На главную Страны Индонезия Подъем на Мерапи (2009)
Подъем на Мерапи (2009)
Итак, Мерапи-Суматранский. Не очень высокий - 2 890 метров - но очень активный вулкан. На вершину ведет тропа из поселка Кота-Бару. Наверное, есть и еще тропы, но эта основная и самая удобная. Кота-Бару находится на высоте 1 200, кратеры на высоте 2 600 плюс отдельные вершины поднимаются до 2900, так что пройти надо примерно 1,5 километра вверх и 5 километров по горизонтали.

Вулкан довольно плотно посещаем и несколько замусорен. Но это так почти везде.

Туристы обычно поселяются в Букиттинги и утром их на байках привозят в Кота-Бару (10 кило от города по трассе на Паданг) и немного вверх до конца асфальта. Способ неплохой, тем более что в Букиттинги есть некоторое количество CS-вписок. Можно упасть ночевать в самом Кота-Бару. Отелей я не заметил, но в городке есть несколько мечетей и большой пустоватый рынок, где легко поставить палатку. Там и еда как раз под боком. Третий способ: днем начать идти вверх, пройти четверть маршрута и поставиться лагерем где-нибудь на полянке около воды. Я видел местных восходителей, которые так и поступили.

Кота-Бару Кота-Бару
Кота Бару, мечеть. Основная улица
Тропа наверх начинается прямо от основной трассы. Она опознается по рядом стоящей вышке сотовой связи. Тут это единственный поворот на восток. (Кстати, тропа на вулкан Синггаланг ведет из другого села, Pandai Sikat) Надо пройти метров сто по этой дороге - вышка будет справа - и повернуть направо, в сторону этой вышки. Дальше вы идете все прямо и прямо, серпантином вверх мимо бамбуковых домиков (можно прятаться от дождя или спать) до момента, когда дорога упрется в некую огороженную сеткой вышку. Там будет поворот налево - вам туда.

дорога на Мерапи

...Я вылез из палатки около шести, обнаружил, что почти все в городе закрыто и только в углу рынка функционирует едальня. Я взял там жареного риса за 6 000 и еще одну дозу мне завернули в газету. В 7:20 я был на повороте с трассы, и двинулся вверх. Минут через 10 начался мелкий дождь, пришлось прятаться под крышу. Так, перебежками от крыши к крыше, я добрался до упомянутого выше поворота. В этом месте я решил избавиться от лишних вещей - завернул все в палатку и засунул поглубже в бамбуковый куст. Как раз, когда я этим занимался, явились двое - индонезиец Ю и бразилец Педро Фернандес. Они приехали на мотоцикле из Букиттинги и собирались идти наверх. Так нас образовалась группа.

тропа

От поворота около получаса идти узкой дорожкой мимо огородов до строящегося домика, лично мы прибыли к этому домику в 8:30. Интересно, что там под домиком валялись сухие доски, так что огонь при случае тут можно организовать... Сделали паузу, пообсуждали экономику Бразилии... Кстати, домик это последний, выше их не будет.

домик

Тронулись дальше. Дорога - тропишка, усыпанная бамбуковыми листьями. В одном месте - родник прямо у тропы. Потом - бамбуковый мост, слева от которого подход к воде. Чуть позже еще родник. Справа и слева много ровных площадок со следами кострищ. Наверное, модное место для пикников.

В какой-то момент тропа стала идти круче. И вот если на Мерапи-яванском этот участок представляет собой земляную тропу, промытую до состоянияя канавы, то здесь все плотно переплетено корнями, поэтому не очень скользко, вот только утомительно прягать с корня на корень. И так почти вся тропа - процентов 70. Корни. Вокруг - тропический лес. Когда мы шли, этот лес тонул в глубоком густом тумане, так что было мрачно и сыро. И потом до самой вершины я не заметил ни одной сосны - только бамбук, лианы и прочее тропическое. В этом лесу меня впервые за этот сезон атаковала lintah (сухопутная пиявка). Она успела прокусить мне ногу и нога долго потом кровоточила.

В какой-то момент из-за дерева показался Василий Лященко, жующий плюшку. Оказывается, он приехал в Кота-Бару вчера днем, ждал меня где-то у поворота, потом поднялся по асфальту и устроился спать под одной из многочисленных крышь. Теперь вот пережидал мелкий дождь и отбивался от пиявок. Так наша группа увеличилась до 4-х человек. Идем... Неожиданно встречаем трех французов с гидом - два парня и дама. Это когда ж они начали подниматься, если в 10 утра уже внизу? С одной стороны, так и делется - подъем надо начинать как можно раньше, пока ясно. Но в эти дни по утрам отчего-то дожди, и французы ничего кроме облаков не увидели.

французы

В какой-то момент дождь усилился. Мы схоронились под большим деревом. Хлестало прилично, хотя лес несколько гасил силу дождя. Я нашел большой сухой сук и решил измельчить его на костер. Ю выделил зажигалку. Но с костром не вышло - сук плохо измельчался даже моим ножом. Оказалось, что сталь у моего ножа не очень хорошая, и в какой-то момент он даже слегка погнулся. Не ожидал я такой подставы от малайцев... Педро сказал, что все же пойдет, и они с Ю ушли, прячась в свои дождевые накидки. Мы с Василием еще немного поэкспериментировали с костром, потом бросили это дело. Зато с помощью тента набрали в бутылку дождевой воды.

В полдень дождь поутих, мы двинулись дальше. И тут встречаем Педро - он говорит, что там наверху все равно тучи, а он не хочет там ночевать, так что лучше уж он вниз... Ну, а мы все же упрямые, мы пошли дальше. Тропа грязная и скользкая.
тропа на Мерапи

Местами тропа правращается в канаву, причем эта канава сверху завалена хворостом и превращена в туннель. Продираться такими туннелями несложно, но оказываешься весь в грязи и в воде.

тропа на Мераппи

И вокруг все тот же бесконечный тропический лес... Странно. Миновал узкий каньон, по которому бежал ручей. Вылили дождевую воду, набрали местной - она вкуснее.

тропа на Мерапи

И вот наконец, где-то на пятом часу нашего движения, лес постепенно измельчал, пропали высокие стволы, бамбук, появилось что-то высокогорное, смутно напоминающее клюкву. Хотя клюквенно-болотистых запахов, как на Мерапи-яванском, я не заметил. Этот участок мелкого леса тут совсем невелик. Он быстро кончился и пошла тундра. Оценить высоту сложно - идем в густом тумане. Тундры и вулканической осыпи было немного. И вот в 13:40 вдруг стало видно, что вверх больше идти не надо - мы вышли на вершину, которая нам была видна как некие каменистые холмы в тумане. Поднявшись повыше, обнаружили плоскую поверхность ровного черного песка и озерцо.

Мерапи (Суматра)

Еще совсем немного вверх, и мы вышли к краю большого кратера, заполненного не то туманом, не то паром. То есть, тропа ведет прямо к кратеру, тут не надо ползти по крутым склонам, как это бывает на многих вулканах. Тут можно разбивать базовый лагерь прямо на вершине. Когда ветром снесло туман, я немного пофотографировал кратер. Это оказался не основной, а старый, неработающий. На дне - вода и немного пара.

кратер Мерапи, кратер Мерапи, кратер
Вид вниз. То же немного сбоку Играем в Горлума.

Чуть дальше - новый кратер. Он частично сливается со старым и их разделяет небольшая седловина. Новый кратер вполне себе живой - из него поднимается столб белого дыма, а внизу что-то шумит. Я подозреваю, что там кипит дождевая вода, от нее же и пар. Кстати, сильно пахнет серой.

основной кратер

Что там внизу - не видно, кратер очень глубокий, с отвесными стенками. Видно только пар и больше ничего.

Мерапи, кратер

Итак, мы вышли к старому кратеру предположительно с запада и обошли его и новый слева, с севера. Там даже тропа протоптана по пеплу. Можно ли его обойти справа - я не проверял. С высокого края нового кратера видна небольшая равнина севернее, и на этой равнине - два больших провала. Где-то на Фликере я уже видел фотографии этих дыр.

вершина Мерапи

Пейзажи совершенно марсианские. Особое состояние мироздания - мир до появления жизни. Тут растут кое-какие кустики, но ничего серьезного не успевает укорениться. А в стороне равнина - совсем старый кратер - там все заросло и все зеленое, жизнь победила. Так вот смотришь на камни и испарения, и очень живо ощущаешь, что вот так выглядела вся планета сколько-то миллионов лет назад. Вот так же что-то шипело и бурлило и неуверенно синтезировались первые белки...

иду
вулкан
растение

Как уже говорилось,  дальше имеется довольно высокий хребет, поросший лесом. Видимо, совсем древняя часть вулкана. На моей фотографии (ниже) не видно, но там на равнинном участке есть озерцо. Если вода там пресная (а не кислота) то в тех местах вполне можно стоять лагерем, дела вылазки к кратерам. И даже во время извержений там, я думаю, можно тусоваться. Надо бы только пройтись до того леса и проврить, что там лежит. То есть, падает ли туда что-то во время извержений или же все же недолетает.

дальний хребет

Неожиданно свалилось чувство голода и мы прикончили свои запасы: Вася поглотил банку сгущенки, а я свой наси горенг. Где-то в 15:00 подумали, что пора бы спускаться, но задержались около основного кратера...

Странные изменения сознания посещяют меня на вулканах. Возникает что-то вроде опьянения, совершенно немотивированный ажиотаж и эйфория. То ли это от серы, то ли от разряженного воздуха, то ли еще от чего. Это отчасти помогает подниматься - забываешь про усталость начисто, ноги сами несут куда-то вперед. Но все же контролировать себя надо, а то мало ли.

кратер Мерапи, кратер

В итоге только около 15:40 мы двинулись вниз. На наше счастье туман немного разошелся и дорогу было видно довольно хорошо. От начала тропы даже было видно Котабару внизу и склоны Синггаланга. Но весь вулкан прятался в облаках. Двинули вниз... Вот как выглядит тропа в ее верхней части:

тропа

На спуск у нас оставалось часа два с хвостиком, так что на остановки времени не было. Я зайцем прыгал с корня на корень, мечтая как можно быстрее оказаться там, где есть чай и где можно спать. Мечтал о пиве, потому как восхождение сильно действует на нервы. Очень не хотелось быть застигнутым тьмой и ночевать в сыром лесу.

Спуск занял часа три. В сумерках я вышел к первому домику, и когда темота сгустилась, я уже был на асфальте. Вася куда-то затерялся. Ноги не болели, но слабость ощущалась. На пределе сил я дохромал до Котабару, свалился в кафешку, где сидел вчера, и первым делом хапнул бутылку "Бинтанга". За злодейские 19 000, но тут уже не важно. Не знаю, кому как, но мне такие вылазки сильно вздергивают нервную систему. Образуется непонятное перевозбуждение, которое лучше гасить. Хотя бы для того, чтобы заснуть спокойно.

Итак, мы застали кусочек солнца и кое-что увидели. Синггаланг так и не показался, и море тоже посмотреть сверху не удалось.  Сильно промокнуть и проголодаться не успели. Но вот ноги потом болели дня три и 14-го числа я все же решил не подниматься на Керинчи. Любой вулкан требует как минимум 5-ти дней релаксации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Хороших карт этой местности я нигде не встречал, но вообще в природе имеется следующее... Относительно внятно прорисованы деревни на картах в "Лонели Плэнете". Вот только железная дорога у Котабару или отсутствует, или хорошо замаскирована.

карта

А гугльмэп дает неплохую прорисовку местности, с горизонталями. Вот только не показывает Котабару и дорог вообще. Причем на спутниковых снимках  Котабару попадает в квадрат высокого качества, а сам вулкан - пока нет.