Хакассия

Бабки... Тачки... Телки... Хорошо в родной деревне!

25 июля суббота. День 17-й.

 

По плану, сегодня надо было проехать по всем нашим точкам с GPS-навигатором и замаркировать посещенные точки. Но начавшийся вчера дождь длился всю ночь, продолжился утром, и тянулся весь день. Все разъезды отменились. Мы сидели в нашем сарае, ели пельмени и сардельки, пили водку "Мягков" и ждали конца дождя. Я читал "Убийцы кораблей", Горячев - что-то про исландцев. Хозяйка растопила баню и мы там слегка отогрелись. Вот так: дождь, водка, баня, разговоры.

 

Васильев расказал, что есть такое направление как "археология холодной войны". Изредка находят в Америке таинственные бетонные бункеры, документация на которые давно утеряна и смысл коих неизвестен. И лазают археологи, изучают...

Будущее наше видится так: еще пару дней мы копаем Веселовскую гору, потом на пару дней перемещаемся в Качульку, а потом вообще переселяемся в Курагино и начинаем рыть новые шурфы на Веселовской горе...

К ночи, часов в 11, я начал читать "The History of Dive Bombing", но голова постепенно отключалась, я бросил это дело и заснул.


А за окном все льет...

26 июля воскресение.

 

Дождь еще шумел ночью, но к утру затих. В 8:00 мы как обычно собрались и с небольшим опазданием выехали маркировать точки. Надо было проехать 9 мест, начиная с Верхнего Кужебара. И вот, под Кужебаром пошли в поле, и сразу все промокли. Трава мокрая, везде лужи, везде болото. GPS-навигатор ведет себя странно, его аккумуляторы норовят сдохнуть, хотя мы заряжали их всю ночь. И все же мы записали там пару точек, потом вернулись в Нижний Кужебар и чего-то записали там. Высота той местности около 350 от уровня моря. Наш водитель удивился этому факту.

Вернулись в Каратуз, я забежал домой, стащил с себя мокрые сапоги и сменил их на тапочки. В них приятнее лазить по лужам и болотам. Вода сейчас относительно теплая.

Поехали в Старую Копь, в ту самую подозрительную Копь, где недавно застряли вместе с Поляковым. Это 6 кило от Каратуза, потом паром. За сутки дождей вода серьезно поднялась, Амыл стал мутен и быстр, вода иногда несет кусты и целые деревья. Мы переплыли Амыл, проехали за Копь и там, где воды еще больше, засекали точки у обрыва. На обратном пути случилось нехорошее: при попытке перейти большую лужу, я увяз в ней и утратил тапочек. Глубина менее, чем по колено, но вода мутная. Поиски ничего не дали. Так и знал, что посещение Старой Копи не обойдется без приключений.

 

А приключения подолжились. Как я уже упоминал, Старая Копь отрезана от всего мира, единственная связь с цивилизацией - это паром через Амыл и полумифическая дорога на Качульку. Когда мы вернулись на паром, то обнаружили, что уровень воды в реке поднялся и вода начала заливать въезд на паром. Паромщик пригнал бульдозер и стал подгребать землю на том берегу, но у бульдозера лопнула гусеница как раз в тот момент, когда он перекрыл собой съезд с парома, и бульдозер встал, как подбитый фашистский танк. Паромщик вызвал другой трактор.

Времени 12:30. Нам надо еще посетить пару мест в Качульке, но мы стоим на пароме, ждем трактора. Выглянуло солнце, показалось голубое небо, на мне высохло все мокрое, и вот только трактор все не едет. У на с собой и сыр и помидоры и хлеб, вот только забыли нож и соль

Мы прожили на этом пароме три часа. Только в 15:30 приползло нечто большое и желтое, оттащило бульдозер и освободило нас. Но в Каратузе уже закрылся рынок, и когда я теперь до него доберусь (за тапочками) не знает никто.

Быстро сгоняли в сторону Качульки, заехали в Качульские Выселки и записали там пару точек. На саму Качульку времени уже не остается. Мы приедем туда завтра, рыть землю и играть с GPS-навигатором.


18:00. Сварили пельмени, и тут возобновился дождь. Ох, весело будет завтра копаться в качульской грязи... Страшно представить. Однако. дождь быстро кончился и выглянуло бледное солнце.

Сегодня С.А. Васильев мудро заметил, что в деревенских газетах самое интересное - это объявления. Я поизучал их и мне тоже понравилось.


ПРОДАЕТСЯ: Картофель едовой, сено в рулонах,  баян "Рубин-6", будка на тракторной телеге, грабли конные, дрова осиновые "Урал", емкость на тележке(?), палки железные для помидор, перина, плечики, рога, солонина в банках, фляга.
ПОКУПАЕТСЯ: лапы медведя (1850 руб/кг), когти медведя, панты марала, рои пчел, шкурки соболя.   

27 июля понедельник. Среди конопли.


 Утром подъехали к сберкассе ксерануть какие-то докуменнты, а я выкроил момент и заскочил на рынок, где купил себе новые тапочки. за те же 100 рублей.

Поехали в Качульку, на то место, где 15-го числа я нашел прослойку угля. Погода сегодня позитивная. Выглянуло солнце, трава подсохла.

На окраине Качульки народ косит коноплю. Водитель сказал, что это в приказном порядке. Вчера, пока мы торчали на пароме, показывалась Нива - это проезжал кто-то уполномоченный по истреблению конопли.
-Так она же здесь безкайфовая? - удивился Васильев, - вот в Туве, там да... Там индийская конопля.

Водитель ответил, что тут некоторые умельцы и сеют тувинскую. Но и местная бывает ничего, если вырастет в правильном месте.

Остановились у нашего обрыва. Над обрывом стаи стрижей, под обрывом стебли конопли. Решено прокопать шурф длиной полтора метра,  чтобы образовалась некоторая поверхность, которую мы будет опускать вниз, к слою углей. Начало этого труда было несколько экстремальным, потому что приходилось стоять на самом краю обрыва, высота которого - три человеческих роста. Далее пошло проще - с трех сторон стенки, с четвертой - ничего.

качульский обрывРылось легко, хотя спрессованный песок норовил отваливаться кусками. Обрыв весь продырявлен птичьими норами, в настоящий момент заброшенными. Обитаемые норы - чуть правее, там стрижи. Или ласточки. И вот приходилось долбить твердую породу, выгребая перья и старые гнезда.

Это гораздо приятнее, чем на Веселовской горе. Первое - мы в тени обрыва. Второе - сколько ни капай, все равно с одной стороны вид на дали, село и равнины. Третье - мы на высоте и нас продувает ветер. Четвертое - роем с Иваном по очереди. Пятое - землю приходится бросать не вверх, а вниз. Шестое - Васильев принес двухлитровку темного пива "Бархатное".

Часам к трем мы прорылись вниз на два с лишним метра. В песке стал показываться уголь. Пятна какие-то рыжие. Но ни одной кости, ни одного каменного кусочка. Ну совсем ничего. Неужели найденный нами уголь - не след человеческого костра, а просто бывший в дресности пожар? Но ведь находили мы в осыпи и косточки и камни.

А солнце все выше и все горячее, тень от обрыва постепенно пропала. Странный тут климат: утром холодно и туманы, а днем то ливень, то среднеазиатская жара. И вроде широта всего 53 градуса, не такой уж и юг.

GPS-навигатор начал хулиганить. Он уверяет, что мы сейчас на 20 метров ниже, чем уровнень воды в Амыле. Он думает, что наша высота 280 метров, хотя тут везде гораздо выше трехсот. В чем дело? Под конец и фотоаппарат у С.А. Васильева взбунтовался и стал выдавать белые экраны вместо фотографий. Аномалия какая-то. Правда, уже дома выяснили, что это он как-то перескочил в режим съемки фейерверков. 

...

Что-то маловато сегодня у меня фотографий. Что б не скучно было, помещаю несколько только что нащелканных штук.

почта музей рынок Советская улица
Тут почта, интернет и вообще вся связь. Краеведческий музей. Рынок. Работает с 08:00 по 14:00 Улица Советская

 

28 июля вторник. Закрытие каратузского сезона.

 

День сложился информативный, хотя и несколько разочаровывающий. Утром поехали дорывать Качульку. Водитель рассказал, что въезд на старокопский паром залило окончательно и село теперь в полной изоляции...

Утренний туман сегодня особенно густ и непрогляден. Он развивает пессемизм - я постепенно пришел к мысли, что на объекте Качулька-2 мы ничего не найдем. За ночь мало что изменилось, только местные успели натоптать вокруг и нацарапать на стенке букву "Й".

Я запечатлел кадр, в который попала наша машина, качульский туман и местное растение.

 

конопля

Иван Горячев

 

Сперва мы общими усилиями продолжили вчерашнее рытье, и постепенно нарисовались два факта - плохой и хороший. Плохой состоит в том, что к археологии этот обрыв отношения не имеет ни малейшего. Ну совсем никакого. Хороший факт - это то, что с геологической точки зрения тут очень интересно и познавательно. Так что я продолжил ровнять шурф для фотографии, а Горячев с Васильевым отправились проверять Качульку-1.

Позже Васильев вернулся и долго изучал наш срез. По его словам, здесь есть пища для размышлений о ледниковых периодах. А ледниковые периоды - штука актуальная, потому как они были и будут, а мы сейчас живем фактически в межледниковье, и вопрос только - в начале или в конце.

Он остался зарисовывать слои, а я собрал лопааты и пошел к Ивану. Он уже успел начать и закончить неглубокий шурф, выйти на уровень углей и теперь осталось только ждать решения начальства. На этом сегодняшняя работа вроде бы закончена, поэтому мы раздраконили запасы еды и поглотили их.

Подошел Васильев, посмотрел на результаты рытья.

 

овраг
 
Диагноз его был мрачен - это вообще какой-то отвал и следы современного костра, а не палеолитическая стоянка, как мы сперва предположили. Больше в Качульке делать нечего, можно стереть с карты объекты Качулька-1 и Качулька-2 и вообще больше сюда не возвращаться. И во всем каратузском районе нам осталось только пройтись с джипиэс-навигатором и записать некоторые точки. И все. И дорывать Веселовскую гору... На прощанье я сделал еще вот такой кадр:

конопля

Я решил было, что мы вернемся в Каратуз, но выяснилось иное - надо все же проехать мимо Бугуртакской горы и Рощинского с GPS-навигатором. Что мы и сделали часа за три-четыре. Погода солнечная, сухая, и ходить по высокой траве не противно.

Где-то на пути домой нас настигла информация: нас ждут в Курагино, так что мы туда переселяемся уже завтра.

Вечером - красное вино и коньяк по случаю завершения этого участка и еще по случаю нескольких событий из нашей жизни. Завтра утром сборы,  переезды..........

29 июля среда. Курагино. Виссарионство.

Сегодня день большого переезда. Как всегда, проснулись в 07:00, сонно собирались, а я успел добежать до библиотеки и ненадолго слазать в интернет.

Пока прощались с хозяйкой она помянула недобрым словом нашу будущую железную дорогу - тут в селе все уверены, что по ней пойдет мощным потоком тувинская наркота. Васильев же сказал, что наркота и так прекрасно себя чувствует в Туве и без проблем катается по минусинскому тракту...

Около девяти пришла наша машина, мы кое-как втиснули в нее свои сумки и лопаты, и машина повезла нас в Курагино. Помниться, в первые дни водитель сильно утомлял нас блатняком, постоянно звучащим из магнитофона. Тонкими намеками мы навели его на мысль не мучить наши уши, и он переключился на Сплин. Но сегодня последний день и он таки оттянулся: пока ехали в Курагино, из динамиков доносилось "А я такой блатной, взял всех на перышка..."

краеведческий музейПривезли нас сразу к краеведческому музею. В этих местах археологи навещают краеведческие музеи раз в полвека, а палеонтологи не навещают вообще никогда. Поэтому нам обрадовались как людям, которым сущность музея не безразлична. Васильева попросили проверить оформление стенда с орудиями каменного века. Елена Михайловна, директор музея, занялась нашим обустройством и вводом в курс местной жизни. Нам тут заготовили целую культурную программу.

Курагинский краеведческий несколько крупнее каратузского музея, и выставлено тут примерно то же: черепа бизонов, кости мамонтов, каменные орудия и бронзовые топоры. Я никогда еще не держал в руках бронзового топора, а поскольку тут нам можно трогать руками все, что угодно, то я воспользовался этим шансом, чтобы ощутить на руке вес настоящего кельта.

Фотографии из музея я сложу отдельной страницей: КУРАГИНСКИЙ МУЗЕЙ

управление культурыНаше жилье сформируется только к вечеру, поэтому пока нас стали возить по городу. Пункт первый - местная администрация, заведующая культурой. Там мы просидели минут пятнадцать. Расказали о себе, о строительстве дороги и палеолите. Администрация пожаловалась на кризис - даже им за неуплату отключили телефон.

Поехали к нашим шурфам. Я боялся, что дождями там что-то размыло, но они с виду совершенно нетронуты. мы рассказали, что вот тут курганы, а вон там был мезолит, а там палеолит. Прикинули, как ходить сюда от Курагино. Вроде и недалеко, километра 2-3, но с дорогами не разобраться пока.

С Веселовской горы нам отвезли к местному культурному центру - дому некоего человека, который раньше заведовал чем-то культурным в Татарстане, а теперь присоединился к "вессерам" и поселился в Курагино. Сам дом впечатляющь. Напоминает коттедж на окраине Берлина. Внутри полы, домашний кинотеатр, газовый камин, горячая вода и еще что-то неуловимо евростандартное. Говорил в основном хозяин и, как правило, в форме монолога. Он полагает, что археология самая сложная наука, потому как имеет дело с материальными предметами, а ведь надо за этими предметами, понимаете, осознать тонкие миры и космические энергии. Чуть позже, когда нас поили травяным чаем, он снова сказал,  что тонкие миры в археологии очень важны. Васильев неуверенно вставил, что наука занимаетеся материальной культурой, такое у нее свойство... На фоне разговоров про еду мелькнула инфа, что грибы они не употребляют, потому что ведь грибы вбирают... Впитывают, понимаете, в себя... "Ну что же они тут впитают?" - удивился Васильев. "Все, что угодно. Вы же не знаете..."

Вспомнили про начальство, которое разбивалось в тайге на вертолете: на Алтае, под Красноярском, и недавно в Иркутске. Тут все же понятно: они в тайгу без просу, поперек всех запретов. А так нельзя, мироздание наказало. А вот недавно ж устраивался съезд шаманов под Иркутском, и начальство сперва разрешило, а потом запретило. Их предупреждали, что так нельзя, что "информация уже пошла в космос", и будет беда, а они не послушали... Про информацию в космос я запомнил.

музей селаОттуда мы направились в соседнее село Березовское, где живет сама Елена Михайловна. Там тоже есть небольшой музей. Вообще раньше в районе было около 12 музеев, обычно при школе. Сейчас всего 4. Директора школ не всегда понимают, зачем все это надо и норовят свезти все на свалку.

Березовское - село вымирающее. В начале 20 века тут жило около 3000 человек, потом по селу пролась коллективизация, потом - перестройка, и теперь народу тыщи с полторы. В общем, грустно.

Вернулись в Курагино, завернули в ресторан, где можно увидеть макароны со знаменитой сибирской рыжей подоивкой (попадается и в Читинской области, а иногда и в Подмосковье, например, в Жестово), и вернулись в музей, ждать сигнала на вселение.

Васильев произвел этнографическое исследование и приступил к разговору с женщиной, приближенной к виссарионовцам. Она тихо и скромно изложила свое понимание, из чего я успел вычленить важный момент: выссарионовцы признают вторичность Бога по отношению к вселенной. То есть, он не вне Вселенной(как по символу веры), а ее элемент. В общем, рерихианство. Я узнал, что "Последний Завет" Виссариона можно купить в Курагино. Поищем.

Васильев еще продолжал этнографическое исследование, когда я добежал до почты и скинул на сайт последние фотографии. меж тем приехала машина: пора было вселяться в новый дом.

Я так понял, что мы будем пару раз менять дислокацию, но пока нас привезли в дом на улице Зои Космодемьянской, где уже живут две студентки, Василиса и Люба. Что само по себе занятно... Дом громаден, тут есть даже газовая плита, и - что совсем невероятно - безлимитный интернет. В общем, цивилизация. Надо во всем этом разобраться.

При первом взгляде Курагино нам понравилось. В нем есть какое-то обаяние цивилизации. Присутствие жизни. Здесь имеется большая река прямо у центра города. Есть некоторые кафешки и столовые. Есть храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, очень симпатичный. Есть довольно высокая горка. Минус только один - село сильно вытянуто в длину и перемещаться по нему нелегко.   

Из вечерних разговоров. Снова услышали мнение, что железная дорога приведет к потоку тувинской наркоты в район. Тут эту дорогу называют "наркотраффиком". Васильев снова доказывал, что это не совсем так. И вообще дорогу строят специально для Дерипаски, которому нужен тувинский уголь.

Местные рассказали про виссарионовцев. Их тут не любят, как известно. С недавних пор им разрешили есть мясо, а до того они питались только травой("выщипали там у себя все, не знаю, восстановится ли."). Запрещен был даже хлеб. Некоторые приезжали в Курагино, покупали плюшку и тайно за углом ее заглатывали. Самое удивтельнное, что травой кормили даже собак. Переселенцы из Москвы иногда привозили с собой породистых сенбернаров и эти несчатные животные ходили по Курагино тощие, как доска.

Детская смертность в районе резко возросла: у "вессеров" не принято лечить больных детей, поэтому множество умирало от банальной пневмонии. Врачи, ездившие к ним в поселения, рассказывали жуткие вещи о содержании детей.

-Скажите, - спрашивал Васильев, - вы их по бороде распознаете, или как?
-Нет, - сказала одна женщина, - тут многие с бородой. А этих по глазам видно. У них глаза без выражения. Он может и говорить с тобой, но взгляд пустой, он в мыслях где-то там....
-У них взгляд пустой, - сказали в другом месте, - с ними страшно разговаривать. Те, что  живут в Курагино - они уже тут прижились, уже нормальные. А там, в "городе солнца" - те другие.

В Каратузе нам сказали только то, что вессеры удивительны своим высшим образованием. А сегодня выяснилось, что среди них много бывших чиновников, которые сохранили прошлые связи. Поэтому "их голыми руками не возьмешь". Они даже нашли какое-то месторождение и уже привезли туда не то шаха, не то шейха...  В общем, тут все серьезно организовано.

Надо будет скачать себе книжку "Сатанизм для интиллигенции"...

К вечеру прояснилось будущее. Завтра утром я уезжаю в Абакан в 7 утра, где-то после 10 забираю важную бумажку, и днем возвращаюсь обратно в Курагино.

 30 июля четверг Абакан. Висарионология.

Проснулся в 06:20, бессознательно оделся и хозяйка на своей Хонде отвезла меня на автовокзал. Да, мы дошли до того, что перемещаемся по миру на Хонде... Где-то в 7 часов уходила маршрутка на Абакан, я заплатил 112 рублей, сунул билет в планшет для отчетности, и втиснулся в эту маршрутку. Спать в ней получается не очень.

В половине девятого я - в пустом и сонном Абакане. Все закрыто. Сомнамбулически пошатавшись по городу, я нашел пиццерию и в ней - капуччино за 45 рублей. Дороже, чем в Риме, но дешевле, чем в Москве. Выпил. Немного ожил. Пробежался по улице Ленина и нашел интернет, который взимал 27 рублей за час, если пользоваться до 11 утра. Это был шанс убить время и я просидел там ровно час, 09:11-10:11. Оказывается, кроме Церкви Последнего Завета существуют еще и отколовшиеся от них Шаманы Последнего Завета... Накачал себе кусков Кураева и, для общего развития, кое-что из творений Виссариона. Будем вникать.

Когда вышел на улицу, город уже проснулся. Появились люди, движение, открылись магазины. Я дошел до археологического учреждения и прямо в прихожей натолкнулся на Валентину Филлиповну, к которой и приехал и которая вручила мне бумажку. Право на раскопки в районе, грубо говоря.

Осталось время. Там же в учреждении одна женщина хакасского вида по имени Карина вызвалась показать мне местную пельменную, и довела меня до этого места. Место ценно тем, что пельмени там рукотворные, и делают их фактически у вас на глазах. Рублей по 30-40 стоит такая еда.

Сделав круг по улицам, я случайно вышел к краеведческому музею. Это уже пятый такой в этом месяце, и я зашел. Вход стоит 60 рублей, за что - неясно. Там ничего нет, кроме камней, на которых нацарапаны человечки и кони. Даже костей мамонта нет, даде бронзовых топоров!

В 12:00 я оказался на автовокзале. Глотнул очень душевный молочный коктейль и тут же увидел курагинский автобус. делать в Абакане ну совсем нечего. Я даже фотоаппарат с собой не взял. И я поехал обратно.

Где-то в два часа дня я в Курагино. До дома решил дойти ногами в виде эксперимента. Подумал - полежу, потом возьму фотоаппарат и вернусь в центр. Но путь до дома через все село занял час. В 15:00 я пришел в нашу избу, меня накормили гречкой с тушенкой, я упал на кухне и понял, что уже пятый час, интернет скоро зкроется, и вообще никуда идти пока желания нет. Так что я занялся изучением накаченной литературы, в частности - виссарионского творчества. Изложу ощущения от первого знакомства.

О виссарионологии.

Пока читал Кураева, наткнулся на упоминание Висариона. В книге "Сатанизм для интеллигенции" есть такой абзац:
С циничной откровенностью мне об этом рассказал "Виссарион", новоявленный лжемессия из Минусинска. После того, как в ходе наше­го долгого разговора выяснилось, что он не знает религий Востока и Сибири, я спросил его: как же он собирается объединять то, чего не знает (его секта официально называется "Община Единой Веры"). На это мессия ответил, что название дано просто для привлечения людей, хотя на самом деле лично он считает, что буддизм и христианство не­совместимы.

Вечером я сварил себе кофе, сел на кухне и пробежался по скачанным кускам из книг Виссариона. Сами книги, как написано, представляют собой некие божественные тайны(совсем как у Блаватской):

Теперь же, с позволения Отца Моего Небесного, поведаю вам Тайны, кои были сокрыты от людского разума, ибо время для сего не приходило.(Предвозвещение, 50)

Беглое изучение КНИГИ ОСНОВ привело меня к мысли, что примерно так и должно выглядеть "откровение", написанное милиционером. Там много красивых слов о благоухании и правильности, но общая мысль примерно такова, что "быть хорошим - хорошо, а быть плохим - очень и очень плохо". Начало "Основ" сильно смахивает Толкиена, узнаются и Эру и Айнуры. Далее начинается рериховская теософия. Понятий добра и зла на высшем уровне, разумеется, нет:

 Великий Абсолют не являет понятий Добра и зла, но являет два начала: Созидание и разрушение.(Основы 1:32)

Это первичное понятие так же называется "Единый". Уже он порождает некоего Отца Небесного, который уже по сути хороший. Если я правильно понял завихрения мысли Святого Торопа, то Бог создался уже после создания Земли(-матушки) и чуть ли не из нее самой. (И вот однажды именно сей ток, идущий от огненного Сердца Земли-Матушки, нежно коснувшись Тока огненного от Тела Творца великого, излученного цветом неповторяющимся, проявило Таинство славное.)

Прекрасным Благоуханным Бутоном во Вселенной для человека является Отец Небесный. Он есть Великий Отец душ человеческих и Сын Единого.(Предвозвещение 65)

Короче говоря, над Богом они создали еще нечто первичное.  Далее там появляется еще и Бог-Сын, но система очень запутывается. Появляется совершеннейшая ахинея про буддизм:

Первые две Истины, кои ниспосланы были роду человеческому, заключали в себе Тайны способностей Духа Святого и Духа Жизни. Понятие о Тайне Святого Духа дало начало Буддизму и Индуизму. В сих религиях способность Святого Духа заключалась в нисхождении Бога к людям в образе того или иного Существа либо некоего Героя из рода человеков. (Предвозвещение 75-77)

То есть, Бог-Отец послал Святой Дух, чтобы тот всем поведал, что Бога-Отца не существует. Солнышки.

Вообще же присутствует претензия на объединение всех религий на той основе, что религии созданы Богом как нечто упрощенное до уровня понимания людей того времени. Истину поделили на кусочки и раздали всем. А теперь вот дается одна истина на всех.

Миры вселенной множественны, ибо есть Земля ("-матушка") и ее "сестры":
 Загадочен и прекрасен могучий Мир Творца великого Мироздания Вселенной, где разнообразие столь неповторимо, сколь неповторимы цветы на Земле-Матушке и Сестрах Ее. (Основы 1:35)
Причем там тоже кто-то живет и за нами наблюдает и нам содействует:

Наблюдая за развитием человечества, Внеземной Мир однажды смог сделать истинное заключение, что для человека характерно духовное развитие, но ни в коем случае не научно-техническое. И стал по-своему содействовать в этом. (Предвозвещение, 88)

Причем это некий разум, который не обладает духовной "тканью"(непонятно, что за ткань) и поэтому с Отцом Небесным никак не пересекается. Бога этот разум не знает, но людям содействует. Подозрительное что-то?

Дьявол существует, но он выскакивает в тексте внезапно (Ведь диавол, пользуясь сей возможностью, способен как вирус легко распространяться от человека к человеку,/Основы 2:23/) без объяснения, откуда он взялся и для чего он существует. В книге вообще вводится множество понятий (Гармония, Энергия), которые все пишутся с большой буквы, но сущность которых не объяснена. Например, упоминаются какие-то "поля":
Диавол ревностно оберегает людей, попавших в его путы, Создавая вокруг них черное поле, коего будут сторониться люди со светлыми полями. (Основы 2:100-101)

Такая неконкретика превращает весь текст в набор красивых слов, под которыми можно понимать все, что угодно.

Как и в теософии, грех тут абсолютен. Прощения не бывает.

Крайне важно понять, что от содеянного греха нельзя очиститься при помощи молитв и исповеданий.(Основы 2:77)

Если вы грех совершили (кстати, понятие греха тоже не определено), то тем самым порвали связь с Богом (суть связи не определена), и Бог ничем помочь не может. Бог, как в теософии, ограничен в возможностях настолько, что становится как бы ненужен.

В настоящее время наступает некая новая эпоха (Царство Духа), "и треснет мир напополам":

Отныне люди открыто разделятся на силы Света и мрака. Третьего не будет. (Предвозвещение 9)
Далее уточняется, что "нейтральные" люди приравниваются к силам мрака. Поскольку определения мрака я не нашел, то и не очень ясно, как можно встать на сторону мрака, даже при сильном желании этого мрака. Иными словами, не вижу по каким признакам должен распознаваться враг человечества(виссарионства).

Самое удивительное, что в тексте попадаются явнык цитаты. Например, слова, взятые в кавычки, при этом без сноски на источник. Иногда цитируется Евангелие, что несколько странно. Например:

...Дабы не сотворяли вы в себе мехи ветхие, ибо не будет влито туда вино молодое, силу коего не способно удержать ветхое;(Послесловие, 116 )

Я не очень понимаю, при чем тут мехи и откуда в Сибири молодое вино. То ли Бог так сказал Виссариону, то ли он сам это придумал, в любом случае аналогия несколько странная. И вот в той же книге:

Истинно говорю: вера без дел мертва. (135)
Это дается не как цитата, а как его (Виссариона, видимо) непосредственные слова.

Обнаружился и наезд на теологию:

155-156 Но если Писание подвергнуть толкованиям догматическим, то горя семена обретут почву благодатную. Ибо уже не Книгою живою будет Писание то, но учебником наук точных, и говорить о нем возьмет на себя смелость каждый, кто хоть как-то изучил толкования те.

У них выходит так, что "Писания" - это нечто метафизическое, и к нему нельзя подходить с логикой вообще. Наверное, виссарионовцы не склонны вступать в теологичекие споры. Надо будет проверить. Вообще любопытный пассаж. Из него следует и то, что Учитель может противоречить Писанию, ибо его "живое понимание" важнее. Вот из таких  штук и вырастает тоталитарность, между прочим.

Наука вообще бессмысленна, потому что совершенствуются "не языком, а руками". И любое понимание всегда субъективно. Напоминает позицию Елены Рерих: "Какую цель имеет наука, если она распухла от пред­рассудков?".

Несколько ранее эта тема рассмотрена еще раз. Подтекстом ощущается ужас миллиционера, который увидел перед собой стелажи теологической литературы, не решился все это прочитать и теперь учит, что все это не очень нужно, ибо это все понимания, иллюзии, и вообще вредно.

Наезд на музеи:

Помните, что ежели в обществе возникла потребность иметь музеи и хранилища, накапливающие произведения удивительные красы неописуемой, то сие есть признак несчастья общества того.

Из этики присутствует часто повторяемое поучение о необходимости труда. Каждый должен что-то делать, что-то создавать. Зачем - не очень ясно, просто так надо.

В общем, первое знакомство с этим бессистемным нагромождением красивых слов меня утомило. При наличии времени я могу такие книги штамповать пачками. Достаточно настроиться на стилистику синодального перевода евангелий, почаще говорить "Истинно говорю вам..." и пересказывать отдельные евангельские места. Это просто скучно. Даже Книга Мормона в чем-то занятнее. Если честно, я ожидал чего-то более продуманного и вызывающего уважение хотя бы ходом мысли. А тут однозначный диструктивизм.

Нашел еще цитату на этот счет. В разговоре о Рерихах и теософии Кураев поминает Виссариона:

Точно также обосновывает свое право вкривь и вкось толковать Евангелие бывший красноярский милиционер, а ныне "Мессия" Сергей Тороп (в мессианстве — Виссари­он). Любому оппоненту он говорит: "Вы признаете, что Вы грешный человек? И вы понимаете, что грешник не может уразуметь Евангелия? А я безгрешен. Я один только могу понять его истинный смысл. Эту книгу когда-то дал я, и только я имею право ее толковать". Любая дальнейшая дис­куссия невозможна.
Значит, не я один углядел в виссарионстве рерихианство... И хрен бы с ним, но каким образом на эту лабуду ловится московская интеллигенция? Это ведь даже примитивнее Рерихов. Теософия, опущенная до уровня домохозяек. Чем она цепляет того же начальника татарстанской культуры?

31 июля пятница.

Утром пошли на Веселовскую гору рыть шурфы. От нашего дома до шурфов по прямой - менее 2-х километров. Но на пути река Ирба,  мосты через которую сильно слева и справа от прямого направления. Вчера Васильев с Горячевым прошли сеерным момтом и насчитали 2200 метров. на этот раз мы пошли южным (через село Рощинское), и насчитали около 3 000. Вокруг туманы, сверху все серое, ветра нет.

Приступили к рытью. Я снял свой палеолитический слой, нашел большой каменный скол и несколько мелких костей - это первые кости на этом мысу, что очень и очень хорошо. Часов в 12 прервались на еду и тут пошел дождь. Сперва мелкий. мы стояли  и гадали, чего от него ждать. Когда он притих, мы успели собрать и зарисовать мой слой, но чуть позже, когда я стал углубляться ниже, дождь вдруг ливанул так внезапно, что я сперва принял это за небольшой обвал моего шурфа.

Постояли под деревом, понаблюдали природное явление... Делать нечего, вокруг бродят жутковатые тучи. Спрятали лопаты и пошли домой северным путем. Этот путь ведет мимо Курагинсских очистных сооружений, и мы, пропитанные местной энергетикой, назвали его Очистной путь, Очистительный путь, Очищающий путь, Чистый путь и даже Путь Чистоты. Так мы и шли Путем Чистоты до поселка, потом по улице Генерала Лебедя, мимо здания с транспорантом "Ответственный работник - наша ценность!".

Осталось сидеть в доме, пить кофе и изучать литературу. Кстати, дом наш сейчас выглядит примерно вот так:

дом в Курагино
 
С сгонял с хозяйкой по магазинам, закупился овощами и шампиньонами. У хозяйки симпатичная Хонда 95 года, куплена за 200 000 рублей, на 100 кило ест 7,5 килограмм. Но. У хозяйки есть волшебная коробочка, которая что-то излучает и гармонизирует какие-то волны, и которой можно лечить много всего, а самое удивительное, что при нахождении в машине она (коробочка) снижает потребление бензина до 5 литров на сотню. Теперь не удивлюсь, если узнаю, что Шамбала находится тут же рядом, за магазином "Фея".

Запасся корицей (она тут палочками продается!) и мускатным орехом, поскольку углубился в обучение двух наших студенток-соседок кофеварению.

Василиса Вот, кстати, Василиса. Дочь хозяйки, так сказать. Существо непоседливое, но управляемое. Учится в Красноярске не то на дизайнера, не то на учителя.

1 августа. суббота. Переезд.

Утром пошли на работу. Как всегда туман и роса. Я спросил Васильева, когда тут примерно жили мамонты. Он ответил, что до 15 000 лет жили, потом потеплело и они стали смещаться на север, в район Таймыра. Уровень моря тогда был ниже и они расселились севернее современного берега океана. Когда водя поднялась, часть оказалась на острове Врангеля и там постепенно измельчала. Появились мамонтята размером с небольшую лошадь. Забавно. И к 13 000 примерно они вымерли и там.

Сегодня утро было удачным в смысле погоды - первые часы было прохладно и безветренно. Я привел в порядок свою яму(шурф №2), выровнял ступеньки и горизонтальные поверхности, после чего нас с Иваном поменяли: его поставили ровнять стени моего шутфа, а меня - углублять шурф Ивана(шурф №2). Он уже начал выходить на уровень  2 метра глубины. Я закончил выход на 2 метра и пошел углубляться на 2,5. Постепенно показалось солнце и наша работа стала осложняться.
 
Но странность - на 220 сантиметрах ивановского шурфа ничего нет. Я локально зарылся на 260 и тоже ничего. Никакого палеолита, и даже никаких признаков - ни кусочка угля. В моем шурфе на 230 уже лежало плотным слоем... Или оно тут залегает глубже?   

Между тем Васильев обмерял и обфотографировал шурф №2. осталось его зарисовать, и все - начнется эпический процесс зарывания. Но это уже завтра. Завтра же будем углублять шурф №1 в надежде на глобокозапрятанный палеолит. Завтра же начнем шурф №3. Мы имеем как бы пятно человеческой деятельности, замусоренное костями и камнями, и надо определить размеры и расположене этого пятна. А времени остается 8 дней.  

Возвращались по жаре и солнцу, уставшие, с расплавленными мозгами. Василиса соорудила нам суп. Я полез в душь... Чуть позже начался наш переезд: мы покидали все наши вещи в Хонду и Василиса, счастливая шансом поуправлять Хондон в отсутствие родителей, свезла нас до нашего нового дома.

кухняНаше новое жилище представляет собой небольшой отдельный домик, половина коего - комната с кроватью и креслами, а вторая половина - кухня с антуражной старинной дровяной плитой. Все в голубых занавесочках, и обои тоже голубые, и скатерть голубая. Если первый наш дом был частью цивилизации, то этот имеет аромат деревенской жизни. За домом - картошка, за картошкой - поле, и вдалеке лес. Как тут добывают питьевую воду, пока не очень понятно.

Здесь есть маленький пушистый котенок, который везде ходит и изредка требовательно говорит "мяу!". Есть безумная собака, которая все время лает, прыгает с будки и на будку, иногда  воет и стонет. Сама хозяйка появилась на пару минут и исчезла. Загадочная личность. 


2 августа воскресение.
Утром отправились копать, захватив с собой Любу и Василису. Работа была однообразная, часа два мы с Иваном закапывали обратно мой шурф, зверски устав на солнце. Нам пришла в голову мысль, что если сейчас нам явится Виссарион и предложит облако и пиво, то это расшатает в нас основу веры. Причем минут через 20 облако действительно наползло, а еще немного позже пришел Васильев и принес пиво "Ячменный колосс(колос)". Фантастика. Оно было холодное!

В пять вечера вернулись в Курагино и бросились в хату Василисы за душем, потому что источник воды в новом доме так и не найден, а хозяйка вторые сутки не проявляется.

3 августа понедельник. Третий шурф.

Утро против обыкновения выдалось безтуманным. Мы протопали свой обычный путь до шурфов и под конец даже ощутили смутное подобие дождя. Иван запустил "Реквием" и приступил к финальной зачистке своей могилы, а мы с Васильевым удалились на несколько сотен метров южнее и разметили прямоугольник под шурф там, где Васильев не так давно нашел несколько полезных камней прямо на грунтовке. Там тоже пара курганов и мы вписались между ними. Странно, что несколько в стороне длинный овраг, и в нем ничего нет. Мы прошли этот овраг еще 14-го июля, потом Васильев прошелся по нему еще несколько раз и - ничего. Хотя тот же мезолит там должен был бы быть...

шурфИ вот, начался шурф № 3. Дерн резался довольно легко, а вот под дерном пошел очень плотный песок. Лопата берет еле-еле. В песке попадаются осколки камня от ближайших курганов, и это тоже сбивает с толку. И все же подвернулся острый скол серого камня - несомненный мезолит. Подошел Васильев, подтвердил - да, это мезолит. Сразу же позвали Ваню как спеца по ровным стенкам и приставили к этим стенкам, а я пошел доводить до ума шурф №1. Как раз прикатила на велосипеде Василиса, и я припахал ее к нагружанию ведра песком.

Солнце не показывалось до 16:00, из-за этого день пролетел стремительно. Вчера он тянулся гораздо медленнее и тяжелее. Видел зайца. Он понесся мимо меня по грунтовке, создавая громкий топот, напоминающий лошадиный. Зайца видно плохо, поэтому кажется, что бежит невидимая лошадь.

До конца дня у меня нашлось еще несколько камешков и кусочек кости. Получается, что мезолит лежит тут громадным пятном, и куда не сунься - увидишь его. Кроме загадочного оврага.

копаю...

Возвращались уже по солнцу, уставшие и пыльные.

Эзотерическое отступление.

Мы давно заметили, что в Курагино высока плотность духовных людей. И предметив тоже. Например, в нашем новом доме лежит одна единственная книжка: "Возлюби болезнь свою"(Москва, 2005). Мы ее читаем, когда нам хочется повеселиться. Ну очень поднимает настроение.

Автор сей книги Валерий Синельников общался с потомками "древних волхвов и берендеев", начитался Лазарева и Кастанеды, дзен-буддизма, суфизма, йоги и даосизма, и решил написать книгу "Библейская модель человеческого сознания", что само по себе смешно. Он учит, как общаться со своим подсознанием, как задавать ему вопросы и получать ответы. Любая болезнь - это мы про что-то неправильно подумали. Если всех любить, то и болезнь пройдет. (И примеры из его врачебной практики) лечиться можно и самой книгой - заряжать ею воду и прикладывать ее к  болеющим частям тела. Автор предлагает тренинг "путь к богатству" : "вместе мы проработаем и устраним те мысли и чувства, которые мешают вам впустить обилие денег в вашу жизнь".

Но чтобы все это осознать, надо перестроить свое миропонимание. С христианского на пантеистическое, хотя прямым текстом это не говориться. Надо признать, что: Бог есть энергия, рассеянная по вселенной; Бог есть внутри каждого человека; Бог не имеет отношения к добру и злу; Прощения за грехи не бывает. И так далее. Потом выводы: любить Бога, значит - любить себя, человек не должен иметь чувства вины, жалости и сострадания. Про любовь к себе особенно много сказано. Имморализм автора шокирует особенно в рассказе про пенсионерку: автора спрашивают, если нет добра и зла и все надо одобрять, то как одобрять вора, который украл деньги у пенсионерки? Автор отвечает:
-Я предлагаю принять мысль, что Вселенная очень гармонична и справедлива, и начать видеть это в своей жизни. Если вор украл деньги у пенсионерки, то это значит, что она сама привлекла его в свою жизнь своими мыслями. Может быть, она жалела свою соседку, бедну пенсионерку. /.../ Высшая Сила, Вселенная учила пенсионерку через вора правильному отношению к деньгам.
-А как же убийство, да еще  невинных детей?
-Человек привлекает к себе убийцу неправильным отношением к жизни и смерти. Дети содержат в себе агрессию своих родителей. Дети несут ответственность за мысли своих родителей и наоборот. (стр. 105-106)

В общем, жуткая чернуха. А кто-то тут ее читал, подчеркивал слова и делал пометки на полях.

4 августа вторник.

С утра густой туман и мы, как ежики, снова отправились копать. Первые два часа было очень даже хорошо и приятно, и мы с Иваном ударными темпами засыпали шурф №1. Всего за два часа. В это время Васильев разгребал слой в шурфе № 3. Я прошелся туда посмотреть, как он это делает. По ходу разговора выяснилось, что найденный вчера ближе к вечеру камень есть не просто кусок гальки, а самое натуральное скребло. То есть, законченное орудие труда, то самое, что обычно составляет 0,01% от всех каменных обломков в слоях. То, ради чего мы, в каком-то смысле, и торчим тут уже 24 дня.

палеолитическое скребло скребло

Засыпав шурф до конца, мы его сфотографировали для отчетности и отправились разрывать шурф №3. Тут пришлось скребсти ножом твердый грунт, согнувшись буквой зю под сильным солнцем. Прикатили на велосипедах Василиса с Любой. Ходили вокруг и всячески присутствовали.
раскоп

Только в 16:00, полудохлые, двинули домой. Наблюдали эффектное зрелище охоты ястребов. Один скользнул над землей, что-то цапнул, а второй спикировал метров с 50-ти, вертикально, со свистом в перьях, и попробовал отбить...

19:10 - хлынул ливень. Очень сильный...

5 августа. среда.

Дни становятся понемногу однообразными. Мы привыкли к дороге на раскоп, к пейзажам вкруг, к лопатам, песку и сыру в обед. К минералке "Ханкуль" и пиву "Абаканское". Но наших дней осталось немного.

Утром снова туман, и снова с 09:00 мы копали шурф №3. Ввели разделение труда: я долблю землю, а Ваня ее выгребает. Ничего нового за сегодня не отрылось. Зато участились визиты: приехало две машины и мотоцикл. Васильев всем подробно рассказывал про дорогу и археологию. Местные очень удивляются, узнав  про курганы и мезолит. Они совершенно уверены, что тут ничего интересного нет и быть не может. "Интересное" в их понимании - это золото. Один рассказал, как однажды здесь рабочие бульдозером срыли курган и нашли там какие-то наконечники и какой-то нож. Ничего интересного.

Прикатила Василиса, привела хозяйских дочек - Настю и Валю. Они стояли на краю раскопа, задумчиво заглядывали вниз и всему удивлялись.

Ваня роет Валентина Юхнова

Погода сегодня проявила милосердие и солнце спряталось за облако. И даже закончили мы пораньше, потому что приблизилась дождевая туча.

Вечером Васильев с Горячевым прошлись по магазинам и раздобыли конскую тушенку. Они стали варить ее с макаронами, а я отправился в велотрип до центра, ибо Василисе надо было что-то довезти из магазинов, а я примазался к ней, чтобы навестить ее родственника с интернетом. Экспедиция заказала мне кофе и виски "Рэд Лэйбл".

Прикатили мы с Василисой в центр. По пути к нам присоединилась обитающая в центре Марина на зеленом велосипеде. Так уж принято в селе, что все действия обрастают участниками. Марина тоже захотела приехать к нам в гости на раскоп. Я спросил у Марины, не знает ли она местонахождение знаменитых местных петроглифов в Шалаболино, но она не знала. В Курагино вообще мало кто из молодежи посещал петроглифы и Виссариона.

Сфотографировал местный Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов:

храм в Курагино

Надо будет посетить это место. Трудно им тут, в вессерском окружении. Хотя вессерам, наверное, местные пофигу, они вербуют поклонников в основном по крупным городам и заграницам.

А это центр курагинской глобализации: магазин "Юлия". Самый пафосный маркет с самыми гламурными продуктами. Кусочек Москвы в центре поселка.

магазин в Курагино

Навестили Василисиного брата-интернетовладельца. Маша пишет, что будет в Красноярске 7-го числа, и пока не решила, чем там заниматься. Это проблема и как-то надо ее решить...

Скачал себе Деяния Апостолов.

Вечером зверский ливень с громом и молниями. Электричество отрубили, когда ваня дегустировал виски. Зашла Валентина и мы сидели при свечке, с виски и кокаколой. Виски Валя не оценила. Я уже пошел спать, а на кухне еще прдолжались вечерние разговоры.

6 августа. Четверг. Последнее усилие.

Необычное утро - без тумана. Мы пришли на раскоп и продолжили рыть, а Васильев отправился приискивать место под будущий лагерь. Часов в 10 прикатила женская делегация: Василиса, Люба и Марина. Однако, в 11:00 что-то закапало, а на горизонте образовались страшные тучи. Девицы сбежали. Ваня тоже предложил делать ноги.  подумал, что это шанс добежать до почты с интернетом и согласился. Так мы дотопали до Рощинского, где остановились и задумались. Выглянуло слнце, туча ушла стороной, и наше бегство с раскопа стало сложнообъяснимо. Мы потоптались на дороге, подумали, и пошли обратно.

Рыли весь день, несмотряя на то, что по нам пару раз прошелся мощный ливень. Углубили шурф до 3 метров. Это конец. Остается только его подравнять, сфотографировать, и зарыть. Землеройный этап нашей  экспедиции закончился. Этот третий шурф, как и первый, не дал нам никакого глубинного палеолита. Имел место мезолит, имели место загадочные куски палеолита в верхних слоях, но в целом строение этого участка земли весьма запутанно. На следующий год сюда приедет следующая группа (включая Ивана и С.А.Васильева) и нароет тут дополнительных шурфов. Станет понятнее.  


ровняем стенки7 августа пятница.

 Последний день рытья. Утром пришли на Веселовскую гору, подровняли стенки шурфа, сфотографировали и зарисовали его. К 12:00 все было кончено. Опять прикатила Василиса и расхаживала вокруг с задумчивостью на лице. В час мы приступили к зарытию шурфа. Погода сегодня удачная - вроде и солнце кое-какое, и ветер, поэтому не жарко, и перекидывание земли не утомляет. Мы управились примерно к 14:00, то есть, очень быстро, почти за час. Наши зарывательные способности растут. Три лопаты из четырех остались погребенными в шурфе, с ними ведро и нож.

Наша миссия завершена.

последний кадр

Итог нашей деятельности такой. На всем участке от Курагино до Верхнего Кужебара найдена предположительно одна стоянка. Первый шурф дал слой мезолита и больше не дал ничего. Второй шурф дал слой мезолита и на двух метрах - слой палеолита. Третий дал что-то вроде мезолита с примесью палеолита. Потомки разберутся, что тут к чему.

В 15:00 были уже дома. Я погрыз вчерашний рис, цапнул велосипед и сгонял на почту за интернетом. Вернулся в половине шестого. После меня вернулся Васильев с красным вином, которое мы и распили в честь завершения работ. Сейчас думаем, куда деться в ближайшие свободные дни. Шалаболинские петроглифы запрятаны уж больно далеко. Виссарион тоже не рядом.  Я задумался, не слазать ли на гору Бугуртак, благо она от нас всего 10 километров... Образовалась Анастасия, и ей тоже перепало красного вина. Васильев вдруг заинтересовался моим азиатским маршрутом, и я стал излагать... Анастасия громко веселилась, слыша китайские названия типа Суньфыньхэ.

Чуть позже позвонили из музея и сообщили, что спланировали для нас заезд к этим самым петроглифам в сопровождении директора ближайшегго музея. То есть, и довезут и разъяснят. И все это утром  в воскресение.

...

Вечером рассуждали о том, что в здешних местах как-то негусто с мифологией и пришли к выводу, что эту мифологию надо создавать самим. Тем более, что она все равно постепенно, за два года работ, образуется. В первую очередь мифологизируется гора Бугуртак - она напрашиваетсявсем своим видом.

8 августа. суббота.  Перемывание костей. Бугуртак.

Пошел второй месяц моего путешествия. К телевизору сегодня подходить страшно - представляю, сколько там патриотической пурги на тему прошлогодней войны...

Сегодня мы ничего не копаем, но все равно Васильев поднял нас в семь утра. Что б не расслаблялись. Сегодня у нас мероприятие, загадочно называемое "камералка". Надо привести в нормальный вид и описать все то каменное, что мы нашли за этот месяц.
.
Сперва мы это все перемыли в тазике с водой, стерли с камешков и костей пыль веков и грязь веков.

перемывание костей

Затем все разложили для сушки. Это редкий случай  увидеть сразу все наше богатство в одном месте:

находки

Сверху справа видно наше знаменитое скребло, а куча мелочи внизу слева - это мезолит из ваниного шурфа. У него там было ну очень густо... И вот мы все это сушили, а хозяйка параллельно затеяла тесто под пирожки. Ибо тут по субботам положена баня и кулинарные изыски.

Когда камешки просохли, мы их все описали и обработали: каждый пронумеровали и внесли в таблицу. Где-то около часа вссе работы были завершены. Я подумал, что настало время сгонять на гору Бугуртак, пока погода не испортилась. Взял хозяйский велосипед и отправился. До горы от нашего дома ровно 12 километров на юг. Дорога заняла 45 минут. У горы я спрятал велосипед в папоротники и за 15 минут взобрался на вершину по крутой северной стороне. На моих часах было 15:00, хотя они несколько отстают. Выяснилось, что гора имеет как бы три вершины: самая высокая малоинтересна, потому как ровна и вся поросла лесом, а две другие очень симпатичны, они обрываются вниз крутой скальной стеной и сверху изюмительные виды. Такой кусочек Крыма, втиснутый в Сибирь.

Бугуртак, вид на юг - это я Бугуртак, южная вершина


Странно, что курагинцы тут не бывают. Идеальное место под пикники и молодежные тусовки. Так же удобно для медитаций и поиска святых вибраций. Плоские площадки с хорошими видами, красивый березовый лес, скалы. Напрашивается буддийский храм с садом камней.

В 16:15 я решил двигать обратно, и в 17:00 был дома. Как только вошел на кухню, застал три кучки пирожков. Почти сразу подтянулся весь женский коллектив(Василиса, Люба, Анастасия, Валя). Ваня держался стойким оловянным солдатиком, вперив взгляд в монитор компьютера, но в итоге у стола с 25-ю пирожками и 4-мя женщинами оказался и он.

Так и прошел вечер, в полном бездействии. Мы устали за неделю и нам ничего не хочется.

9 августа воскресение. Релаксация.

На сегодня был запланирован визит к петроглифам, но в 10:00 позвонили и сообщили, что все срывается - машина сдохла. Чуть позже поступило предложение поехать в Ирбу - там был металлоделательный завод и сейчас сохранился музей минералов. Васильеву надо посмотреть на эти минералы, поэтому в половине 12-го они с ваней отправились на автобус, а я остался - мое увлечение минералогией прошло еще в школе.

Вместо Ирбы я увелосипедился в центр на поиски интернета. Но в воскресение в Курагино закрыто все, кроме рынка и церкви. Рынок оказался малоинтересен, а единственная в селе церковь как раз наоборот, весьма симпатична. Хотя бы тем, что она вся деревянная. Я таких видел мало.

Днем сидел дома, читал книжки про авианосцы и базарил с хозяйскими дочками о местной жизни. Хозяйка сварила громадную бадью супа....

Вечером зашел в гости к Василисе, а за мной явился Ваня с двумя бутылками вина... Потом принес третью... Так что конец этого дня я помню очень смутно.

10 августа. понедельник.

Утром С.А.Васильев собрал вещи и уехал в Абакан. У нас впереди целые сутки свободного времени. Утром я сгонял в центр, залез в интернет, и узнал, что в Красноярске меня вроде бы могут вписать, знать бы адрес. К некоторому своему удивлению, за час я просадил 100 рублей. Вернувшись в дом, я сварил на нас с Иваном пельменей (в холодильнике имелась банка деревенской сметаны) и стал думать, куда податься. Мне надо было сгонять до села Бугуртак, поискать места под лагерь на следующий год, но порыва на этот подвиг не было. Внезапно явилась Василиса с предложением поехать туда на ее Тойоте. Я согласился. Путешествие на Тойоте с юной Василисой, не имеющей прав, представляло собой довольно экстремальный спорт. Но мы никого не сбили и ментам не попались, хотя они и показались пару раз у села Рощинское. Однако, далеко за бугуртак не заехали - дорога стала неудобной для низкосидящей японской машины. Вернулись.

Дело надо было доделывать. В 15:00 я взял велосипед и отправился в Бугуртак снова. Удалось обогнуть гору и проехать довольно далеко полями. Блуждание было долгим и утомительным. На обратном пути завернул к нашим шурфам. Вокруг как раз скосили овес. Тишина, вечернее грустное солнце.

Часов в семь я был дома. Зашел к Василисе: телевизор показывает Медведева, который грозно напоминает о своих полководческих талантах. В кадре танки, танки, погоны, автоматы и улыбающийся Какойты.

Вечер прошел без событийно: что-то ели, что-то пили, я собирал вещи, зашивался и чистился. Хозяйские дочки заходили прощаться.  Завтра ехать в Абакан.

11 августа вторник. Абакан.
Проснулись около 06:00 (в Москве 2 часа ночи), вяло собрались. За окном рассвет, верхи крыш уже в лучах восходящего солнца. Тишина. Хозяйку будить не стали, и тихо ушли, никем не замеченные. Как раз успели на автобус, который за 11 рублей завез нас к автовокзалу. В 08:10 уходил автобус на Абакан - на удивление приличный корейский автобус. И народу мало совсем.

Мелькнула знакомая стела на выезде, мелькнуло Кочергино с его скалами, мелькнули курганы в степи. Говорят, сейчас все почти курганы распаханы, а где-то в Хакасси есть непаханый участок и там видно, на что была похожа эта земля до прихода русских. Там курганы вообще везде.

гостиница09:50 - прибыли в Абакан.Дошли до гостинницы "Хакассия" и узнали, что сутки тут считаются не с 12 до 12, а с момента вселения. На нас все уже было запронено, и мы вселиись. Третий этаж, комната 416. Две кровати, телевизор, зеркало, ванная. Нас сразу предупредили, что воды во всем Абакане нет вообще. Для бытовых нужд набрана ванна холодной воды...

Я добежал до интернета, чтобу успеть в дешевое время (до 11:00). Новостей никаких. Пошел искать еду. Как я уже писал раньше, в Абакане еду найти сложно. По неопытности я миновал ресторан "Абакан", решив, что это слишком пафосно. Нашел "кофе-хауз" и некое "бистро". На них написано, что работают круглосуточно и без выходных. На том и том замки. Так устроен город: у автовокзала продаются беляши, а еще есть мажорная пиццерия и мажорный ресторан "Сербский дворик", и почти ничего промежуточного. Мне повезло и я нашел блинную. Вывеска повешена так, что попытка войти приводит вас в магазин женского белья. Но я разобрался.

это яВернулся в "Хакассию". Как раз пришел С.А.Васильев. Меня вызвали для рассчета и вручили мне мои заработанные деньги. Я предполагал, что будет прмерно 3-4 тысячи, но мне вручили 20 000. Что-то много. Почти 600 долларов. Непонятно, куда их девать и как таскать с собой такую уйму денег. С учетом уже имеющегося мне хватит года на три блужданий по миру... Это надо обдумать.

Васильев отвел нас в ресторан "Абакан". Заведение оказалось вподне доступное и человечное. Я стал напоминать себе золотоискателя, который вылез из лесов Калифорнии с мешком золота, продал его, и теперь пытается прогулять полученные доллары в провинциальных городках.

 

 

Петербург-Москва-Хакассия
Хакассия
Абакан-Владивосток
Владивосток

 

Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.022511959075928 сек.