На главную Статьи Автостоп Теория автостопа
Теория автостопа

Здесь я решил рассказать, что я знаю и думаю про это занятие. Разброд мнений и теорий таков, что можно вклиниться с еще одним таким мнением, не произведя в обществе серьезного переполоха. Теоретические споры еще не угасли, и я подброшу в этот огонь еще одно полено. Нечего этому огню гаснуть, не так уж много осталось теоритических споров в современном мире.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Научное мышление начинается с определений. Итак. В узком смысле автостоп - бесплатное перемещение на автотранспорте. В широком смысле - вообще путешествие без помощи цивильных видов транспорта. Иногда говорят - бесплатное перемещение на нерейсовом транспорте. По-моему, уточнение "нерейсовый" излишне. Получается, что ехать на такси бесплатно - это не автостоп, а когда это такси закончило работу и взяло вас по пути домой - это уже автостоп. На мой взгляд, не важно, на чем вы едете, гораздо важнее применяемый метод. То есть - метод оплаты проезда или метод применения собственной головы. К истине приблизилось АВП, придумав выражение: "путешествие научными методами". Все эти сложности произошли вследствие переноса европейского явления на азиатскую почву - то есть, если на Западе можно куда угодно попасть автомобилем, то на Востоке приходится совмещать автомобиль с локомотивом или чем-то иным, например - с верблюдом. Поэтому для европейца автостоп - понятие простое. А для нас - несколько более сложное.

 

(Определение вышло невнятное, однако его уже начали цитировать некоторые интернет-ресурсы, так что придется оставить, как есть.)

 

Строго говоря, автостопа вообще не существует. Его нет. И вместе с тем, отсюда же следует, что его не может не быть. Похоже на бред, однако это правда.

 

Для наглядности я не стану удалятся в определения, а перейду к описанию.

 

Автостоп - в широком смысле слова это когда вы можете совершить больше, чем позволяют ваше деньги и общественное положение. Когда вы не ограничены выбором маршрута, дальностью и конечной целью. Вы едете на всем, что согласно вас везти, и едите все, от чего не получается отказаться. Отсюда проблема, которая когда-нибудь будет отдельным экзаменационным билетом на экзамене "Теория автостопа":

 

Проблема денег в автостопе. Проблема эта эпическая - на любом автостопном форуме ее обсуждение вызывает мощный поток комментариев. Мне кажется,что именно в этом вопросе пересекаются какие-то важные логические линии, раз народ так эмоционально реагирует.

 

Тут существует примерно два мнения. Первое: деньги в сущности не есть необходимое условие, вполне можно обойтись без них. Второе: почему бы их не иметь для приличия, потому что не иметь денег неприлично? (Оба мнения имеют радикальные версии: 1) Деньги только мешают; 2) Без денег ездят только неудачники и люди второго сорта.)

 

В свое время М.Гуменик описал первый способ как "...путешествие с минимальными денежными затратами. При этом широко используются кроме автостопа, еще и поездки "зайцем", ночевка на вписках, питание по помойкам, выпрошенным на базарах и рынках и на вписках. Некоторые, в число которых я не вхожу, иногда называют "вольные путешествия" "поездкой автостопом"." Гуменик вообще в жизни человек дельный, но тут он отчего-то уклонился в снобизм и уж совсем зря упомянул помойки. Действительно, некоторые ночуют на вписках и питаются тем, что подарено на базарах, но это еще не повод для косых взглядов. Любители пятизвездочных отелей так же брезгливо смотрят на трехзвездочные. Стоит быть проще. (Гуменик уже прочитал эту статью и - судя по лекциям - действительно стал проще.)

 

Если изжить в себе снобизм и посмотреть на эту жизнь пристально, то можно увидеть два пути. Только два. Вы можете решать проблемы либо внешними средствами (деньгами), либо как-то иначе, например, головой. (Есть третий, но мы его тут не обсуждаем.) И отсутствие денег еще не приводит к бомжизму. Скорее наоборот. Улавливаете мысль?

 

Излагаю подробнее. В бомжизм может скатиться только очень приличный и обеспеченный человек, или же человек, обладающий сходным сознанием. Такой, кто привык решать проблемы внешними средствами. Например, его пригласили работать в Лиссабон, там обманули, оставили без денег и документов. Что делать? Автостопщик пожал бы плечами и не спеша отправился домой. Завернув попутно в Рим посмотреть на Колизей. Нормальный человек ощутит конец всему, пойдет продавать вещи, станет просить деньги на улицах, ночевать на помойках и всячески деградировать. Так, собственно и происходит в настоящее время. История:


Обеспеченный, деловой и очень уверенный в своих силах человек поехал туристом в Польшу. В Варшаве его ограбили подчистую соотечественники. Человек собрался с силами и пошел пешком домой в Киев. Не знаю, как он переходил границу. Во всяком случае, он добрался до трактира на гомельской объездной, хозяин которой и поведал мне эту историю.

 

Так человек обрел проблему там, где ее нет. От Варшавы до Киева два дня по трассе. Даже проголодаться как следует не успеешь. Но он этого не знал.

 

Цивильный человек, бомж и, скажем, деревенский гопник - это по сути одно. Они живут по одним и тем же правилам, в одной иерархической системе. Они могут купить вещь, они могут украсть вещь, но в обоих случаях им плевать на владельца и никто из них не догадается заполучить ту же вещь не платя денег и никого не обманывая.

 

В 2002 году, когда я ехал в Турцию, меня спросили под Брянском один водитель камаза: что я буду делать, если вдруг кончатся деньги на обратный путь и на обратную грузинскую визу. Я ответил, что не знаю, но на месте что-нибудь придумаю. Водитель решил, что это несерьезный ответ. Он полагал, что деньги - единственный инструмент взаимодействия с миром, и когда они кончаются, кончается взаимодействие. Потом так и вышло - у меня не оказалось ни денег, ни визы, но я все же выбрался из Турции пароходом и ничего со мной не сделалось. Какая в этом есть мораль? Не знаю какая, но определенно некоторая есть.

 

В конечном счете я не против денег. Если они есть, можете ими пользоваться. Но на всякий случай научитесь обходиться без них. Просто убедитесь, что это возможно. Или убедитесь, что для вас это невозможно. Вы будете знать пределы своего могущества, а это очень полезно. Не знаю, что полезнее этого. Разве что отсутствие этих пределов.

 

ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ПОЕЗДКИ С ДЕНЬГАМИ. Иногда справедливо замечают, что если жить отельно-автобусно, то можно сэкономить время и больше всего увидеть. Мне приходилось читать описания таких поездок - люди действительно много всего увидели и описали, нигде не потеряли ни одного дня... Это действительно интересно читать. Но было что-то такое, что мне во всем этом не нравилось - я долго не мог понять, что же именно. Все хорошо, но мне так не хочется. Почему бы? Однажды на меня сошло озарение: в этих путешествиях нет событий. Только описания. Человек приезжает на одно место, тщательно его изучает, переезжает в другое... Много описаний, много зарисовок. Рассказ сводится к фотоальбому с подписями к картинкам. А событий нет! И сюжета нет. А жизнь складывается из событий, картинки только украшают отдельные ее места, как иллюстрации в книжках. В общем, безденежная поездка напоминает скалолазание без страховки - есть и риск, и пропагандировать это не стоит, но иногда... как бы выразиться... душа просит.

 

И ЕЩЕ О ДЕНЬГАХ. Важное достижение автостопной науки - обнаружение того факта, что для дальних путешествий не нужны сотни и тысячи долларов. В 2000 году Игорь Фатеев доехал из Москвы до Сенегала вообще без денег, хотя это скоре эксперимент, чем руководство к действию. 28.05.03 Григорий Кубатьян отбыл в кругосветку с 200 долларами. В 2001 году я съездил до Стамбула и обратно с 40 долларами, из которах неизбежных трат оказалось только 25. Уровень расходов колеблется в зависимости от страны пребывания, но колеблется где-то в пределах 10-20 долларов в месяц. Абсолютно безденежные поездки мы сейчас не рассматриваем.


Но все равно, есть ли у вас деньги, нет ли у вас денег, вы все равно доедете куда надо. Вопрос в том - почему?

 

АВТОСТОП КАК ФИЛОСОФИЯ. Не надо быть потребителем, вот что главное. Вы не должны потреблять окружающий мир, как сосиски с кетчупом. Надо перестраивать мир, формируя новое мироздание, и начинается этот процесс с вас самих. Почему вас везут? Потому что вы в первую очередь просто хороший человек. Вы должны им быть. Это уже очень много, между прочим. Вы - светлая часть этого мира, вы не торгуетесь с ним, но делаете то, что сейчас может быть полезно. Вы хороший человек и должны распространять свое влияние на окружающих, на водителя в первую очередь.

 

А если вас не хотят везти? Есть такой распространенный вопрос - вот не хочет он, как быть? Уговорить или оставить в покое? В этом случае главное попасть в машину. Дело в том, что водитель скорее всего хочет вас везти, но еще об этом не знает. Когда он проникнется вашей сущностью, он будет вас везти и еще подарит чего-нибудь. Пару раз такое в моей жизни было.


Мир играет с человеком, но играет честно. Не бывает безвыходных ситуаций. Мир устраивает вам неприятности или проверки, но всегда дает вам шанс. До тех пор, пока вы хорошо к нему относитесь. Если вам действительно надо, он поможет. Поэтому если у вас нет денег, он их вам даст. Если у вас есть лишние деньги, он их отнимет. Поэтому думать надо не о том, что вокруг вас, а о том, что внутри вас.
 
Все это может показаться абстрактной идеей, но на самом деле это чисто практические наблюдения. Есть, например, такая закономерность: если у вас в одном месте украли некую сумму денег, то в другом ту же сумму подарят, хоть бы и по частям. В 2002 году(поездка в Турцию) у меня примерно так и вышло: украли 23$, потом в разное время подарили 25$. В 2003 году (поездка в Китай) я потерял 40$, и затем в Китае мне насовали их примерно 45.


____ В этом отличие нашей философии от классической - у нас это точная наука.

 

АВТОСТОП КАК НАУКА. Некоторые люди ездят просто так - полежать на берегу моря, поесть винограда и вернуться домой. Они мало отличаются от тех туристов, что неделями сидят в Анталии, а потом не знают, почем в Турции хлеб. Джентельмены! Умейте смотреть и видеть. Иначе зачем вы вообще куда-то едете?


Умные люди не просто ездят, а попутно собирают информацию и распространяют ее по возможности. Так собиралась информация о способах получения виз тех или иных стран, способах проникновения в некоторые страны, поведения в этих странах и так далее. Это уже наука, и она сделала некоторые открытия, выявила некоторые тенденции и закономерности. За последние 10 лет автостопная наука развеяла некоторые мифы: про то, что автостопа иногда может не быть, или что есть места, где его нет, и многие другие.

 

АВТОСТОП КАК МИРОВОСПРИЯТИЕ.(Дополнение к философии) Существование человека есть процесс решения последовательно возникающих проблем. Это утомляет, но это неизбежно. В конечном итоге человек начинает верить, что проблемы существуют всегда. Но это не совсем верно. Когда вы перемещаетесь по миру описанным здесь способом, проблемы остаются только в вашем сознании. Важно понять, что их нет. Есть только события. Если у вас что-то украли или куда-то завезли, это только событие. Известная мудрость: "Если вам все равно, где вы находитесь, значит, вы не заблудились".


В моменты нервного напряжения человеку свойственно размышлять о том, что будет, если вдруг чего-нибудь случится - кончатся деньги, украдут документы, не окажется нужного парохода и тд. Подобные мысли надо в себе изживать. Ничего не происходит "вдруг". Неприятностей не бывает, бывает только исчезновение одной из альтернатив.


Этот момент гораздо существеннее, чем некоторые думают. 80% успеха - ваши нервы. Были случаи, когда люди, предусмотрев всё, поворачивали на полпути из-за упадка духа. Определеную мудрость проявило АВП, организовывая самоходные походы. Не всем понятно, для чего надо топать по асфальту 50 километров. А вот для этого самого.

 

СПОРТИВНЫЙ АВТОСТОП. Он чаще бывает в виде гонок. Это, значит, кто быстрее доедет до Тосно и обратно. Гонки отчего-то укоренились особенно в Петербурге. Извиняюсь за иронию, просто я не сторонник. Меня всегда больше волновала конечная цель - например, доехать до Тихого Океана или до Персидского залива. Я вообще не люблю ездить быстро и далеко. То есть, проехать 500 километров на одной машине мне неинтересно. Я даже постараюсь выйти где-нибудь посередине, если погода позволяет. В общем, как мне кажется, ездить быстро - это все равно, что петь громко. Конечно, голос должен быть... Хорошо бы сильный... Но это еще не самоцель.

 

В ездящем народе давно наметилась тенденция к расслоению: одни тяготеют к научному автостопу, другие к спортивному. То есть, одни выявляют прогрессивные способы ловли машин, выбора позиции, снаряжения и тп., другие больше ориентируются на исследование стран и регионов - попадания туда и выживания там. А как ехать и на чем - то уже не так важно.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ. Ездить можно по-разному. Я обычно отношу все поездки к четырем категориям. Промерно вот так:

 

1) Прогулки: обычно в масштабах недели. Например, в Москву, Казань, Киев, Хельсинки, Минск, Волгоград. (3000-4000 километров.)

 

2) Поездки: в пределах месяца. Например, в Крым, на Кавказ, на Карпаты, в Румынию, Турцию, Польшу, Швецию, Закавказье, Алтай. (6000-10000 километров)

 

3) Экспедиции: от месяца до полугода. Например, во Владивосток, Сахалин, Испанию, Иорданию, Иран, Китай. (от 15 000 километров.)

 

4) Великие экспедиции: таких немного. К ним можно отнести путешествие АВП в Индию(1998) и Африку(2000), Кубатьяна в Австралию (2002) и еще некоторые.

 

Отдельно стоят кругосветки, их пока случилось две, третья в проекте. (Если считать автостопной кругосветкой воровскую - ибо она таковой называется условно.) Тут, конечно, циники снисходительно улыбнуться такой классификации, но не циники движут науку, уверяю вас.

 

ЗАПАДНИКИ И ВОСТОЧНИКИ: Есть такое разделение в среде ездящих людей, причем на удивление четкое. Кому-то нравится западная цивилизация, кому-то ее отсутствие. Например, Московская школа Автостопа специализируется на Европе, Академия Вольных Путешествий - на Азии. Но и частные лица обычно делятся на две эти категории. Одного западника Венгрия восхитила тем, что там "был Ренессанс". Этот Ренессанс отчего-то стал для него главным критерием оценки страны. Он посещал и Турцию, но она ему не понравилась. Наверное, потому, что там не было Ренессанса.


Отсюда важное следствие: прежде чем ехать на Запад или Восток, разберитесь, западник вы или восточник. А то будете скучать в Тегеране без стриптиз-бара или в Дублине без чайханы.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Сейчас встречаются рассуждения в духе Фукуямы - развитие автостопа завершается. И мир изучен, и теория сложилась. Но мир развивается не по прямой линии. Пройдет еще года три и многое изменится. Откроются одни страны, закроются другие. Появятся новые государства, а какие-то исчезнут. Изменится как-нибудь гидростоп. Построят тоннель из России в Японию. Пересохнет Берингов пролив, в конце концов.

 

Но даже сейчас еще остается множество нерешенных вопросов. Толком не посещен Ирак. Бирма. Япония. Слабо изучена Индонезия. Почти не описан Китай. Никто так и не пробился в Исландию. Африка и Южная Америка еще ждут своего Гомера. Фиджи и Соломоновы острова пока еще белые пятна.

 

Наконец, труды по теории еще не перевели на многие языки. Вот когда клубы автостопа заведутся в Китае, Иране, Индии, Сомали, Боливии, Вьетнаме и на Тринидад-и-Тобаго - тогда можно будет говорить о проблемах развития. Но надо заметить, что наука география отчего-то до сих пор не отменена, хотя и изучать уже толком нечего.

 

То есть втостоп как явление останется. Сложнее с путешествиями вообще. Их сущность стремительно меняется и перспектива этих изменений пессемистична.

 

Эту сторону вопроса однажды озвучил Кротов. "Мы последнее поколение путешественников", - сказал он однажды. И боюсь, что оказался прав. Мир - каким знали его мы - погибает. Национальные культуры впервые в истории человечества вытесняются транснациональными дизайнерами. Макдональдсы вытесняют чайханы. Восточные базары сносят бульдозерами, ровняя место под супермаркеты "Metro". В глухие районы Сахары проникает интернет и сникерсы. Россия мало затронута этим процессом, поэтому мы слабо себе представляем его масштабы. Мир стремительно унифицируется. Ему осталось жить от силы 10-15 лет. Если не произойдет чего непредвиденного.

 

Эту мысль вынесли на главную страницу сайта Академии Вольных Путешествий, что вызвало и вызывает множество споров. Причем сторонники непогибаемости мира - это обычно те, кто ездит на небольшие расстояния, а сторонники гибельности мира - те, кто ездит подальше и вживую наблюдает процесс. То есть, это чаще всего спор теоретиков с практиками.

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.019567012786865 сек.