восток есть. Жаль, времени мало и холодает, а то бы заехал.

 

Зашел в инет-кафе около крепости(1 тормозная машина, 1200 сум в час!), скинул обновленную версию отчета. Вышел к выезду и там меня заманил к себе троллейбус на Ургенч. Я упомянул про отсутстаие денег, но он захотел отвезти за так. Хотя вообще это стоит 250 сум(5 рублей). Он доставил меня до выезда на Хонка - это еще один путь на Бухару. Я пошел, высматривая дешевые самсы, но все были по 250, и нигде по 200, хотя вообще бывают. Застопил машину в Хонку. Оттуда меня подобрал Азимбай на маленькой зеленой машине, напоминающей микроавтобус. В 16:-- я его покинул и застопил местного художника до Хазараспа. Там успел заметить кучу собранного хлопка и отдыхающих прямо на хлопке рабочих. Узнал, что сборщикам платят 45 сум за килограмм. Значитя, 10 кг. набрал - заработал на лепешку. Интересно, сколько это - 10 кг. хлопка? От Хазараспа еще пара машин до поворота налево. В последнем случае это были два микроавтобуса, которые сказали, мол, садись.


-Денег нет, - ответил я, приняв их за такси.


-Мы же не сказали - "давай деньги", мы сказали - "садись".

 

Итак, поворот. За ним машин почти нет. Я прошел некоторое расстояние и остановился у автобсной остановки. Это был край Хорезмского оазиса. Рядом - деревье, сухое рисовое поле, травка, а метрах в 200 впереди начинается рыжеватый песок. Солнце садилось. Машин не было. Я решил заняться ужином и сварить себе овсянки, а то потом в пустыне это будет неудобно. Да и камазы, как мне сказали, появятся после заката.

 

И вот я отошел от трассы и занялся ужином. Камазы не появлялись, солнце село. И даже не очень холодно. Решил тут и ночевать, а завтра продираться на Бухару и далее. Сколько до нее: 400, 350? Не знаю.

 

Мысль дня. Еще когда ехал с Расулом в Хиву, и после, когда видел рис у трассы, меня посетила идея. А что, если дома взять аквариум, наспать туда земли, посадить рис и залить водой? И рыбок запустить? Будет на окне такой вот симбиоз аквариума и цветов. А рис потом можно собрать и съесть. Если кто оценил этот креатив - копирайт мой.

 

15 сентября пятница.

 

Просыпался долго. Машин на трассе все равно не было видно, так что спешить некуда. Воды не было. Когда показались первые автомобили, я собрался и вышел на трассу через сухое рисовое поле.

 

Взяла вторая же машина - Атабек вез лепешки и мешок мяса в столовую на бухарской трассе. С ним я переехал мост через Амударью, выехал на бух-трассу и вышел в интересном месте... Пустыня тут шла волнами, я стоял на вершине самой высокой волны, трасса просматривалась назад километра на 3-4. Три столовых облюбовали этот участок. Машин не было, тени не было. Тишина.

 

Я оказался там часов в 10 и простоял примерно до 12. Машины проезжали редко и все были забиты народом. Только позже я понял, что 300 км. до Бухары - необитаемая пустыня, ехать можно только до конца, т.е. в Бухару. И вот я стоял, всматривался в даль, рисовал на песке иероглифы. Завернул в одну столовую, спросил воды и сделал лапшу и кофе. Веселее как-то стало.

 

И сразу после кофе появился автобус с вывеской "Самарканд". Он махнул мне рукой - мол, давай с нами. Я показал - денег нет. В ответ он остановился и пригласил ехать за так.

 

Автобус на 600 километров! Такое иногда случается.

 

Ехали трое: водитель Джалаладдин, начальник всего Джамаль и Азим. Джамаль был солидный, деловитый, но при этом веселый и добродушный дядька. Как я понял, автобус отвозил каких-то каракалпакских туристов и теперь возвращался пустой в Ташкент. Я решил проехать до Топраккала, но оказалось, что замок хорезмшахов не на трассе, а в 20 км. западнее. Ехать туда - еще одна потеря времени. Подумав, я отказался от Топраккала. Если кто окажется в этих местах, постарайтесь заехать в это историческое место... И вот мы ехали, за окном - песок и кусты. Только песок и кусты. На все 300 километров. А ведь я тут проезжал в 2003,и никакой пустыни не отложилось в памяти. Странно.

 

Сгрызли дыню с лепешкой. В 16:50 миновали Бухару. Здесь началась зелень. Каракумы отступили. Заметно больше стало и машин и людей. Я только тут понял насколько хорезмийский оазис изолирован от остального Узбекистана.

 

В который уже раз признаюсь, что не женат и невнятно излагаю причину. Ах, Ольга, Ольга, коварная и непостоянная Ольга, почему ты не поехала со мной? Жизнь упростилась бы необыкновенно. Никто бы не удивлялся моей сущности, все бы мне завидовали. А теперь вокруг меня саксаул и суслики, а Ольги нет. (Может, это в стихах изложить?)

 

Около 21:00 автобус остановился около обсерватории Улугбека, рядом с ярко освещенными магазинами. Женщины торговали депешками: большие по 800, маленькие по 300. Самсы не было. Я дошел до обсерватории - поднялся по полутемной парковой лестнице до знаменитого места. Яркие звезды сверху, внизу огни Самарканда. Обсерваторию надо посещать ночью, так она сильнее впечатляет. Хотя в настоящее время она больше похожа на смотровую площадку.

Азим, Джалал и Джамал Самарканд

 

Надо было что-то съесть. Пошел назад к магазинам, по пути неожиданно обрел ночевку: сторож ресторана - Садрддин - предложил пожить на топчане. Я пообещал вернуться и сбегал к магазинам за едой. Нашел пирожки по 100. И тут же меня зазвали к какому-то столу, где вручили чай с куском торта, потом большую теплую лепешку, а потом еще колбасу. Что смог, съел, остальное загрузил в рюкзак. Вернулся к ресторану. Там меня пытались напоить водкой, но я героически сопротивлялся и таки устоял (надеюсь, сторож ресторана и сторож обсерватории не очень обиделись.). Тогда в наказание мне притащили большую тарелку мяса с овощами. Вот так: то полдня без еды, то начинается какая-то "обжорная экскурсия" по городу.

 

И вот я лежу на топчане под деревом(айвой), пишу. Завтра с утра пройдусь в центр, навещу рынок и Регистан, потом на Афросиаб - и на Джизак. Успеть бы завтра в Ходжент.

 

Итак, Самарканд. Отсюда в Китай пришел буддизм, отсюда в Китай приду и я.

 

Петербург-Самарканд
Самарканд-Бишкек
Китай: Уйгурия-Уданшань
Китай: Хэнань-Гуанси-Юньнань
© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.017489910125732 сек.