12 августа среда. День 34-й.
Ночью моросило и шелестело за окном, после шести утра дождь усилился, и к семи стих. Иван с Васильевым заказали такси на 06:45 и уехали в аэропорт. После Вани осталась вчерашняя коробка пиццы, с которой неясно, чего делать. В 08:00 я зашел в гостинничное кафе, где мне выдали бесплатный завтрак в виде сардельки, риса и яйца.
Покинув гостиницу, я зашел в интернет на улице Ленина. Никаких новостей. Проверил местонахождение проспекта Металлургов в Красноярске. Выяснил выход на красноярскую трассу. И пошел.
Из центра Абакана выходить не долго. Погода была серая и безрадостная. Жигули подбросили в Черногорск, оттуда двое взяли до села Знаменка. Я оказался там в половине 12-го и завис на час или полтора. Вокруг монгольские пейзажи - степи и сопки. Машин мало и вниманя на меня обращают немного. Однако, удача не покинула: остановилась Мазда, идущая в красноярский аэропорт. В ней ехали двое из Якутии, которым надо было кого-то встретить в аэропорту. Медленно ездить они не умели, поэтому гнали под 120-140. Страшновато, но все же с Василисой на 60-ти было страшнее.
13:50 - покинули Хакассию. Дорога шла все так же по равнинам, потом пошла густая тайга. Внешне лес совсем как у нас, но тут он безграничен, в нем живут настоящие волки и медведы.
Когда до города оставалось 80 километров, машина свернула на неизвестную мне дорогу, и стала приближаться к Красноярску длинным загадочным путем. В итоге в 17:30 я оказался в аэропорту города Красноярска, выбраться из которого не очень просто, и я для скорости сел на автобус за 48 рублей с копейками. Этот медленный старый автобус доставил меня на автовокзал через все окраины и промзоны Красноярска.
Красноярск хаотичен. В 1941 году сюда эшелонами свозили целые заводы, их наспех сгружали где придется и наспех строили вокруг домики для рабочих. Потом тут же, между заводов стали строить другие дома, а потом воткнули казино, ларьки и бутики.
От автовокзала я решил сначала попасть в центр и вписался за 11 рублей в автобус. Вышел на улице Ленина и некоторое время кружил по городу, пытаясь его понять.
Красноярск необычен. Он не давит на мозг глобализмом. Прямо в центре есть небольшие деревянные домики. Енисей похож на Волгу. В городе много новостроя, причем прямо в центре возводят высотки и громадные торговые центры, которые пергораживают вид на что бы то ни было. И все же это не Москва, денег меньше, и градоубийственные процессы зашли не так далеко. Много деревьев и много скамеечек. Много мемориальных досок в честь неизвестных в Питере людей. Много всего, связанного с Суриковым. Пахнет шашлыками. Не знаю почему, но Красноярск напоминает мне китайский город средних размеров.
А еще в городе Красноярске есть женщины. Они совершенно особенные, повышенной симпатичности и обаятельности. Может быть, тут проводили какие-то эксперименты на генетике или какое-то таинственное племя повлияло.
Когда солнце стало приближаться к закату, я пошел искать Катю, сосватанную мне из Вроцлава. Одновременно я присматривался к островам на тот случай, если Кати не окажется дома или если именно сегодня вечером она очень занята.
В десятом часу вечера я нашел нужный дом по улице Маталлургов. Хозяева оказались дома, причем их уже предупредили, что я вот такой появлюсь, так что обошлось без сложных рассказов о том, кто я и откуда. Остаток вечера, и часть ночи я восстанавливал энергетику, и рассказывал Кате про археологию и авиацию. Даже нарисовал примерную схему строения речной долины. Довольно похоже.
Маша написала из Иркутска, что ей там скучно и она едет в Улан-Удэ. Я подумал, не двинуть ли мне завтра утром на восток, но мне сказали, что в Красноярске надо обязательно посетить Столбы, ибо это в городе самое ценное. Я подумал, и решил - посещу.
Красноярск вообще затягивает.
13 августа. четверг. Столбы и столбизм.
Утром Катя ушла на свою экономическую работу, а я глотнул кофе, собрался и отправился посмотреть на культовые красноярские Столбы. Для этого надо было сесть на автобус №30, доехать до Базаихи, где перебраться на другой - в моем случае 50-й, и доехать до остановки "Турбаза". Прямо оттуда ведет не очень явная асфальтовая дорога к столбам.
Сначала надо пройти километра два до границы заповедника. В этом месте появляются всякие стенды и вывески. Организаторы неравнодушны к поэзии, вдоль всей дороги можно видеть страшные стихи про собак, клещей, вреде пива и неправильности мусора. Тут же при входе имеется очень схематичная карта Столбов. Практическая польза от нее невелика.
От главного входа надо пройти еще 5 километров. Это не очень страашно, потому что дорога идет по долине через тайгу и то само по себе интересно. Дорога в основном асфальтовая, все очень чисто, местами вывески в стихах. Дорога ведет вверх, что со временем изрядно утомляет. И в результате такого трипа вы попадаете на площадку со скамеечками. Влево уходит тропа в Первому Столбу. Я достиг этого места примерно в 11:00.
Первый столб - это скала относительной высотой 80 метров и по окружности около 600 или 700. Это одна из тех скал, на которую просто так не подняться. Я обошел ее вокруг, нашел бурундука, но забраться сумел не очень высоко. Как раз начался дождь и я забился в сухое место его переждать. Бурундук шпионил за мной издалека. Приползла наглая мышь, понюхала землю вокруг меня и ушла. В целом приятное место, но общая серость погоды наводит грусть. У грусти была еще одна причина: вокруг густой лес, и как выйти к остальным столбам, непонятно. Непонятно, как потом найти обратную дорогу. Выход как правило один - сесть на хвост знающим людям. Я услышал в лесу голоса, вышел на школьную экскурсию и пристроился за ними. Дети порождают некоторый шум, зато их начальник владеет темой, а это полезно.
Следуя за группой, я вышел к скале Дед, потом к Львиным Воротам, потом к знаменитой скале Перья, на которой разбился один знаменитый скалолаз. Облака расползлись и неуверенно выглянуло солнце. Я успел кое-что нащелкать.
Обойдя несколько столбов, группа вернулась к Первому, и тут я их покинул. Было 14:00. Я обошел основные столбы, а для посещения остальных не имею информации и навыка. Смысл возвращаться. Фактически, Столбы - это экскурсия на полдня, если не углубляться. Мне было рано уходить, поэтому я повесил гамак, сварил себе кофе и так сидел, удивляя всех проходящих. Меня начали фотографировать. А я думал о столбизме.
О столбизме.
Когда-то очень давно, в 19 веке, в городе появились столбисты. Они ходили у столбов и по столбам, они там жили, они строили там избушки и лесенки. Они создали культ столбов, которыми пропитались красноярцы. В 1905 году большевики устраивали сходки у 3-го столба. Как будто мало им вокруг тайги. Говорят, даже притащили туда печатный станок и печатали листовки. В советское время туда зачем-то потянулись комсомольцы. В результате сейчас у столбов гуляют красноярские бабушки и вспоминают комсомольское прошлое. Говорят, одна такая в 72 года лазила по столбам легко и непринужденно, пока вдруг не разбилась на несложном 2-м столбе.
И вот, пока одни красноярцы просто ходили вокруг столбов, другие лазали по ним. Без страховки. По сей день истинные столбисты не признают страховок. Их присутствие злило егерей заповедника, те сжигали их избушки и лесенки. Столбисты жгли кордоны егерей. Шла война. Перемирие наступило только в 80-е годы. Культ столбов победил рациональную административную машину.
Есть и антистолбисты. Одна женщина сказала, что не любит это место, потому что ее муж там слишком много пил, и вообще там слишком много всего выпито. Как будто мало в Красноярске мест, где можно пить. Но женщина невзлюбила не бар "Фея", а именно столбы. Хотя у большинства населения столбы вызывают позитивные мысли. Хорошие красноярцы после смерти попадают на столбы.
***
Я мог бы висеть у первого столба до вечера, по дождь стал усиливаться. Пришлось сворачиваться и двигать вниз к цивилизации. На выходе я увидел еще одно чудо: открылся ларек с едой и в этом ларьке продавалось то, чего невозможно найти в Абакане, Минусинске, курагино и Красноярске: пирожки с яблоками. 16 рублей штука. Это полное вау.
Автобус №50 увез меня до Металлургов, где я убивал время посещением магазинов. Обнаружил в продаже торт с названием "Бедный еврей". Обнаружил много пельмений и разнообразие оливок.
В шесть вернулся на квартиру. Вечер пролетел как-то совершенно стремительно.
Завтра с утра отправлюсь в Иркутск.
14 августа пятница. Красноярск-Алзамай.
Проснулся где-то после семи. Катя тихо шуршала за стенками. Заварил себе кофе, съел пару блинов... Катя как раз уходила на работу: дверь за ней закрылась и она исчезла из моей жизни надолго. Может быть, на год. А может, и навсегда. Надо было придумать какие-то торжественные слова, но с утра ничего дельного в голову не приходило. Хорошо хоть ничего лишнего не ляпнул.
В девять часов я покинул дом на Металлургов. Моросил дождь. Я подъехал в сторону автовокзала... Он, кстати, находится на месте бывшего аэропорта, и само здание автовокзала сильно смахивает на здание аэропорта. На автовокзале я нашел микроавтобус 120а, и уехал на нем из центра на восток. Вышел в том месте, где находился большой мост, мне надо по нему направо. Времени было 10:30, начиналось мое движение на Иркутск. Я стоял у моста, вокруг над горизонтом висели серые тучи, дали пропадали в подозрительной мгле, напоминающей дождь. Меня подобрала легковая и провезла километров с сорок, высадив среди леса - водитель интересовался грибами. По пути мы обсуждать историю России в версии Фоменко.
В это месте я простоял с полчаса. Шел мелкий дождь, но светило солнце и попадавшие на меня капли быстро высыхали. Впереди был Уяр - тот самый, где мы с Мироновым мощно промокли в 2003 году. Говорят, тут находится такая особенная низина, куда постоянно заползают тучи, и где из-за этого постоянно идет дождь. И действительно: наблюдая дождь под Уяром я испытал некое дежавю.
Некий молодой человек подобрал меня до Уяра, где я просадил 95 рублей на еду и откуда два канских парня взяли меня до города Кана в 12:30. Итого около 100 километров я сегодня уже одолел.
14:30, город Кан. Довольно большой. Меня провезли через некоторую его часть, но все равно еще около часа я брел, выбираясь на дорогу. У железнодорожного моста стояла машина ДПС и старлей Филлипов выписал мне квитанцию на штраф в 200 рублей. Мол, мне все равно, а ему будет галочка. Я с трудом удержался от искушения попросить его разъяснить мне положения статьи 32.2, 30.1, 30.2 и 30.3 кодекса об административных правонарушениях, которые он вообще-то обязан разъяснить. Когда я сам составлял протоколы, я почти молился, чтобы никто не потребовал от меня разъяснять какие либо статьи.
От моста пришлось пройти еще некоторое расстояние, и там на горке я после некоторого ожидания тормознул большую красную новосибирскую фуру. Она шла куда-то далеко, за Тайшет. И вот на этой фуре я неторопливо пополз по убитым гравийкам иркутской области. Причем область началась за речкой Верблюд. Время увеличилось на 1 час...
В 09:30 местного времени фура остановилась где-то около Алзамая. Водитель запланировал стоянку часа на полтора. Я решил это время поторчать в кафешке с компьютером, чтобы потом упасть спать в районе Тулуна, не отвлекаясь на прочие дела.
Итого за сегодня я удалился от Красноярска(и Кати) почти на 500 километров. Даже немного грустно.
15 августа суббота. Шаберда или потерянный день. Где-то около полуночи двинули дальше за Алзамай, причем сорвались так быстро, что я забыл заплатить 12 рублей за вторую чашку чая... Но проехали немного. Водитель все же решил спасть на стоянке и остановился в непонятном месте. Я забрел наугад в березки, поставил там палатку и упал спать. Спальник удивил - он сохранил в себе тепло Красноярска и загадочные парфюмерные запахи. Было сильное ощущение, что все события этого дня мне приснились, что я еще в Красноярске, сейчас подойдет Катя и спросит про плоский штопор...
Я думал, что ночью будет холодно, но оказалось вполне сносно. Я проснулся в 9:00, снова заснул, и спохватился только в 11:00. Пора было двигаться дальше. Я завернул в кафе на стоянке, съел там что-то, включая вкусные блины, и встал тут же рядом ловить машины. Я подумал, что успеваю проскочить в Иркутск и даже немного за него, а если в ночь, то и до Бурятии доскочу. Зря я так подумал.
Машины не ловились. Простояв так час, я заскучал и пошел дальше по дороге. Обнаружил километровый столбик, который сообщил, что до Иркутска 447 километров. Чуть дальше обнаружилось большое село Шаберда. машины все еще не брали. Я постоял на дороге в селе, потом прошел за село и остановился там у другого километрового столбика. Позиция была неплохая, но фуры не останавливались, а легковые показывали, что заняты. Время шло, а я не сдвигался с места.
И только в семь часов вечера остановилась легковая, где два машиниста и женщина ехали в соседнее село. Один из машинистов, совершенно нетрезвый, в агрессивной форме вручил мне 200 рублей. Они высадили меня у кафе "Привал", где я решил отвлечься от мыслей о дороге и завернул пожевать пельменей. День все равно потерян, и сегодня я успею разве что в Тулун, и то не факт. Неприятно, что этой задержкой я увеличиваю разрыв между собой и Машей, которая сейчас должна быть в Уланудэ.
После пельменей вдруг сама собой застопилась легковая, которая отвезла меня в Тулун. В машине ехали три настоящих сибирских мужика в камуфляже, которые налили водки и поделились персиковым соком. Они объяснили, как пройти Тулун, и уже на закате я прошел весь город до выездной трассы. Вечерний тулун запомнился мне обилием комаров. Ленивых, равнодушных к смерти, но многочисленных.
В одинадцатом часу ночи я решил, что пора спать. Отошел от трассы, нашел ровное место над озером и там установился. Решил, что если есть вода, то просыпаюсь пораньше и варю кофе... Спальник еще сохранил парфюмерные красноярские запахи, и это радует.
В голове прочто засел тупой местный шансон. Вчера или сегодня он сверлил мне уши, причем автор старался выжать из слушателя побольше эмоций, из-за чего уровень чернухи в тексте перешел все границы. "У тела мертвого отца с ножом в груди там мать лежала, а шестилетняя сестра в кроватке тихо умирала." Посильнее, чем "Фауст" Гете.
16 августа, воскресение. Дожди. Проснулся в 08:00. Моросит дождь. Варка кофе отменяется. Я дремал часов до 11-ти. Раз даже пытался свернуться, но дождь загнал обратно в палатку. Причем палатка пока воду держит, протекает кое-где, но в целом держит. Интересная палатка, много потерял тот, кто отправил ее на склад ненужных вещей в конце января 2007 года на тайской Радуге.
В 11 я зашел в кафе "Чара" неподалеку - небольшое, на 3 стола, но очень мажорное, с деренвянными лакированными стульями. Съел суп и блинчиков, вышел на дорогу и там меня забрала газеть. Она провезла примерно 30 км. и высадила у заправки. Место посредственное - вокруг тайга, сверху моросит. Когда дождь усилился, я сбежал под навес заправки и тут же меня забрала Нива, идущая в Саянск. Мы прилично проехали, и я вышел у поворота на Саянск, откуда микроавтобус забрал в Зиму. Водитель был очень позитивный, улыбающийся и религиозный человек, машина приятно пахла ладаном.
Городок Зима находится слева от трассы, так что мне не придется проходить его насквозь. Дождь еще идет, но мелкий. До Иркутска что-то вроде 250 километров, есть шансы попасть до темноты. Было почти 16:00, и я завернул в кафе "От заката до рассвета" согреться чаем, пожевать блнчиков и отвлечься на работу с компьютером. В кафе есть розетка, так что можно не сажать аккумулятор. А вот вареного кофе тут нет. И вообще нигде в Сибири я его пока не заметил. Вроде и спрос был бы - основные клиенты дальнобойщики, а они всегда хотят спать - а вот нет его.
Фотографий за вчера и сегодня не будет, погода не располагает.
Дождь то усиливался, то затихал. машины не брали - большинство поворачивало на право или не было свободных мест. В воскресение так бывает. Я простоял на этой позиции часов до семи примерно. Идти дальше смысла не было, а кроме того я был уверен, что предыдущий водитель не мог завезти в плохое место. Надо ждать. И вот в семь часов я таки дождался своей прямой иркутской машины - остановилась серая Тойота. В Иркутск. Даже не верится... Между тем меня начали посещать мысли о способе ночевки. В Иркутске с этим не густо, за городом может быть невесело если дождь, и в итоге не попробовать ли уехать в Бурятию поездом, в котором и ночевать?
И вот мы приехали в Иркутск с заездом в Черемхово. Тучи остались позади, даже солнце выглянуло, но на окраине города начало моросить снова. Водитель жил около вокзала и высадил меня там где-то после 22:00. Я спросил в кассе про поезда и узнал что поездов нет. Вообще. Зал ожидания сомнителен видом и ночевать там в горизонтальном положении не разрешается. Я поблеждал по вокзалу, поперебирал варианты, и в итоге решил пожертвовать 200 рублей на "зал ожидания повышенной комфортности". Там тоже можно спать только сидя, но я выговорил себе разрешение устроиться горзонтально. В 05:40 меня разбудят и я направлюсь в Улан-Удэ.
17 августа понедельник. Рыбный день.
Меня разбудили в шесть утра, я выпил чая в вокзальном буфете и вышел в город. Уже светло и народ уже суетится на улицах. Я пошел на выход в сторону Бурятии. Это была моя ошибка; в 2003 году мы уехали почти из центра легко и быстро и мне казалось, что Иркутск заканчивается где-то за ангарским мостом. На самом же деле там надо прилично пройти ногами и позиции не очень хорошие. Однако ж, взяла машина и провезла несколько километров до Шелехова. Я помню, что здесь продается очень вкусная минералка, но на этот раз никаких торговых точек не подвернулось, кроме супермаркета "Спутник". Я немного поторчал на выезде из Шелехова и меня подобрал Владимир на хорошей и быстрой японской машине. Он ехал за Слюдянку.
В юности он служил в морской авиации стрелком-радистом - та самая трагическая должность, на которую в войну отправляли иногда провинившихся. Он же поведал, что сегодня - ДЕНЬ АВИАЦИИ. А я и не знал. Если братья-верпилы меня читают - я вас поздравляю. И всех, кто летает на сервере Warbirds - поздравляю тоже, хоть они меня и не читают, в особенности летчиков японской палубной авиации.
Владимир лет 20 или больше занимался обогащением урана, выжимая капли 235-го из общей массы малополезного 238-го. Оказывается, обедненный уран в соединении с фтором сейчас где-то под иркутском складируется, и его накопилось уже тысячи тонн, хоть он и ядовит необычайно. Предполагается, что люди научатся выделять из него что-то полезное и тогда он пригодится. А пока запасаемся...
Владимир же проинструктировал меня, где купить правильного омуля. На спуске к Колтуку я забежал в магазинчик и хапнул две рыбины. Владимир объяснил, какой бывает омуль, затем завез меня на дачу, накормил борщом и всяческим мысом, напоил чаем с вареньем, показал самостроенный дом с видами на озеро, и где-то около часа я вернулся на трассу.
Теперь надо было сделать одну важную вещь - посмотреть на Байкал и продегустировать омуля. Здесь, за Слюдянкой, дорога проходит близко к воде, и я вышел к Байкалу довольно быстро. Выглянуло бледное солнце и в его освещении знаменитое озеро выглядело вот так:
Я устроился там на гальке, извлек бутылку "великопоповицкого козела", разложил омуля и первым делом сфотографировал это богатство, что б вызвать зависть читателя. Вот этот культовый кадр:
Лучшей композции не получилось, но и эта неплоха. А теперь теория.
Омулеведение. Теория и практика.
В июле 2003 года мы с Андреем Мироновым (не актером) проезжали эти самые места и спрашивали рыбаков, чем Омуль Горячего Копчения (ОГК) отличается от Омуля Холодного Копчения(ОХК). Рыбаки объясняли очень эмоционально, но невнятно. Я так и не ощутил разницы. Так вот, сегодня я эту мудрость постиг. Рассказываю. Записывайте.
ОГК готовится быстро. В его ловите, потрошите, вешаете в коптилку на 15 минут, и сразу отправляете на продаже за 40 или 50 рублей, смотря по размеру. Он хранится в специальном металлическом ящике, что б не остыл. ОГК легко ломается на кусочки, его можно есть с картошкой или просто так. Довольно вкусный.
ОХК готовится долго. Вы его ловите, потом потрошите, потом немного подвяливаете, и только потом отправляете в коптилку на целые сутки. Продается холодным по 55 рублей за рыбину, в холодном виде. Он дороже, чем ОГК, потому что с ним больше возни. По своей сути это обычная вяленая рыба, поедать лучше с пивом. Для тех, кто проникся, привожу холоднокопченого омуля отдельно:
Лично мне горячекопченый понравился больше, он приятно теплый и легко кусается. Вяленую рыбу я вообще не сильно понимаю, не вызывает она во мне экстаза. А горячий очень даже приятен, а вот с пивом он не очень гармонирует, как мне показалось.
Тут я закончу про омуля, а то меня и так часто осуждают за чрезмерное внимание к еде. Ну да, я не духовный человек. В окружении духовных людей я грущу - а уж в Курагино я насмотрелся на духовных людей на всю оставшуюся жизнь. Так что я лучше про еду.
Прикончив омыля, я пошел вперед по дороге на Улан-Удэ, и скоро меня подобрала новосибирская легковая. Люди ехали в Читу. Водитель, жена и ребенок. Они подобрали меня без всяких вопросов, как самое обычное дело. Я проехал с ними почти 300 километров, что было нелегко: местность за Слюдянкой становится однообразна и смотреть особенно не на что. В 2003 я проехал этот участок в темнте. А теперь пришлось смотреть на кусты и березы, или отвлекатьсся на фильм "парк юрского периода", который смотрел ребенок при помощи хитрого девайса. В итоге я пропитался атмосферой фильма и мне в тайге мерещились динозавры.
Над Бурятией такое же серое небо, в воздухе та же сырость и так же моросит дождь. Этого я не ожидал, мне думалась, что там вечная засуха и я смогу, наконец, отлежаться в сухом климате. Не вышло. Это пока единственное, что смущает мое сознание.
Около 8 часов вечера я вышел где-то на незнакомой мне окраине Улан-Удэ и подъехал автобусом в центр, к Голове. Темнело. Я нашел интернет (60 рублей в час, втрое дороже абаканского), но от Маши ничего нет. Странно. Покружил по городу, вышел к вокзалу. Направление на вокзал мне указали два мексиканца.
Надо было решить, где и как спать. Поездов на Читу нет (а то мелькнула мысль провести ночь в поезде). Вокзальный ночевальник берет 50 рублей за час, это мне бы надо 400 рублей, многовато. Палатку в черте города ставиь особенно негде. Я ршил не швыряться деньгами, так что зашел в платный зал ожидания и там мне разрешили расположиться горизонтально. Это уже вторая моя ночевка в этом зале. Всем удобно, кроме телевизора, который показывает каких-то истеричных теток. Но самое обидное, что красноярские запахи выветрились из спальника и он пропитался омулем.
Завтра надо еще раз влезть в интернет, и что-то придумать с обувью, а то сапоги дохнут. Утро пройдет в городе, а потом двину на Читу. Лишь бы дождь не пошел.
18 августа, вторник. Хороший день.
Сегодня мне повезло. День получился именно такой, какой надо и даже лучше.
Проснулся в половине седьмого. Дождя нет, погода вроде бы приемлемая. Завернул в едальню, съел лагман - настоящий и правильный. Добрел до центра города, залез в круглосуточный интернет, раскидал сообщения и догрузил этот текст. За соседним столиком тусовались французы. Высока же на Байкале плотность туристов...
Из интернета пошел искать рынок, чтобы посмотреть на кроссовки и решиться их купить - у моего правого сапога отставала подошва. Сперва меня навели на овощной рынок, уже оттуда через симпатичные центральные улицы вышел к Народному Рынку, где обнаружил будку "Быстрый ремонт обуви". Решил поэкспериментировать. Дядька в будке согласился все сделать за 150 рублей. И вот я сдал ему сапог, а сам устроился наа лавку рядом и стал варить себе кофе. Как раз солнце вовсю, потеплело.
Минут через 20-30 сапог был готов и выглядел вполне себе прилично. Я снова пересек центр до выездной улицы и выехал в сторону Читы на автобусе №40. Помнится, в 2003 я как-то выходил из города ногами, но за 6 лет понастроили всего и я перестал узнавать местность. А автобус вывез как раз на трассу.
Где-то в полдень меня подобрал армянин на жигулях и завез аж в Тарбагатай, это километров с 30. Там я немного прошелся по селу и меня забрали буряты, которые провезли километров с 50 до непонятного села. У этого села я простоял совсем немного - тормознулся громадный белый американец. Это всегда приятно.
Американец был особенный. Эта громадина мчалась по извилистым читинским дорогам со скоростью 130 километров в час. Страшнее только Василиса на Тойоте... Мы проехали километров с 200 или 150, и у села, где ручей Хохотуй водитель свернул к родственникам.Времени - 17:00, местного 18:00, до Читы 400 кило.
Погода была замечательная. Вокруг песчаные горки и сосны. Истребитель прошел на низкой высоте... По идее, я выполнил программу на сегодня, проехал часть пути до Читы, и можно идти в лес отдыхать. Но вроде и время еще есть. Я завернул в едальню на пельмени, потом прошелся вперед мимо красивого соснового леса и вскоре самозастопилась японская машина, похожая на газель. Она стояла на обочине и водитель спросил, куда это я такой иду. Сам он ехал в Читу, но ему разгружаться в восемь утра, так что будет ночевать перед городом. Тоже хорошо.
Выехали часов в семь, под Читой были уже в темноте. Останавливались у кафе "Кафе ДРУЗЬЯ - ПЫНЙОУ ЦЯНЬГУАН", где меню сдублировано на китайском. Еда в основном экзотическая, всякое в крахмале и сахаре с грушами. По пути миновали ту кафешку на Яблоницком хребте, где рядом лесопилка, и где я ночевал в 2003 и торчал потом полдня. Сейчас она закрыта и заброшена.
Когда Евгений встал на стоянке перед Читой, было уже темно и холодно. Я перешел дорогу, гашел там свободное ровное и сухое полу и собрал палатку под деревом дорожной обсадки. Сверху над полем сверкали изумительно яркие и многочисленные звезды.
Засыпая, обнаружил, что спальник уже не пахнет омулем, зато в нем смутно осталось что-то от красноярских запахов. Удивительно.
19 августа, среда. Чита.
Евгений обещал двинуть на Читу в 07:30, и я думал проснуться в 06:30, но утром в спальнике было темло, а снаружи весьма холодно. В итоге я вскочил в 07:00, а собрался в 07:20, когда солнце как раз показалось над горизонтом. Забежал в кафе, приобрел лагман, чай и блинчики, согрелся. Евгений тоже проспал и явился на чай только в 08:00, так что я успел поработать на сввоем компьютере. В кафешке имелась розетка.
После восьми мы двинули в Читу. Покрутились по окраине, завернули на склад и что-то сгрузили, снова покрутились и я вышел в центре около 10 часов утра. Солнце, голубое небо, но при таком же солнце и небе в это же время в бурятии явно теплее. тут же куртку снимать не очень охота. Напоминает теплый осенный день. Страшно подумать что будет, если пойдет дождь.
Я вышел к площади с Лениным, нашел интернет на улице 9-го января (35 руб/час +4 рубля за мегабайт) и просмотрел сообщения. Маша молчит. Кинул ей смску на телефон, авось получит. Покинул интернет, нашел воду, закупился круассанами и, зачем-то, корейскими салатиками. Нашел неухоженный парк, повесил там гамак и устроил легкий завтрак: доел омуля ХК с салатиками и затем организовал кофе с круассанами.Мне нужно было написать этот вот текст, а это приятнее делать под кофе.
Вообще говоря, Улан-Удэ веселее Читы. Тут город больше военный. Много управлений МВД, ФССП, есть дом офицеров, еще что-то военное, а вот кафешек меньше. Асфальт побитый, зеленые насаждения запущены так, что я подумываю поставить палатку ночью прямо в центре города - в этих кустах могут и не заметить. Конечно, веселее жить на Батарейной горе в соснах, но туда еще надо дойти. А я еще точно не решил, когда стартую на Хабаровск. 2000 километров плохой дороги - это вам не шутка, а Маша пропала куда-то. Я решил позвонить ей из какого-нибудь салона связи, прошелся по нескольким улицам, но не нашел ничего подходящего.
Часов в пять я выяснил направление на выезд и проехал маршруткой до некоего кольца. Оттуда еще с 3-4 километра до начала хабаровской дороги, эти километры меня провез местный житель на Волге. Он сам остановился и подошел ко мне. приняв меня за какого-то своего друга. В итоге и отвез.
И вот, начало Хабаровской, впереди 2155 километров. Страшно подумать. Рядом горка, поросшая частью соснами, частью березами. Я поднялся туда выпить кофе, съесть еще круассан и подумать. Тут можно было и ночевать, но времени еще около семи и я решил проехать вперед до более симпаитичного места.
Взяла машина на 2 километра - я согласился скорее "на удачу". Однако, сделал правильно, там дальше много отвороток, куда едут дачники, и я все их почти проскочил. За дачами уже тихо, машин мало. Асфальт хороший, и лес тоже хороший. Нашелся даже ручей с чистой водой. Уже было 20:00, и я нацелился устраиваться спать через полчаса, как вдруг взяла машина до 210 километра трассы.
Красиво здесь все же. Горки, чистые сосновые леса, песок. Без монгольско-бурятской потусторонности, но красиво. Есть какая-то романтика Дальнего Востока, воспетая в советское время. Асфальте много, лишь в одном месте есть участок в 25 километров гравия, но графий ровный, без ям и кочек. Говорят, так дальше и будет - участками гравий. И только на границе с Амурской областью остался большой кусок плохой дороги.
Водитель ехал в Дарасун-Северный, где сейчас заброшенная золотая шахта и где все местные промышляют нелегальной добычей золота. По 5 килограммов в месяц сдают(скупщики дают 700 рублей за грамм). В основном горную породу перерабатывают, но некоторые и моют по рекам, как в Калифорнии. Хотя таких мало. А некоторые собирают золотомывные агрегаты, которые прямо с дороги видно. Золотом здесь только и живут. Как омулем на Байкале и коноплей в Туве. На Байкале закрыли рыбный завод и народ перешел на частную нелегальную ловлю, здесь закрыли золотую шахту и народ перешел на частную нелегальную добычу. И только в Туве не было завода по производству анаши.
Я покинул машине в 10:30, когда уже было совсем темно. Совсем не холодно, сухо и тихо. Ночь на удивление приятная. Вокруг не то поля, не то кусты. Я прошел наудачу до смутно различимого дерева и собрал палатку под ним. Не люблю ставиться в темноте - обязательно с утра найдешь рядом какую-нибудь дрянь.
20 августа, четверг.
Будильник прозвенел в восемь, я решил полежать еще минут десять и вскочил в 11:30. Фактчески, потерял все утро. Хотя это, собственно, 09:30 по красноярскому времени. Пора перестраиваться.
Вылез наружу. Против ожидания, место оказалось на редкость удачным - сухая ровная полянка под березой. Вокруг кусты. Одинокий подбрезовик. В траве нашлась обертка от шоколадки - странный артефакт для места, от которого в радиусе многих километров только заправка и кафешка. Наверное, заправщики назначают тут свидания официанткам.
Вышел к кафешке через поле, поросшее мелкими голубыми ромашками. Вокруг - сухая степь. Наверное, я попал в те самые "дикие степи Забайкалья", где золото моют в горах. Цены начинают расти, блины уже по 30 рублей, чай по 10. Просадил 75 рублей на всякую еду... Итак, поворот на Дарасун(и вправо на Шилку), 210-й километр трассы, машины вроде есть - одна в пять минут. Впереди через 100 - Чернышевский. Говорят, и дальше что-то есть.
Очень скоро меня подобрал местный житеель на 20 километров до поселка. Асфальт у поселка кончился. Здесь так везде: он то появляется, то исчезает. Судя по столбику, до Хабаровска 1940 километров. Я прошелся немного вперед, и скоро меня взял небольшой микроавтобус, на котором ехал человек, причастный к постройке этой трассы. Он и рассказал кое-что о том, как ее строят. Сказал, что по сравнению с прошлым годом изменилось очень многое, и сейчас заасфальтировано больше половины, даже 2/3 может быть. н провез меня около 100 километров, за Чернышевский, и высадил где-то на 330-м километре. Оттуда меня забрала вторая же или третья машина - на 50 километров.Водитель только что пригнал машина из Владивостока, расказал много хорошего о Приморье, подсказал, как лучше попасть в Благовещенск.
Он свернул влево, а я только успел перейти на свою сторону, как меня забрал камаз на 40 кило, до ручья Шалдура, где слева стучит камнедробилка, по трассе снуют грузовики, а до Хабаровска 1750 километров. Так по верстовым столбам. Я прошел за сегодня около 200 километров, время 16:30.
Но машины иссякли совсем. Прошло две или три, все показали, что заняты. Слева надвигается черная грозовая туча и что-то отдаленно грохочет. Я присмотрелся к лесу на предмет убежища и обнаружил прямо под трассой трубу диаметром около полутора метров. По ее дну бежал неольшой таежный ручеек. Почти сразу начался дождь и я спрятался в эту трубу, приспособив несколько крупных камней в качестве мебели.
Так я перешел на пещерный образ жизни. Место удобное: дождь не достает, ветер на задувает, прямо подо мной питьевая вода. Когда погода престает мне нравиться, я обычно объявляю кофе-брейк, вот и на этот раз я собрал свою кухню и затеял кофе. лесу шумел ливень, а у меня тут журчит ручеек и шипит горелка. Дождь утих только к 18:30, но продолжал мелко моросить, так что я пока сидел в трубе и набирал этот вот текст. Энергии в компьютере пока процентов с 70. Когда дождь стал еще тише, а машины стали проезжать чаще, я все же вышел на асфальт и попробовал дождаться транспорта. Машины изредка проезжали, но брать меня не спешили. Интереса ради я прошел немного вперед, и там вдруг остановилась большая японская машина, идущая прямо в Могочу. Это вроде бы 650 от Читы. По словам водителя, до поворота на Благовещенск остается еще 700. Много.
В 10:45 я вышел в темноту под дождь у поворота на Могочу. Справа смутно различалась кафешка. Я зашел. Тут ощущается удаленность от цивилизации: цены повыше и не круглосуточная. Закрывается в полночь... Куда тут ставить палатку, совершенно непонятно. И что будет завтра, тоже непонятно. "Бог придумал Сочи, а сатана - Могочу", говорят дальнобойщики. Занесло ж меня.
21 августа пятница. Бог придумал Сочи... В полночь кафешка закрылась, я вышел на улицу под дождь и стал искать ровное место. В темноте вообще ничего не было видно, под ногами ощущаются камни, глина и лужи. Вокруг все перепахано колесами, стоят какие-то машины и будки. Моросит дождь. Ничего не найдя, я укрылся под навес кафешки с задней стороны и стал ждать посещения мудрой мысли или пришествия позитивного события. Ничего не появлялось. Оставалось только стелиться прямо тут под навесом, что было чревато возмущением хозяев или собак. Никуда не денешься - Могоча.
Устроился под навесом, накрылся тентом. Собаки подозрительно наблюдали и молчали. Так и заснул под шум ливня.
Дождь утих часам к семи утра. Как ни странно, тепло. В восемь я свернулся, зашел в кафешку, где приобрел две сосиски, яичницу, кусок хлеба, и сварил себе кофе. Хоззяйка вроде разрешила пользоваться своим газом, но потом явился какой-то мужик и стал ворчать, чтобы я убрал. Они все думают, что газовая горелка может расплавить то, на чем стоит.
Рядом с кафешкой стоял большой зеленый Фрэдлайн с хабаровскими номерами и он шел домой, но будет стоять тут до двух часов, потом грузиться чем-то. Но обещал взять, если что.
Дождя нет. Но и машин тоже. Все, приходящее с запада, поворачивает на Могочу. Совсем все. Но асфальт хороший, совершенно ровный, положенный всего пару месяцев назад. Я пока разговорился с водителем Фредлайна, Александром Николаевчем. Пока разговаривали, я косил глазом на дорогу - тишина. 9 часов, 10 часов... Ничего. Решили выпить чая. Я с чайником прошелся до кафешки - там как раз хозяйка переругивалась с посетителями, который жаловались на медлительность. Мне сказали, что воду не дают и не продают, и вообще нефиг сюда ходить. Фантастические нравы для заведения в таком глухом углу страны.
Около трех часов появился тот, кто решал судьбу Фредлайна - некто Насрулла. Он сказал, что тут в 20 километрах золотой рудник, там надо загрузиться металлом, но...
и тут обрушилась новость... загрузиться можно только в понедельник, потому что пятница уже кончается, а потом выходные...
Висеть под Могочей три дня не хотел ни я, ни водитель. Насрулла, впрочем, обещал попробовать загрузить сегодня. Что делать. Моих машин пока не видно - я решил проехать до рудника, авось повезет. И вот мы оказались возле небольшого селения рядом с заброшенным рудником. Рудник купили индусы, но прибыли с него не обнаружилось, и они уволили около 100 человек (продолжая платить им по 20 000 во избежание пролетарской революции), а еще 100 человек остается на работе, получает зарплату, но ничего не делает. Индусы пытаются этот остров свободы куда-то продать.
Нас вселили в общагу. Обеспечили ужином. Сводили в баню. И все же мы с водителем пребываем в некотором трансе от перспективы торчать тут до понедельника. Разумеется, вечером нас не загрузили, но обещали утром... А пока утром нас будут грузить, надо бы съездить куда-то вдаль, привести мотор весом в тонну... Я для себя решил так: если утром не загрузят, я выбираюсь в Могочу и уезжаю в Благовещенск каким-нибудь поездом. Ибо ждать машин на повороте у той злобной едальни самоубийственно.
22 августа, суббота. На руднике.
Трудный день... Утром проснулись после восьми, навестили столовую, выглянули на улицу. Серовато, сумрачно. Насрулла сказал, что нас скоро загрузят, а пока надо бы сгонять за мотором... Все же 15 000... Ну, и А.Н. решил поехать. Получилось так, что поехал и я - сперва решил, что едем на автобазу следить за погрузкой, а оказалось - уже за мотором. Выходить поздно. ладно, это ненадолго, решил я. Зря я так решил.
Сначала мы 6 километров ползли по лесной грунтовке. Потом вышли на трассу и потащились в сторону Читы по ямам и кочкам. Попался участок в 25 километров ровного асфальта, но это совсем немного. Часа три монотонной трясучки и около 11:00 мы свернули влево, и там час с лишним ползли в неизвестность по грунтовке. Моросил дождь. Поля вокруг залиты водой, реки поднялись. В одно месте что-то разлилось, и вода полилась через трассу в трех местах. Если мы вернемся слишком поздно и трассу размоет, мы останемся в этой дыре на неизвестно долгое время. всем стало жутковато.
Насрулла тоже едет с нами, он тяжело переносит тряску, у него поднимается давление, болит голова, и вообще ему плохо.
Часа в два или три вырулили наконец к руднику. Заброшенные дромики, металлолом, брошеные автомобили, вездеходы, все перепахано гусеницами и колесами, тишина. В этом месте мы простояли часов до восьми вечера. Надо было пожогнать кран и загрузить на нас большой тяжелый электромотор, но местные не торопились. К вечере прикатил на японском внедорожнике хозяин всего этого места - некто Валерий в резиновых сапогах, высоких камуфляжных штанах и с охотничьим ножом на поясе. Это был такой слегка улыбающийся, сдоватый, склонный к шуткам дядька. Помню как его люди заводили вездеход и выгружали из иномарки винтовки СВД с прибором ночного видения.
Ели в местной столовой. Явно построено в советское время для большого комбината. Даже какие-то барельефы на стенах. Кормили тут рисом с мысом, и помидорами. Хлем местный, еще горячий, сметана тоже местная, тягучая как мед.
Я начал подозревать, что мы и тут завязнем на пару дней, но все обошлось и после восьми мы поползли обратно. Постепенно темнело. Спугнули сову и несколько куликов. Трассу не размыло, нам повезло. В 23:00 мы выбрались на федералку и поползли по ней в густом тумане. Только после 03:00 были на своем руднике.Я пропуская все мелкие монотонные подробности этого дня, но это был действительно тяжелый и выматывающий день. А главное - уже двое суток, как я вишу и поворота на Могочу и не двигаюсь с места.
23 августа воскресение. На руднике... Проснулись в 11:00. Нас так и не грузят, а погрузить могут вечером, а документы придут только завтра утром... Мы уже ко всему привыкли и я уже понял, что мне придется прожить в этой дыре какое-то время... Погода с утра ясная и солнечная.
| |
Так выглядит наш рудник. | Тут мы живем. |
Днем вооружились местным керхером и отмыли наш Фредлайнер. Я прошелся к озеру, походил по отвалам, снял ролик на полторы минуты, и порассматривал блестящий под ногами колчедан. Уж очень он похож на золото. Да и в таком месте...
День тянется медленно и медитативно. Завтрак, обед, ужин... Столовая тут тоже советского типа, еда бесплатна для нас, ее кладут в металлические миски, на стол ставятся большие куски масла, чай разливается из двух больших чайников. Вчера даже делались вкусные блинчики. Вот только сметаны пока не видно.
Вечером заходил Насрулла, что-то спрашивал меня про пользование КПК, предлагал мне поехать в Китай с каким-то грузом...
24 августа понедельник. Сдвинулись!
Проснулись в 09:00, Насрулла только-только пошел решать вопросы погрузки. В столовой рисовая каша. За окном туман. Весь день я спал или бродил вокруг общаги, и только около шести вечера вдруг примчался Насрулла с известием - загрузили! Даже не верится. Нас отвезли на автобазу - только что прошел дождь и все блестело и искрилось. Мы залезли в кабину и Фредлайнер медленно пополз по поселку, таща в прицепе тонн с 20 или даже побольше. Насрулла решил попробовать проехать с нами весь путь. Посмотреть природу.
За этот вечер мы проехали только около 70 километров до Амазара. Асфальт, начавшийся под Могочей, скоро кончился, скорости упали, а потом наполз густой туман и стало вообще ничего не видно. На стоянке у Амазара Насрулла попробовал попасть в город, что б пересесть на поезд, но что-то его остановило. Саша ушел в соседний грузовик, где происходило какое-то веселье с водкой.
25 августа вторник. Амазар - Талдан.
По моим изначальным планам в этот день я уже должен был быть во Владивостоке. В реальности мне еще ехать дня три.
Насрулла проснулся в шесть, чтобы ускорить отъезд, но Саша пришел в себя только около восьми. Тронулись. Дорога медленная и трясучая. Нас пробило на философские темы, а Насрулла вдруг начал проповедовать ислам. В итоге он отстаивал антитринитаризм, я защищал тринитаризм, а Саша что-то намекал про тибетские мумии.
На 793-м километре трассы кончилась Читинская область и началась неведомая мне Амурская. Недалеко от границы поворот на город с названием Ерофей Павлович. Там на стоянке мы завернули в кафешку, где обнаружилась недешевая и среднего качества еда типа пельменей, которые, похоже, сварили еще вчера. В этом месте Насрулла нашел машину до станции и укатил ловить поезд до Хабаровска.
Мы едем медленно, но за весь день нас обогнали всего две-три легковые машины. Совсем хилый траффик.
Поворот на Тынду и Якутск, большая недоделанная развязка. С этого места пошел жуткий участок в 70-80 километров бугристой гравийки. Продвигаясь на скорости в 30 - 40 километров в час, мы к семи часам приползли к повороту на Талдан. Тут Саша решил, что хватит на сегодня, и объявил ночлег. Итого мы прошли где-то 400 километров за этот день. До Читы 1059 километров, до Хабаровска 1100 с чем-то.
На стоянке уютная, но дорогая кафешка. Чай - 13 рублей, на 1 рубль дороже могочинского. У меня в кармане осталось примерно 150 рублей, я их там и истратил.
Весь день небо было низкое, серое, изредка сыпал мелкий дождь, но в целом не холодно. Очень похоже на Тибет, все такое же сумрачное и неприветливое. Весь день за окном то лиственницы, то березы. Перед мостами таблички с надписью "РУЧЕЙ".
26 августа среда. Талдан - Архара. День был малособытиен, мы прошли почти 700 кило, так что в основном монотонно ехали. Проснулись часов в девять, подкачали колесо, долили 200 литров салярки, и тронулись. Дорога за Талданом злобная - к 12:00 мы одолели только 100 километров. Но зато потом - где-то у Гонжи - начался нормальный асфальт. Иными словами, примерно на 1150-м километре трассы начинается человеческая дорога. Мы прошли еще около 130 и встали в Сиваках пожевать пищи. Сыпал дождь, как обычно.
На стоянке обнаружился человек автостопного вида. Я решил, что это тоже во Владивосток, но он ехал как раз оттуда и именно от Кротова. Он скаал, что некая Маша действительно приехала во Владивосток и уехала на Сахалин. Похоже, что это "моя" Маша, ибо та тоже мечтала о Сахалине. Это радует. Она не пропала в тайге и ее не съели медведы.
Человек оказался из города Златоуста. Он поделился полезной вещью - адресом некой Даши в Хабаровске. Это позволит мне немного повисеть в городе и принять человеческий облик после таежных приключений.
Еще 500 кило тянулась Амурская область. Горы и сопки кончились, местность стала равнинной. Цивилизации больше не стало, машин на трассе все так же мало, всего 2-3 обогнали нас за этот день, и даже под Благовещенском лучше не стало. В районе космодрома Восточный ремонтируют кусок трассы и ехать надо в объезд, по старой дороге. Кстати, там весьма симпатично, обжито и вообще разнообразно.
Часов в 10 или 11 вечера пришли в Архару...
Третья ночь в Фредлайне. Это рекорд моего проживания в машинах. Ранее больше суток не случалось.
27 августа четверг. Архара -Хабаровск
Проснулись в 07:00. Погода серая, небо похоже на низкий серый потолок, неровно закрашенный полосами. Дождя нет. Мотор Фредлайна завелся не сразу, пришлось повозиться. Я сварил кофе...
Двинулись. Местность сильно изменилась. Кончились амурские равнины, начались предгорья Малого Хингана. Пропало куда-то однообразие сосен и берез, появились неизвестные мне широколиственные растения. Чем-то напоминает Южную Белоруссию или Северный Кавказ. За рекой Хинган началась Еврейская Автономная Область. Раньше я отчего-то думал, что ЕАО это глухая Сибирь, елки и волки. А оказалось, что это юг с красивыми пейзажами и симпатичными быстрыми реками. Масса свободного места.
Пару раз звонил по полученному вчера телефону некой Даши, у которой есть шанс поселиться. телефон не отвечает...
Только часам к пяти мы переехали по мосту Амур - громадный и мутный - и я вышел у первого большого перекрестка с мостом. Тут я расстался с Фредлайном, в котором прожил почти неделю... Я в Хабаровске! Я прошел эти жуткие 2100 километров тайги и бездорожья... Вокруг снова люди, и их много, и даже женщины есть. Цивилизация.
Мне теперь надо идти прямо к центру до улицы Бойко-Павлова. Я подъехал туда трамваем за 12 рублей, нашел нужный дом и квартиру, но никакой Даши там не ообнгаружилось. Ладно, бывает и так. Там же рядом на почте нашелся интернет по 23 рубля за минуту, но в кассу стояла медленная очередь и я не стал ждать.
Дошел ногами до центра, до улицы Муравьева-Амурского. Тут все очень чисто, цивильно и дорого. Я нашел некую блинную, где на 150 рублей удалось кое-что съесть. Блинная оказалась местом общения хабаровской гламурной молодежи - множество девушек что-то взволнованно обсуждали...
Нашелся и интернет за 100 рублей/час. Маша уже в Владивостоке, но вписалась в какой-то хостел зачем-то. Хочет не то сама въезжать в Китай, не то поворачивать домой, непонятно. Непредсказуемая женщина.
Уже на закате вышел к набережной. Тут тоже много народу, в массе нетрезвого. Есть полоса песка, но ставить там палатку не захотелось. Что-то там не то...
Пересекая смотровую площадку возле большого современного храма. Подходит молодой человек (или девушка?) и что-то туманно спрашивает про матросов, потому что он из МЧС, и они (кто?) всю ночь гоняли китайцев, которые лезут через границу... Я ответил, что несколько не в курсе событий. Он понуро ушел. Вдруг обернулся:
-А вы проповедник? От церкви?
Ага, от инквизиционного трибунала. В кумуфляжной куртке, с рюкзаком и офицерской сумкой. Неужели похож?
Пересек весь немалый центр до вокзала и за 45 рублей вписался там в зал ожидания. Хабаровск слишком густо наполнен молодежью, чтобы можно было ставить палатку в его черте. Завтра загляну в краеведческий музей, погляжу на консульство Китая и поползу на юг понемногу.
28 августа, пятница. Хабаровск.
На вокзалах отчего-то не любят горизонтально спящих людей и в 06:00 велят им принять вертикальное положение. Я собрался и пошел искать еду, но на вокзале Хабаровска еды нет вообще никакой, и рядом ее тоже нет до восьми утра. Пришлось пройти куда-то в сторону рынка и там в ларьке съесть что-то дорогое и неинтересное. В шесть было еще темно, солнце поднялось около семи, и только в восемь стало по-дневному светло.
Хабаровск странен. Если вечером и ночью тут гудели толпы народа, то утром он совершенно пуст. Пустые улицы, пустая набережная, все пустое. Все закрыто. Я дошел до краеведческого музея и обнаружил там несколько интересных вещей. Перед фасадом - черепаха, созданная в 1193 году чжурдженями в память разгрома киданей. В стороне - несколько пушек, в том числе знаменитое крупповское орудие. Со стороны Амура - несколько советских статуй, в их числе легендарная девушка с веслом.
Музей открывается в 10:00, и полтора часа я убивал в окрестностях, отлеживаясь в гамаке. К десяти подошел к музею - а он закрылся на санитарный день. Правда, тут напротив есть музей ДВО, где во дворе стоят, кажется, танки вроде БТ, но вход 100 рублей и низвестно еще, есть ли там чего ценное.
| |
Вот такой Амур. | Хабаровск. |
На небо наползла серость, и я решил заканчивать с этим городом. Зайти в интернет, найти трамвай № 1, и ехать на юг. Вполне смогу проскочить 300-400 километров. Решив так, я завернул в интернет и там обнаружилось две неприятности. Первая - фтп не пускает меня на мой собственный сайт, вторая - начался дождь. И даже третья неприятность нашлась - Маша решила не висеть во Владвостоке, а двигать на Китай.
Я попробовал переждать дождь, занимаясь написанием текста у себя на компьютере, но администраторша заявила, что это не положено. Извольте оплатить рабочее место. И я ышел в город. Дождь немного поутих, я нашел рельсы трамвая номер 1 и пошел по ним на юг. Дождь снова нагрянул, и я укрылся в тряпочном ангаре пивного ресторана. Собарал горелку и сварил себе кофе. Было очень даже мило: шум дождя, запахи кофе, и случайная "девушка с большим бюстом Аристотеля в руках", которая тусовалась там с занятым видом.
Потом я прошел некоторое растояние и снова попал под ливень - уже серьезный. Выбрался к трамваю №1, проехал на нем немного, и трамвай вдруг объявил, что дальше идти не хочет. Пришлось под дождем перебегать на остановку автобуса №10. На этом автобусе я выехал на окраину Хабаровска. Дождь то усиливался, то утихал, но мне удалось выловить грузовую машину на 15 километров, а потом скоро легковую на 50 или 70, пройдя так около 100 километров из 750-ти. Водитель работал в лесном хозяйстве, и рассказал много всего о растущих тут породах и живущих тут зверях. Я, например, не знал, что в Приморье водится гималайский медведь.
Примерно в 16:00 я вышел у кафе "Джулия", и скрылся в нем от ливня. Съел там чая с блинчиками, переждал дождь и скоро тормознулся японский грузовик "Хино". К моему удивлению, он шел прямо во Владивосток, то есть, брал меня на 650 километров. Причем он шел в ночь, то есть, в городе я уже рано утром, а не поздно вечером, и проблема ночевки тоже решается.
Остаток дня мы ехали по неширокой трассе среднего качества, а за окном проплывали сопки и красивые дубовые леса.