Менталитет

Последняя редакция 15 января 2005

 

Для самостоятельного путешественника менталитет местного населения, как вы понимаете, является первичным фактором, от которого в основном зависит все его, путешественника, существование. Так вот, в Китае он сложен. Поэтому и автостоп в Китае требует некоего навыка. В.Динец некогда писал, что путешествовать по Китаю легко, ибо "...на Востоке издавна нет более почетной, престижной и любимой народом профессии, чем бодячий святой." Тут он не до конца прав, ибо культ странника, существующий в буддизме, не прижился в Китае вместе с самим буддизмом. Образ странника и монаха не вписывался в конфуцианское мышление - это стало основным препятствием на пути распространения буддизма. Человеку вроде бы полагается сидеть дома, развиваться в рамках семьи и формировать социальную ячейку государства. Я хорошо представляю себе первых несчастных буддийских монахов в китайских деревнях. "Вы идете в Лоян?! Пешком?!! Но это далеко? Хотите здесь ночевать?.. Но... У нас нет отеля... Может быть, стражу вызвать? Зачем? Ну... На всякий случай..." Но, кстати, именно буддийские монахи сейчас в Китае лучше всех понимают идею автостопа. "Идете в Ланьчжоу? Пешком? О, это очень хорошо."

Теперь вернемся к современности...

 

Самое главное, как уже говорилось - в Китае не знают такого способа перемещения, как "бесплатные попутные машины".(Хотя понятие "попутность" в языке существует.)

 

В Китае слишком много рейсового транспорта. Здесь нет проблем с перемещением. У кого совсем мало денег, пользуется велосипедами. Увидев вас на трассе, все решат, что вам нужен автобус - других вариантов люди допустить не могут. Отсюда и незнание некоторыми водителями некоторых основных принципов подвоза. Например.

 

Китайские водителям в большинстве случаев знакомо понятие "довезти", но совершенно непостижимо понятие "подвезти". Например, вы говорите, что "едете в Шаньтоу", а водителю с вами по пути только до половины расстояния - и он отказывается вас везти. Потому что едет не в Шаньтоу. Ему непонятно, как можно высадить вас на пустой трассе вдали от автобусов и отелей. Китайцам вообще свойственно стремление решить ваши проблемы все сразу и сейчас. Они не понимают, как можно решить часть проблемы. Вам будут предлагать деньги; позвонить домой; привести полицию; что-нибудь еще с тем, чтобы уже сейчас все ваши проблемы были решены. Очень трудно убедить человека, что он уже сделал все, что мог - довез вас до этого города - а остальное вы решите сами. Трудно объяснить, что от него требуется только подвезти, а не искать вам ночлег, еду и тп.

 

Поэтому проще поймать машину на 500 километров, чем на 20. Отсюда ваше продвижение будет напоминать блошиные прыжки: то вы долго стоите на одном месте, то вас берут сразу на далеко. Повторю, автостоп тут неизвестен, а везут вас только по своей национальной доброте. Другое дело, что доброта у всех проявляется по разному.

 

Отношение местного населения формирует такую картину: вас охотно и часто кормят, вы двигаетесь медленно с долгими зависаниями; и вас никто не вписывает вообще.

 

Отношение к еде тут удивительное. Фуры кормят опутчиков в 99% случаев как нечто само собой разумеющееся. Никто не спрашивает, хочешь ли ты есть. Фура просто сворачивает в положенное время к "цаньгуаню" и все идут есть. Однажды мы стояли в пробке в Сычуани, я с утра ничего не ел, поэтому дошел до едальной палатки и взял миску каких-то овощей. Водители спросили, зачем я это взял, когда все равно есть через полчаса? Я мог бы спросить: "откуда мне знать, что вы меня пригласите есть", и на меня посмотрели бы, как на идиота.

 

В смысле вписывания у китайцев существует некий неодолимый психологический барьер. Вопрос "нельзя ли здесь спать?" повергает их в растерянность. Они готовы на все, совсем на все, но... Но всему есть границы. И пустить человека ночевать - это как раз за этой границей. Вам лучше дадут денег на отель. А самое главное, могут вызвать полицию для решения ваших проблем.
Эта китайская привычка вызывать полицию по каждому поводу создает массу трудностей. Когда-то я полагал, что если найти к человеку правильный подход и объяснить свою сущность, то он решиться пустить тебя ночевать. Но в реальности оказалось, что именно возможности что-то объяснять не будет - является полиция и разговаривать приходится именно с ней. А явление полиции - это первый акт сложной церемонии явления всяких лиц в форме.

 

Примечание: из любого правила есть исключения. Андрея Миронова в городке Наньдан (ГЧАР) пригласили домой ночевать и местная девушка даже зашила ему рубашку, чем он в тайне гордится до сих пор.

 

Отношение к иностранцам. Китай - это такая страна, которая живет для себя. Этим он резко отличается, например, от космополитичной Монголии. Китайцы мало думают об иностранцах, они не затруднятся изданием словарей, карт на английском языке, созданием англоязычных вывесок на отелях и тд. Мы - иностранцы - им, в сущности, не нужны. Отсюда и сдержанное внимание к случайным путешественникам. Здесь нет безумных толп детей, орущих "hello, mister!", общительных студентов, заманивающих в общаги, и сельских жителей, устраивающих шоу "приглашение туриста в деревню". Интерес-то, в общем, есть, и народ на улице оборачивается, но использовать его в своих целях затруднительно.

 

Мне не удавалось заинтересовать их даже фотографиями с видами Петербурга. Самой эффективной вещью оказалась нарисованная от руки карта Китая, подписанная иероглифами, с обозначением моего маршрута. Китайца можно заинтересовать только Китаем.

 

Примечание: гуманизм и его последствия. Китайцы по натуре люди добрые(что понятиям нашей циничной цивилизации иногда воспринимается как глупость), а на иностранцев влияет еще и некоторый фактор безнаказанности, то есть им многое прощается. К сожалению, некоторые этим злоупотребляют. В Китае легко выпросить денег или еды, влезть в кассу без очереди, взять что-нибудь без разрешения и так далее. В этой среде важно следить за собой и не дать себе морально разлагаться. Русские люди иногда ведут себя в Китае неадекватно, чем уже заметно скомпрометировали себя в приграничных районах Маньчжурии. Не уподобляйтесь этим людям. Уподобляйтесь китайцам.

 

Хелперы. Они бывают двух типов - первые безобидны, они только будут скапливаться вокруг вас и пытаться объяснить, что автобусная остановка не тут, а вообще-то вон он, автобус, лови его скорее... Второй тип, порождение капитализма, встречается в крупных городах, в Пекине и кое-где у Стены - это предлагатели всяких ненужных услуг - отелей, ресторанов, баров и пр. Обычно западные туристы употребляют против них фразу BU YONGLE (бу юнлэ) - "не надо!", а П. Лагуткин изобрел такое: WO BU SHI MEIGUOREN, BU YONGLE! - "Я не американец, не надо!" По его словам, действовало весьма эффективно.

 

Торговля. Китайцам не свойственно обманывать людей - они могут всучивать вам самые дорогие билеты на поезд, но в деле обмена валюты ведут себя в основном честно. Когда я покупал атлас в городе Тайюане, мне объяснили, что он стоит не 8 юаней, как написано на нем, а всего 7, ибо цена почему-то уже снизилась. Китайцы не так влюблены в торговлю, как мусульманские народы, поэтому и китайские рынки не так зрелищны. Здесь, как мне показалось, не принято обвешивать и обсчитывать. Но и торговаться здесь не очень любят. Цену на товар можно сбить(и очень часто, процентов на 20-30), но вам пойдут навстречу скорее просто из желания помочь, чем из коммерческого азарта. Сказанное не относится к Уйгурии.

 

Женщины. Этой проблемы в Китае как бы не существует. Я имею в виду, что тут нет никакой половой сегрегации, к женщинам относятся с полнейшим равнодушием и никаких ограничений на их существование не накладывается. Скорее всего, в мусульманских районах Ганьсу, в Нинся и Уйгурии сказывается исламский фактор, но все же с поправкой на государственную политику.

 

Тут вообще очень мало моральных запретов. Атмосфера хипповской тусовки. Мне кажется, если у женщины на одежде чего-то расстегнется, этого никто не заметит, или не обратит внимания. Иными словами, не стоит бояться, что водителя чего-то "зацепит".

 

Таким образом, проблем у путешествующих женщин быть не должно, но и как приманка на водителя они тут тоже, наверное, малоэффективны.

 

Полиция . Она бывает примерно трех типов. Это обычная полиция; служащие "тулгейтов" и имиграционная полиция. У каждой группы свои принципы поведения.

 

Обычная полиция. Китайцы народ добрый, но их жизнь за века систематизировалась. Если они видят, что у человека проблема - они зовут полицию, ибо решать проблемы - это их дело. А автостопщика они почти всегда воспринимают, как человека с проблемой.

 

Полиция не всегда вредноносна, но лучше с ней не пересекаться. Иногда она не обращает внимание на то, что вы стопите на автобане, но бывает, что забирает и увозит вас с автобана в ненужное вам место. Если местные жители увидят вас на автобане, они скорее всего вызвонят полицию, так что не стойте на одном месте.

 

Мне показалось, что полиция редко проявляет активность сама. Но если ее призовут местные жители, то есть, при поступлении сигнала - она начинает быть въедлива и утомительна.

 

Полиция сама по себе не вредна, беда в том, что часто она воспринимает вас как попавшего в беду. Английский язык ей обычно неведом, поэтому она может постараться забрать вас к себе вплоть до появления англоговорящего человека. Самое страшное, что может произойти от полиции - это потеря времени. Иногда полиция может проверить документы. Она редко делает это сама, обычно только по чьей-то наводке. Проверка документов - это потеря времени, потому что они будут переписывать содержание паспорта русскими буквами. Большой совет - запаситесь ксерокопиями первой страницы и просто выдавайте их всем желающим.

 

Полиция обычно хочет добра, но она не знает, что для вас добро. Запаситесь плакатиком: "у меня все в порядке". С пятого прочтения вам все же поверят.

 

Китайской полиции не свойственно брать и вымогать взятки. Однако, в Уйгурии сказывается влияние Средней Азии и там это в скромных формах бывает. Уйгурская полиция обладает повышенной вредоносностью - Кислицкую и Яшникову в сентябре 2004 она арестовала под странным предлогом незаконно поставленной палатки, требовала штраф, но потом явилась иммиграционная полиция и всех отпустила.

 

 

"Полиция" по-китайски цзиньча

 

Служащие тулгейтов. Они попадаются разные: от равнодушно наблюдающих за вашим прохождением до упрямо запрещающих вам стоять на автобане. Но в массе это люди добродушные, способные помочь поймать фуру или автобус. Они могут сами объяснить водителю вашу сущность и наладить контакт. Под Дзухаем один такой служащий пытался вписать меня куда-то на ночь, а когда это не удалось, подарил мне мешок всякой еды. Около Чжанчжоу служащая тулгейта написала мне какую-то бумажку - видимо, для упрощения моей жизни. Перевести текст мне пока не удалось...

 

(GONG-AN-JU) Иммиграционная полиция. Это что-то вроде КГБ, только называется по-английски PSB, а по-китайски gonganju(гун-ань-цзу), то есть "комитет общественного спокойствия". В каждом городе есть их офис.

 

Она обычно самая понятливая. Там служат люди с хорошим образованием и отличным знанием английского языка. Я не замечал за ними вредности. Они сразу понимают, кто вы и почему. Они так же могут попробовать засунуть вас в отель, но не проявляют упрямства. Раз уж вас свела с ними судьба - выспросите у них все, что вам интересно. Например, узнайте адрес "Visa Office" в этом городе. Если вы обрели проблемы с обычной полицией - спокойно ждите иммиграционную, она скорее всего вас спасет.

Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.021225929260254 сек.