На главную Страны Китай Автостоп в Китае Марис Валдатс. Зайсан-Непал
Марис Валдатс. Зайсан-Непал

авторЕхали мы в двоем с другом в августе-сентябре 2002 года. Маршрут у нас был запланирован чисто "динецкий" и стиль передвижения тоже - большие расстояния ехали цивильно, а где-то стопили. Китайскую визу сделали в Риге - у нас это (наверное как и в Москве) по приглашениям. Приглашение мне пообещала написать одна моя школьная подруга, которая учится в Шанхае. Через какое-то время она действительно прислала факс, состаящий из иероглифов, среди которых торчат наши имена и номера паспортов, да еще в верхнем углу мелкими буквами написано "Shanghai Theatre Аcademy".

Берем эту бумагу и идем в посольство. Протягиваем его, улыбаемся, говорим "дайте визу". Тетка изучает приглашение и спрашивает: "А вы там едете петь или танцевать?" Улыбаемся еще шире и говорим - "и то и другое". Заплатили по 10$ и через неделю получили месячную студенческую визу. Еще сделали обычную месячную визу России и под этими двумя получили еще и трехдневний Казахский транзит. По этой причине решили, что через Казахстан надо ехать как можно короче.

Доехали до Новосибирска, оттуда - на Семипалатинск (прикольно было на границе - на Российской стороне все цивильно, а старшему Казахскому пограничнику было лет где-то 15). Оттуда автобусом доехали до Зайсана, от которого еще где-то 100 км. остается до самого северного пограничного пункта "Майкапчигай". Там удачно застопили пограничников, никто кроме них, по-моему, там не ездит. Казахцы пропустили нас быстро, правда, они поставили выездной штамп не только на ихней но и на моей Китайской визе, но уверяли потом, что ничего плохого от этого не будет.

КИТАЙ

Янис КруминьшГраницу проходили пешком - там довольно широкая нейтральная полоса. На казахской стороне надо пройти каких-то трое ворот, у каждых охранник пожимает нам руку и провожает нас взглядом. На китайской стороне ворота закрыты, махаем руками, минут через 10 кто-то все-таки нас заметил. На границе мы провели примерно 2 часа, расспросили нас по 3 раза, посмотрели все наши книги, лекарства, 3 раза я полностю выкладывал все содержимое своего рюкзака. От моего напарника они очень хотели, чтобы тот подарил им презерватив, и после того, как он это сделал, нас отпустили... Про деньги ничего не говорили, но спросили бумагу, что у нас нет СПИДа, а когда мы сказали, что нет у нас такой, грозили штрафом 100$. Но потом какой-то другой мужик сказал - пусть нас отпускают. Все это происходило на таком английском, который больше похож на китайский, и многое, что нас спросили, мы не поняли. Этот мужик потом оказался таксистом, и говорил, что, мол, он нас выручил и сейчас мы должны ехать с ним до города за 100Ю. Но как-то мы от него отделались...

Китайцы нас долго расспрашивали, На Китайской стороне велись какие то обширные дорогостроительные работы, поэтому стопить было труднее да и не понятно куда; все-таки разобрались как-то и поехали в сторону осера Ханас - на самом севере, где Российская граница. Вообще там много денгопросов, но в основном это казахи, китайцы как-то этому еще не научились. Озеро Ханас находится в заповеднике, где платный вход, да еще эта територия является закрытой для иностранцев, и разрешение надо получать в городе Буэрдзине (за правописание не ручаюсь), говорят это легко, но стоит 50Ю. После долгих разговоров нас все-таки пропустили и без него. Денек там погуляли (красиво там...) и двинулись обратно в Буердзинь, откуда автобусом доехали до Урумчи, от которого дальше тоже автобусом - в Турфан. Турфан - якобы самое жаркое место в Китае, но за то там замечательный виноград из которого там сделано много тенистых аллей, много древних достопримечательностей по окрестностям и билярд в свежем воздухе на каждом углу. В Турфане мы единственный раз согласились на экскурсию - в микроавтобусе местный нас и других туристов развозил по всяким достопримечательностям. Вход везде платный (дорого платный), где-то можно было и перелезть через забор, но только одно место было действительно интересное - такая узкая, длинная долина между двумя голыми скалами - это описано в ЛонелиПланет. От Турфана на поезде поехали в Кашгар, где провели каких-то три дня (отель "Seman" - 15Ю за день), а потом поехали по Каракорумскому шоссе, сначала на озеро Какакуль, а потом дальше - в Ташкурган (всю красоту этой дороги не опишешь) от которого обратно на автобусе в Кашгар. Следующим днем автобусом доехали до Ечена, откуда собственно и начинается дорога в Тибет.

ТИБЕТ

На этой дороге машин мало, все хотят денег, и безплатно проехатьнам не удалось. Там есть два полицейских поста - один где-то 150 км. от Ечена, другой - 150 км. от Али. Довез нас один грузовик до первого поста и выпустил где-то в 5 утра в 2 км. перед постом. Сначала думали обойти пост по горам, но в конце это оказалось почти нереально (дорога идет по долине, вокруг горы). Ну так пошли вперед, что будет - будет. Прошли мимо какого-то шлагбаума, все спят, никого нет, поселок уже кончается, и вдруг еще один шлагбаум и полицейский. Он нас уже заметил, так что ничего делать - смело идем к нему и говорим, что едем в Али. Ничего, записал нас в журнале и пропустил. Так мы и не поняли, почему нас не завернули, может там действительно сейчас всех пускают, или не проснулся еще полицейский. Так застопили новый грузовик и через 4 дня уже были у второго поста. Там уже, наученные предыдущим, рано утром прошли мимо пешком, а дальше застопили какого-то армейского джипа (ехал он точно от этого поста, ничего другого там нет) а потом и целый автобус с армейцами. В автобусе были и пару местных, с которых они брали плату за проезд, а туристов возили безплатно. Эх, люблю я китайцев в формах...

После первого полчаса в Али к нам подошла молодая женшина в форме и на удивительно хорошем английском спросила, есть ли у нас пермит. Сказали мы, что нет, и тогда она попросила, чтобы мы завтра зашли к ней в офис, заплатили штраф и взяли пермит. Отвезла она нас на какой-то дешевый китайский отель и обещала утром к нам заехать. Утром она действительно приехала на такси, за свой счет отвезла нас в полицию. Я так понял, что она является местной начальницей, которая занимается иностранцами. Она сказала, что так как мы прибыли нелегально, нам надо будет заплатить штраф 300Ю, а потом она нам оформит пермит на южнотибетскую дорогу (включая Кайлас) и продлит визу на месяц (у нас осталось где-то 6-7 дней). Забрала паспорта но через какое-то время приходит она обратно и спрашивает, что это такое на моей визе. Я говорю - это тупой казахский пограничник по ошибке свой штамп поставил. И тут наша эйфория кончилась - она куда-то звонила, спрашивала, что со мной делать, но в конце концов ей из Лхасы ответили, чтобы нас послали обратно в Кашгар. На сколько я понимаю, ситуация такая - в Лхасе сидит главные, которым иностранцы не нравится, а в Али отношение хорошее. И только решать надо в Лхасе, так она говорит - поезжайте ну-ка все вон. Как-то вовремя не сообразили, что не надо пускать ее звонить (надо было уговорить, виза то продливается анулируя предыдущую и вклеивая новую, но не знали мы это) и сейчас она уже везет нас опять на такси за свой счет, покупает нам булочки на дорогу и идет договариватся с дальнобойщиками, чтобы отвезли нас в Кашгар (за наш счет).

Договорилась, попрощались, и пошли последний раз гулять по городу. Вдруг видим надпись "Tibetan Antilope Travel Co" а там несколько японцев сидит. Оказывается, завтра будет автобус в Лхасу, который может отвести и нас (400Ю), никакие посты его не проверяют (едет он по саверной дороге). Так что делать - уходим на ночь из города (Эта женщина тем и занимается, что ходит по городу и ловит иностранцев, не надо нам попадатся ей в глаза, а город то состоит из 5 улиц) а вечером следующего дня уже заходим в Китайский спальный автобус, который через 3 дня привозит нас в Лхасу. В Лхасе много чего интересного, но через пару дней у нас кончается виза. В Лхасе ее можно продлить только на три дня и только для того, чтобы покинуть Тибет (надо предявить билет). Самый дешевый - автобусный на Голмуд, поэтому идем на автовокзал, покупаем 2 билета в Голмуд, несем в полицию, там мы уговорили продлить на 5 дней, под предлогом того, что в Голмуде будем в выходные и никто там нас визу опять не продлит, а потом несем билеты обратно на автовокзал и сдаем их обратно теряя 10% их стоймости (где-то 20Ю).

Еще через денек двинули мы в сторону Непала - с начала автобусом до Шикадзе и Лхадзе, а потом стопом (увы, платным). На границе мы были вечером того дня, когда нам кончается виза, но граница была уже закрыта. Дежурный говорил, чтобы мы приходили утром, ничего плохого с нами не сделает. Утром нам задали грозный вопрос, почему виза просрочена, мы ответили, что были тут уже вчера, и нам великодушно позволили покинуть территорию Поднебесной...

Потом мы провели месяц в Непале (2 недели болея, и две в горах) а потом благополучно улетели домой (летать было чуть не дешавле, чем делать визы Индии, Пакистана, Ирана,..)