Великий Канал

Здесь будет рассказано о пересечении Восточного Китая через все его знаменитые города. Долгое время я опасался его перенаселенности и застроенности, но реальность оказалась не так страшна.

 

11 апреля 2007 среда Допрос в КГБ

 

Сегодня у меня были все шансы попасть в Ханчжоу - расстояние невелико и дороги хорошие. Но вмешались обстоятельства...

 

Итак, я заснул в 2 часа ночи на обочине автобана, а проснулся в 8:00 от того, что солнце нагрело тент. Солнце! Оно появилось, пусть и слабое! Я раскатал отсыревший от росы спальник и он довольно быстро подсох. Вокруг - бугристые поля в утреннем тумане, утренняя же тишина, и только фуры изредка проносятся мимо. Я собрался, прошел по автобану с километр, и около 9:00 застопилась фура, идущая в Shang Rao. Мне вручили две коробки печенья и странные сосиски со вкусом кукурузы. В абине был телевизор и мне даже поставили фильм про вампиров.

12:30 - фура свернула влево и я вышел у тулгейта. Тут светиться не стоило и я втихаря смылся на автобан. Солнце все ярче, воздух все теплее, можно даже избавиться от свитера! Лето возвращается.

 

Стоять в зоне тулгейтов вообще неполезно - там все просматривается видеокамерами. Я надеялся быстро уехать, но не успел. Подкатила машина тулгейтных полицейских, меня туда засунули, отвезли в служебное здание и велели ждать. И не просто велели, а все устроили по-человечески: принесли большую миску пшеничной лапши, повернули ко мне телевизор. Ну, жду... А времени уже 14:00, а до Ханчжоу еще 387 киломеров. С другой стороны, проблема еды решилась, можно вечером ее не искать, а рвать прямо в Ханчжоу. Я уже решил обратиться к полиции с длинной речью - мол, выведите меня на федералку и я больше не сунусь на ваш автобан. Но - вдруг пришла группа товарищей. КГБ. Оказывается, Шанжао не просто город, а закрытая милитари-зона. Проехать насквозь можно, а выходить нельзя! Группу товарищей возглавлял весьма позитивный и добродушный дядька Чжао Сяо Цзе. Он долго и тщательно объяснял мне, что к чему, меня зсняли на видеокамеру, попросили выпотрошить рюкзак ("Это закрытая зона, так положено...") Все с улыбками. Нашли какую-то китайскую визитку - сфотографировали цифровиком. Вот теперь будут проблемы у кого-то... Нехорошо.

 

В итоге меня попросили расписаться под текстом вопросов. Язык не очень помню. Может быть, даже английский. Во всяком случае, текст соответствовал реальности и я подписал. 16:20 все закончилось. КГБ ушло. Сказали, что полиция поможет с попутной машиной. Интересно - как?

 

Вечерело. Я сидел один в митинг-руме, грелся на солнце, ждал событий. В Ханчжоу уже не попадаю, это и ежу понятно.

 

Плохо помню, что было дальше. В тот вечер я успел проскочить до города Циньхуа в провинции Чжецзян. Опять ночь застала меня на автобане. Это было у развилки, так что я спустился до травы, нашел ровное место и там установил палатку.

 

Интересно, что ночевки в спальнике на коврике начали меня утомлять. Еще осенью я уклонялся от любого комфорта и спал в отелях на полу, а тут вдруг захотелось этого самого комфорта: одеял, подушек... Устаю, однако. Угасает боевой дух. Наверное, с возрастом люди примерно так и меняются.

 

 

12 апреля 2007 четверг Ханьчжоу

 

Спалось не очень хорошо. Ночью холодно и только к утру я немного согрелся. Поэтому проснулся поздно - в 9:00. Вышел на автобан, но уехать не успел - снова образовалась полиция, увезла к толгейту. Долго совещались, изучали паспорт, потом вдруг сказали - автобан на Ханьжоу имеется, но "нот вокинг". В смысле? Не работает? Закрыт? Оказывается - это "not walking", пешком нельзя. оворю - не вопрос, отвезите до следующего толгейта хотя бы? Но они провезли меня километров с 20, вывезли на проселочную дорогу и сказали - вон там Ханчжоу.

 

Я сунулся в атлас - где я? Непонятно. Где Ханчжоу? Какой транспорт тут ходит?

 

Застопился миикроавтобус, довез до следующего города, высадил у большой развязки. Я прошел немного назад, туда, где тень и едальни, нашел вкусную плюшку за юань, потом жареную лапшу с яйцом за 4 юаня. Так поднимал себе уровень оптимизма. Еще полежал на траве, на солнце, заглотил еще плюшку... Поймал грузовичок, который провез за развязку и еще чуть-чуть, потом еще машина на километр. Следующая уже приличнее - почти на 20.И наконец большая цивильная черная машина взяла почти до Ханчжоу, высадив на выезде, откуда были уже видны высотки города.

 

Я все же приехал.

 

Hang Zhou

 

На тулгейте остановилась первая же машина - девушка. Она привезла меня в город и высадила прямо у знаменитого Озера. Было 15:00.

 

Теперь надо было поглядеть город и найти интернет. Ханчжоу обладает всеми общими признаками восточнокитайского города: все очень чисто, цивильно, вылизанные садики, дорогие магазины. Не видно "стритфуда" типа лапши ли плюшек, основательно пахнет Европой. Подозреваю, года через три тут станет так же рафинировано и пластмассово, как в Германии. ... Внезапно обнаружил магазин кисточек. причем дешевых! Имеется и тушь и краски, но уж недешево. К кисточкам я писмотрелся, но покупать решил завтра, на свежую голову.

 

С интернетом в городе негусто. Я нашел его совершенно случайно, причем по 3 юаня. Взял час. Ура, пришел адрес вписки. Австралиец Тилер написал так:

I live in flat 403 of building 10 in Baize Dong. Baize Dong is a side street on Haier Xiang which runs east to west between Yan'an Lu and Zhongshan Bei Lu. Its a bit of a challenge to find if you don't speak the language...

Ну, скажет тоже - челендж... Я моментально нашел улицу Хаэр Сян и вычислил Байзе Дун, которая была больше похожа на обыкновенный двор. Нашел и дом. Было 19:00, хозяин в отсутствии до 20:30, так что я повесил гамак между деревцами и при свете фонаря стал записывать события.

 

После восьми явился и Тилер, восхитившись моим гамаком. Поднялись наверх. Он работает учителем английского, и университет проплачивает ему трехкомнатную квартиру с компьютером. За безлимитный интернет платит сам. И вроде собирается возвращаться домой в Австралию, ввиду чего стремиться избавиться от некоторых вещей. И даже от запасов еды - например, подарил мне какую-то травяную консерву.

 

Сунулся в интернет... ЖЖ не открывается... Пришел положительный отзыв из Нанкина...

 

В эту ночь я спал на нормальном диване под нормальным одеялом. Давно забытое ощущение комфорта. Почти как дома. 7,5 месяцев блужданий по континенту потребовались мне, чтобы полюбить такую штуку, как одеяло....

 

13 апреля пятница Прогулки у Сиху.

 

Весь день провел в Ханчжоу. Утро было прохладное, я отогревался зеленым чаем, который заварил в керамическом китайском чайнике и разливал в крохотную пиалку. С этого дня во мне сформировался такой образ: холодная китайская весна и горячий зеленый чай...

 

Утром вышли из дома вместе с Тилером. Он - в университет, а я - в город. Душа и сердце Ханчжоу - громадное озеро Сиху, оно же Западное. Обойти его по перимеру можно примерно за день. На противоположной стороне - горы. Тилер сказал, что туда ходит автобус и многие ездят на чайные плантации пробовать чай, медитировать на пейзажи и вообще расслабляться. Номера автобусов приведены в англоязычном журнале "Take a bus!". Идея поехать на плантации интересна, но требует времени. Кто окажется в Ханчжоу, обязательно проверьте эту идею.

 

Я же вышел к северному краю озера и пошел по берегу на юг.

 

Берег озера - это симпатичный и чистый парк. Берег выложен каменными плитами. В одном месте в камне вырезана карта древнего Ханчжоу. Местами у воды красивые беседки. Сейчас вспомнинаю, как в далекие 80-е, в период увлечения Китаем, я ездил в Царское Село пить зеленый чай у китайской деревни. А теперь вот примерно то же самое, но живое и настоящее. Так, берегом, я постепенно вышел к тому художественному магазину магазину, который заметил вчера. Зашел... Все кисточки на месте. После долгих раздумий я взял совсем маленькую за 1 юань, одну среднюю за 3 юаня и довольно большую за 13 юаней. Мечты сбываются.

 

На южной окраине озера на горке стоит громадная пагода, но она серьезно огорожена и охраняема. Я обогнул ее и вышел к дамбе, которая пересекает озеро. Я пошел именно по дамбе, потому что так сэкономлю часа два. Вся домба шириной в дорогу, плюс полоса деревьев справа и слева. Местами мостики. Красиво, солнечно, много цветов и гуляющих китайцев. Снова обратил внимание, что китайцы не раздражают даже в виде самых попсовых туристов с фотоаппаратами... Через озеро ходят рейсовые лодки и прямо на дамбе есть один-два причала. Кажется 20 юаней стоит такой переезд.

 

В конце дамбы, на северной окраине озера, очень много всего интересного. Пруды, домики, какие-то беседки. Красивый каменный мостик, снабженный табличкой: мол, построен таким-то чиновником в 14.. году, разрушен в 1965 году, в 1985 реставрирован. Мост построен с нуля, а куски старого так и лежат рядом на газоне. Вот так и надо реставрировать древние памятники - что б хоть куски оставались.

 

В одном месте у моста каменная тумба, и тоже надпись: надгробие великой поэтессы такого-то века, разрушено в 1955, восстановлено (условно) в 1986. Я тогда подумал, сколько же всего в Китае было разрушено в период культурной революции и на что же был похож Китай, скажем, в 1970 году? Страшновато себе представить.

 

На северной стороне озера тоже есть горка и на ней пагода(эпохи Мин), но все свободно и неогорожено. Чугунный шпиль пагоды недавно заменили на новый, а старый поставили тут же рядом на землю, так что можно посмотреть и потрогать. Вокруг - деревья и красивые скалы с тропинками между ними. Интересно полазать по щелям и камням, забраться повыше и посмотреть на Ханчжоу оттуда. В одном месте я обнаружил углубление на вершине скалы - как раз такого размера, что удобно постелить пену и спальник. Интересно было бы вот тут переночевать с видом на вечерний город. И утром пить тут кофе... Окажусь в городе еще раз - попробую.

.......

Круг по озеру был закончен, а домой было рано, поэтому я прошелся посмотреть на начало знаменитого Великого Канала. Ханчжоу и построен-то был именно как город на начале канала. Отсюда начинался транспортный путь товаров с юга в Пекин. Канал действительно тут есть, но больше напоминает нашу Фонтанку, ничего великого в нем не ощущается. Но сам факт... Канал.

........

 

планы

 

У Тилера на стене обнаружилась хорошая карта Китая. Это позволяло помедитировать на нее и продумать маршрут. Я занялся логистикой. Итак, из Ханчжоу прямая дорога на Нанкин, но стоит сделать крюк через знаменитый Сучжоу. В Нанкине вписка - можно повисеть день. Потом через Сюйчжоу в Цюйфу, на могилу Конфуция. Рядом - гора Тайшань. В тилерском ЛП я почитал про Тайшань и понял, что она сожрет много времени, а в такую серую погоду это совершенно бессмысленно. И я зарезал Тайшань. Значит, от Цюйфу едем на Кайфын, оттуда в Чженьчжоу. Потом... Храм Белой Лошади под вопросом. Лоян и Лунмэн под вопросом... А потом Сиань - как ее объехать? Я решил попробовать обогнуть ее с севера по федералкам. Если будет запас времени, заехать в Инчуань, если нет - на Ланчжоу и Синин. Успею ли пересечь Цинхай? Времени - 21 день, а расстояние кажется громадным. Но вроде бы укладываюсь....

 

Карта так мне понравилась, что я выпытал у Тилера место ее приобретения, отправился в тот книжный магазин и приобрел себе такую же за 13 юаней. Она была в упаковке и я решил вскрыть ее уже дома, так приятнее.

...

 

14 апреля суббота В Сучжоу под дождем

 

Рано утром я проснулся рано, сготовил пельмени в пароварке, вскрыл упаковку непонятной травы и неспеша поедал все это, одновременно вися в интернете. Тилер проснулся где-то в 9:00 и еще час я собирался и упаковывался. Мне вручили коробку лапши и упаковку какой-то специи - предлагали даже хороший свитер (что б не переть его в Австралию), но я брать не стал. Вроде весна уже.

 

Вышли вместе в 10:00. Часа полтора я брел по пасмурному проспекту - кажется, Улинь Лу, на север, до начала трассы. Встал там и скоро удачно поймал машину в De Qing. Водителя звали Мартин(Ма Тин), он ехал ловить рыбу. И Дэцина еще километров 40 до Хучжоу, я их весьма быстро проскочил на грузовике. Теперь еще 70 километров на восток и 50 на север, но я не помню, кто провез меня эти километры на восток. Кажется, хорошая шанхайская машина. Шанхай уже совсем-совсем рядом.

 

50 километров проселочной трассы от 318-й до Сучжоу ведут как раз вдоль Даюнхэ - Великого Канала. Я раньше думал, что там только туристы ездят, а он оказался забит резвыми баржами. Какой-то участок пути я проехал автобусом - и смотрел в окно, на этот канал и баржи, мелькающие за деревьями обсадки. Барж реально много. А я-то думал, что по Каналу давно не ездит ничего, кроме туристических катеров.

 

Что-то изменилось. Изменился автостоп - в хорошую сторону. Изменился язык - поперли шанхаизмы. Шанхайский китайский - это и не пекинский, и не кантонский, хотя и похож на последний. Приветствие "НИ ХАО" тут превращается в "НУН ХО". Вопросительная частица "МА" превращается в "ВА". Знаменитое "XIE XIE" превращается в "XIA XIA". Из отрицания "БУ" тут сделали "ВАК". А вот "дорога" так и остается "ЛУ". Странно, что "ЖЕНЬ"(человек) превращено тут в "СЯН"... Ну, и так далее. И говорят здесь быстрее, чем в других частях страны. Язык попроще кантониза, но все равно загадочно. Интересно, насколько шанхайский распространен в Сучжоу?

 

Ну вот, автобус привез меня на южную окраину города Сучжоу и там я вышел.

 

Название города можно написать вот так различно:

 

 

Город знаменит каналами и садами. Но он оказался громаден, а прямоугольник стен - почти 3х4 километра - прячется в самом центре. Когда я вышел из автобуса, было по-вечернему серо, а когда достиг южного края Старого Города, уже совсем стемнело и пошел дождь.

Старый Город окружен прямоугольником канала, и я вышел к южной стороне. Там влево тянутся деревья паркового вида. Выбора не оставалось никакого - я выбрал неприметный участок газона, быстро установил палатку, накрыл ее тентом и забился внутрь. Вся надежда была на то, что в такую погоду народ и полиция по паркам не ходят. Полночи дождь барабанил по палатке...

...........

 

15 апреля воскресение На земле есть Сучжоу.

 

"На небе есть рай, а на земле Ханчжой и Сучжоу", говорили раньше китайцы, а теперь так пишут путеводители. В реальности же глобализация тут съела почти все, что смогла, а знаменитые сучжоусские парки превратились в нечто вроде музеев, вход в которые платен: от 20 юаней и выше.

 

Утром дождя не было, хотя сырость все же исключительная. Я вылез из палатки, осмотрелся. Сыро, пустынно. Я собрался и пошел на запад, посмотреть на остатки сучжоусской стены, которая где-то там должна быть. Но к стене я не вышел, все подходы перегорожены непонятно чем. Попробовал в другом месте, чуть севернее, и там действительно с моста ее видно. Но скромная стена и невыразительная. Я шел поСучжоу и пытался понять, где те знаменитые каналы со старинными домиками, фотографии которых так легко найти в интернете. Вокруг сплошной модернизм. С уличной торговлей тоже не густо, никаких тележек.

 

Зато в одном месте обнаружил продажные чайники с пиалками. 10 юаней за все. Вот взял бы, да не довезу ведь до дома...

 

Постепенно выбрался к северной стороне Старого Города и к вокзалу. Там несколько больших дорог, пустырь, мусор какой-то, все перекопано и перегорожено. Мимо вокзала идет дорога на запад, по ней я и пошел. Не помню, как выходил и как ехал на Нанкин. Последние километры проехал уже вечером, в темноте и сырости, и только помню, как появились за мокрым стеклом неясные пятна нанкинских огней... Я вышел прямо у восточный ворот... Нанкин, столица страны при династии Мин... В эпоху Мин строили все большое, начиная со столицы... Стены громадны... Я прошел на большой проспект, позвонил человеку, у которого планировал вписываться, но связи не было. Не станцевалось. Я побродил по ночному городу, нашел дешевую лапшевую и, согревшись горячей лапшей, стал решать вопрос ночевки.

 

Итогом был канал. Длинный канал, обсаженный ивами, по краю которого шла широкая, в пару метров, полоса бетона. Я углубился подальше от улицы под ивы и там установил палатку. Место, как мне показалось, абсолютно ниоткуда не просматриваемое.

 

16 апреля понедельник Бескрайний город Нанкин

 

Весь этот день я провел в великом городе Нанкине. Велик он по многим причинам. Например, он действительно очень большой. Даже внутри городских стен все расположено очень и очень далеко друг от друга. Велик он также тем, что был столицей Китая в эпоху Мин. В эту эпоху строили много и глобально. 90% современного Китая - я имею в виду стены, форты, крепости - это все эпоха Мин. Кроме того, Нанкин для китайцев своего рода символ оппозиции. Он всегда конфликтовал с Пекином. Любое антипекинское народное движение - что при монголах, что в эпоху Мин, что при манчжурах, что при коммунистах - всегда базировалось на Нанкин.

 

Итак, я проснулся на берегу канала, и было солнечно, тепло (по-весеннему) и очень хорошо. Оказывается, я ночевал под ивами. Я собрался и пошел посмотреть на юго-западный угол старого города, на ту стену, за которой канал. По пути нашел лапшу за 3 юаня и сгрыз две плошки на 7 цзяо. Подвернулся интернет, где я провел час. Отозвалась вписка в Чженьчжоу. Нанкинская - молчит. Я даже нашел на улице телефон и позвонил человеку на трубу, но там "out of service". Не везет.

 

Вышел к стене и каналу. Пытался вспомнить, не по этому ли каналу продвигались англичане во время штурма Нанкина в годы Опиумных Войн, но не мог вспомнить - был ли вообще штурм Нанкина и не путаю ли я что-то... Вот сидел на стене, смотрел на канал и думал.

 

Слабое весеннее солнце, канал, шелест зеленого бамбука. Давно ли была Камбоджа с желтым сухим бамбуком, таким осенним и грустным. Теперь бамбука больше не будет, останутся только тополя и кукуруза. мысленно я попрощался с бамбуком.

 

китайская монетаОтправился на север, к озеру. По пути заметил громадный дворец Цзаотяньгун. Вход платен, но имеется большой двор, заставленный столами с антиквариатом. ам лежали монеты, кисти, книги, статуи, печати, веревочки, веера и многое другое. За простенькую монетку возжелали 5 юаней, но отдали за один(говорят, я еще переплатил). Судя по внешнему виду - поздняя циньская, там даже сбоку непонятные закорючки, смутно напоминающие маньчжурское письмо. Таких вотом я видел очень много. Самая массовая монета. Там же у торговцев я нашел горячую воду и заварил себе чая.

 

Глухими переулками выбрался к озеру. Оно здесь фактически является парком, все огорожено и охраняеми, даже какие-то кассы видны, но билет никто не спросил. И вот, в 14:00 я сидел на набережной, грелся на солнце, записывал происходящее и рассматривал нанкинскую стену, ужасающе громадную. По карте прикинул, где тут знаменитый минские гробницы. Их посещала Света осенью и показывала симпатичные фотографии каменных верблюдов. Это от Нанкина немного на северо-восток, среди леса. Я добрался до этого места, но там все мощно огорожено и охраняемо. Я прикинул, ак туда можно пробраться в обход, но это сложно и рюкзак мешает. Я решил не рисковать и вернулся обратно к тем воротам, через которые вчера прошел в город...

 

Я снова пересен весь Нанкин сложным зигзагом, вышел к северо-западным воротам и там нашел что-то вроде парка. Цивильная его часть оказалась непригодна для ночевки, зато рядом обнаружилась большая гора, поросшая лесом. Я покрутился там по тропинкам, нашел плоскую площадку и там становил палатку. Мимо пару раз прошли люди, даже остановились посмотреть на это мое сооружение, но не стали отвлекаться от своих дел для звонка в полицию и ушли.

 

Ночь была холодная и сырая.

 

17 апреля вторник В Глуши.

 

Конец второй недели, 14-й день в Китае. Я проснулся в 6:30, но еще часа полтора собирал вещи. Мимо по тропинке ходил народ... Предстояло совершить нелекое - выйти из Нанкина.

 

Я спустился с горки и вышел к мосту, по пути потратив 2 юаня на несколько горячих баоцзы. Мост был громаден, небо серо, обозначался дождь. Идти через этот бесконечный мост под холодным дождем совершенно не хотелось, но иного пути нет и надо же хоть раз в жизни перейти Янцзы ногами. Так что я пошел.

 

Асфальт был мокрый, мелкая морось то усиливалась, то пропадала, ветер налетал порывами, внизу река несла воду быстро и с водоворотами... Я вышел к северному концу моста только в 9:20. Итого 3 часа на выход из города... Теперь надо попасть на трассу 104, которая вроде рядом и укатить хотя бы до Чучжоу, это километров с сорок. Я пошел в сторону трассы, попутно пытаясь ловить машины и тут остановлась таки одна и вроде как в Чучжоу. Повезло, подумал я. И зря так подумал, она свернула на проселочную дорогу, завезла в неизвестность и там высадила, и до Чучжоу осталось все те же 40 километров... Я пошел через неизвестное село и тут же поймалась машина, которая вывезла на 104-ю трассу. Было 11:20.

 

Трасса была пуста. Чучжоу уже где-то слева, мне - направо. Километрах в 40-50 городок Мингуан. Я уже в провинции Аньхой, причем впервые в жизни. Не думал, что эта восточная провинция так пустынна. По всему казалось, что уеду очень и очень нескоро, но образовался грузовичок до Мингуана. Он привез меня в Мингуан в 13:30, остановился у едальни и сам устроил мне большую миску риса, а потом еще вывез из города на 10 километров и подарил 20 юаней. Вот так неожиданно и необъяснимо.

 

Дальше я двигался мелким локалом, и вокруг было все одно и тоже: холмистая местность, тополя, изредка поля, безлюдье. А ведь это я в самом сердце Великой Китайской Равнины! Наверное, там, на западе, магистральная 206-я трасса вся гудит и трясется от транспорта, а тут, на 104-й тишина......

 

В 16:20 попал в городок Sixian . Там застопился грузовик, идущий в провинцию Шаньдун, но шел он странно, не по моему пути. Я его покинул на неизвестном перекрестке и очень быстро поймал легковую прямо в Сюйчжоу(Xuzhou). Это победа, это значит - глухой участок Нанкин-Сюйчжоу я все же прошел!

 

Ехали быстро. Меня высадили как раз на выезде из города уже в ночной темноте. Вокруг что-то окраинно-индустриальное... Никаких ночевательных мест. Нашел огород и кусочек свободного места, где и установил палатку. 360 километров я прошел за сегодняшний день - скажем так, очень средне.

 

18 апреля среда На родине Конфуция

 

В планах на этот день было попасть в Цюйфу, знаменитое тем, что тут жил и умер Конфуций. Во всей провинции Шаньдун два значимых места: его могила и гора Тайшань, но от горы я отказался ввиду погоды.

 

Ночь была холодная, но к утру появилось солнце и немного потеплело. Я проснулся часов в семь, быстро собрался и вышел на трассу. До Цюйфу оставалось примерно 150 километров. Меня подобрала фура. Я уже обрадовался, но километра чераз 3 она ушла влево. зато подарила мне большой слоеный блин. Вскоре меня подобрала легковая и привезла прямо в город, высадив на его южной окраине.

 

Иероглифами Цюйфу записывается вот так:

 

 

Город весь расположен на северной стороне большой реки. По центру - прямоугольник стен, километром севернее стен - кладбище Кунов. т реки до кладбища через центр проходит один длинный проспект, называющийся очень различно. Я находился в южном его конце, у моста через протоку. двигаясь на север, постепенно дошел до стен. Они поздние, эпохи Мин, как и все большое в Китае. Интересно, что Цюйфу не задавлен новостроем и высотками, тут стараются хоть как-то выдерживать атмосферу. Здесь что-то китайское действительно висит в воздухе и цивилизация не выхолостила этого.

 

Я прошел периметр стен насквозь. Где-то слева остался Храм Конфуция, а чуть дальше вдоль проспекта тянется стена Его дома. Там вроде бы даже остался колодец, из которого он брал воду... От северных ворот я добрел до Кладбища. Тиллерский LP устарел, входной билет подорожал до 80 почти юаней. (Зимой несезон, цены снижаются) Контроль серьезный, все обнесено стеной. Таких денег я себе позволить не мог. Понаблюдал за туристами и развалами сувениров, съел что-то и вернулся в старый город.

 

Поднялся на стену, понаблюдал за китайцами, заходящими в Храм. Нашел карту города за 3 юаня... Согрелся на солнце.

 

Фактически теперь, находясь не так далеко от Тихого океана, я наконец поворачиваю на Запад и начинаю пересекать континент. Мне предстоит пройти его весь, прямо от Храма до Питера. Это торжественный момент, его стоит прочувствовать.

 

"На Запад!" - сказал я себе и двинулся по проспекту в означенную сторону. Впереди - Кайфые, Чженьчжоу, пустыни и степи...

 

За тот вечер я успел проехать еще километров с 70. Меня занесло куда-то в район города Цзиннин и вечер я встретил на трассе, идущей по высокой насыпи. Под насыпи тянулась широкая тополиная обсадка. Там я и ночевал.

 

19 апреля четверг Ночь на кайфынской стене.

 

Проснулся в 6:30, когда солнце только-только обозначалось в серой мгле на горизонте. Бессознательно собрал вещи, выбрался на трассу и пошел вперед. Было по утреннему зябко. Заметил слева от дороги множество столиков, стульев, печек и навесов, там продавали пельмени. Над пароварками клубился пар. Это было очень даже уместно: я взял себе плетенку с пельменями за 2 юаня, причем пельмений оказалось 12, а не 10, как это обычно бывает. Так всегда в провинции: цена та же, но объем пищи увеличивается. И термос с горячим чаем принесли как бесплатное приложение. Я согревался горячим чаем и чувствовал, что утро начинается хорошо.

 

До нормальной трассы добирался долго. Сперва легковая довезла до места с убитым асфальтом, потом еще грузовичок подбросил, а потом еще грузовик - прямо в Хэцзо. Помню, как понеслись по автобану и как дорогу перелетел фазан. Это такой существенный штрих китайского автостопа: фазан, перелетающий дорогу...

 

За 10 километров до Хэцзо грузовик ушел влево, а я пошел ногами. Стопилось плохо. И тут вдруг останавливается такси и предлагает подвезти бесплатно. Согласился. Мы едем, водитель задает всяческие вопросы и вдруг спрашивает, не желаю ли я чифань с его семьей? Я, понятно, согласился...

 

В итоге часа два я провел в китайском доме, о чем особено распространяться не буду - может, потом найду время.

Последующие события не отложились в памяти. Не помню, на какой машине я доехал до Кайфына, но было еще светло и я оказался где-то в северной части города.

Кайфын. Столица империи Северная Сун до монгольского завоевания. Несколько раз смывался наводнениями. Знаменит так же тем, что в свое время тут нашли каких-то местных китайских евреев. Кайфын интересен еще и тем, что у него сохранился почти полный периметр стен - эпохи Мин, разумеется(15 век).

 

Я вышел примерно к северным воротам, нашел знаменитую кайфынскую железную Башню (Тие Та), но там, конечно же, стража и билетеры. Прошелся по главной улице, нашел интернет, нашел большое озеро с загадочным дворцом на привоположной стороне. Надвигались сумерки, я присматривался к зарослям. так, присматриваясь, вышел опять к северной стене города ближе к ее западному углу и оказалось, что место совершенно необитемо. Трава, деревца, тропинки. Наверняка тут выгуливают собак и устраивают пикники. Я нашел полянку поровнее (прямо на стене) и стал собирать палатку.

 

Когда собирал стойку и случайно поднял ее несколько вверх, в стойку врезалось нечто. Потом это нечто сделало круг и ткнулось в стойку еще раз. Мать честная, это ж летучая мышь! Чем ей так понравилась стойка от палатки? Я даже постоял ради эксперимента с этой стойкой и мышь нападала на ее еще раза два.

 

Засыпая в палатке, я гадал о странном поведении китайских летучих мышей (бяньфу) и размышлял, не заявятся ли они ночью всей компанией меня съесть...

 

20 апреля пятница Чжэньчжоу, где нет туристов.

 

В программе на сегодня - попасть в Чжэньчжоу и вписаться там у Ренальдо - не то перуанца, не то американца.

 

Ночь прошла спокойно, никто не приходил и погода была теплая. Я проснулся в 6:00. Было тихо, солнца нет, небо серое. Теперь можно пройти город насквозь и направиться в Чжэньчжоу. Я отправился к площади у озера. Народ просыпается, уже кто-то тайцзицюанит на набережной... От площади на юг ведет местный Арбат - сувенирная улица с архитектурой, напоминающей старинную. Там, на одной тележке, я снова углядел монеты и приобрел одну. Снова хотели много юаней, но отдали за 1. Вообще говоря, в Кайфыне есть что-топровинциальное. Он не давит глобализмом и небоскребами, тут весьма тихо, но некоторое уныние в воздухе висит. Возможно, это такое весеннее состояние и летом тут живее.

 

Поиски еды привели к чему-то похожему на большие пельмени с травой и мясом. Я взял три на юань, так мне даже выдали сдачу в размере одного цзяо. далее в переулке мной был замечен странно дешевый суп (0,5 Ю.) и начто вроде блина за юань. Все это я протестировал и заодно приобрел карту Кайфына за 2 юаня - вот это уже китайские цены, а не те разбойничьи гуандунские шесть юаней...

 

Выходить из города несложно. Основная улица идет на юг, пересекает стену и чуть позже пересекается с проспектом, по которому надо немного пройти на запад. Пройдя за стену я нашел интернет и просидел там с 10:12 до 10:43.

 

Поворот на Чженьчжоу оборудован указателем. Я прошел вперед за полосу новостроек, поймал машину на 1 километр до кольцевой развязки и там застомил "Дунфын" прямо в Чженьчжоу. С ними я проскочил все 70 километров, а на окраине города они остановились у едальни, где набрали множество еды - тофу, сало и еще всякое.

 

Я покинул "Дунфын" там, где кайфынская трасса пересекает 107-ю федералку. До центра еще очень и очень неблизко, но застопилось что-то вроде маршрутки, которая добровольно отвезла почти в самый центр. Я немного походил по центру. В Чженьчжоу почти ничего не осталось от прошлого, зато и туристов в городе нет. Самый малопосещаемый город Китая, как мне показалось. Единственная деталь - крепостные валы эпохи династии Шан - это еще до нашей эры и даже до эпохи Чжоу. Скромный такой земляной вал, заросший деревьями и кустами. По валу протоптана тропинка. Не окультурено, не опошлено, не прилизано. YouZhen, как сказали бы китайцы - место, обладающее естественностью.

 

Где-то тут произошел интересный случай. Внезапно ко мне подбежал молодой человек и взволнованно спросил:

 

-Простите, вам нужна работа?

-Мне? Как сказать...

-Я из Чженьчжоуского университета, нам нужен учитель английского или русского!

 

Или русского?

 

-Оно конечно можно, - говорю я, -да вот только у меня виза дней на 15 всего осталась...

 

Он быстро извинился и убежал. А я задумался - может, зря не согласился? Визу-то и продлить можно? Все моя постоянная неготовность к неожиданностям.

 

Нашел телефонный аппарат, вызвонил Ренальдо. Договорились, что он встретит меня в конце улицы Жеминьлу. Такая улица есть в каждом городе и ее все знают. И вот я вышел к Жеминьлу, но конец у нее оказался странный - она тут пересекает мост и поднимается на какой-то виадук, то есть встать толком негде. Тут же рядом две бетонные панды - я встал около них. Если человек будет искать глазами, то панды привлекут внимание... Ренальдо появился минут через 20. Он приехал на такси и сразу же забрал меня домой. Жил он где-то в северной части города, от центра далеко, а Чженьчжоу город немаленький.

 

Как и Тилер, Ренальдо работает учителем английского и точно так же имеет от университета квартиру со всеми благами. На весь город таких как он всего несколько штук - европейцы в Чжэньчжоу крайне малочисленны. Работать с китайскими студентами ему трудно.

 

-Пробую с ними говорить на английском. Но не о чем. Спрашиваю: "Чем ты занимаешься?" Он: "Учусь." Я: "А после занятий?" ОН: "В другом месте учусь." "А когда научишься?" "Работать буду, деньги зарабатывать." Говорю: "Ладно, а когда заработаешь, тогда - что?" А он молчит, смотрит на меня и молчит, не понимает, как это так может быть.

 

Вечером Ренальдо куда-то ушел, а я лежал на диване, мысленно представлял себе весь предстоящий путь через Шэнси и Цинхай и думал, думал...

 

21 апреля суббота У реки

 

Проснулся поздно, в 7:30. Выпили зеленого чая, потом Ренальдо вывез меня в центр города к едальням. Там я взял себе блин на юань и еще два баоцзы, причем Ренальдо почему-то заплатил за последнее. Там и попрощались.

 

Я вышел по Цзиншуйхэ на выездной проспект и шел по нему очень долго. Завернул в интернет на полчаса... Уже на окраине снова завернул в едальню, хапнув тм блин и пельмени - в голове не хватало информации по китайским пельменям. И только в 12:30 вышел на удобную позицию.

 

Весь дальнейший день я двигался мелким локалом. Сперва легковая в Шанцзе, потом грузовик, который провез немного, но накормил. В одном месте подвезли трое уйгуров. Удачно поймался грузовик до Лояна, на котором я проехал мимо указателя на Храм белой Лошади, а потом еще машина в Лоян и немного по объездной. Объездную прошел двумя машинами...

 

Темнота застала меня где-то между Лояном и Санмынся. Я шел по улице и прикидывал, как тут ночевать. Внезапно появился учитель английского с вопросами. выслушав всю мою историю, он изъявил желение пригласить меня в гости.

 

Это было странно. Китайцы не очень понимают, что такое гости. Я согласился, но был совершенно уверен, что сейчас все обломается. Но нет же! Действительно привел в дом, в свою квартиру. Там жена и дочь, мебели совсем никакой, разве что кровать и пара стульев. Совершенно спартанская обстановка. За ужином прошлись пару кварталов до едальни, потом уже дома пообсуждали китайский язык и каллиграфию. Я узнал таки как пишется иероглиф меч (jian) и удивился, как странно он похож на тиен в произношении учителя.

 

Не помню, как и на чем спал.

 

Итак, завтра мне предстоит повернуть на север и боковыми трассами обогнуть Сиань. Я думал, это будет легко, но все сложилось иначе.

 

Холодный Южный Китай
Великий Канал
Дорога через безмолвие
Киргизия

 

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.024374008178711 сек.