Москва-Оренбург(6-9 сентября)

06.09.03

 

На вечер был намечен старт экспедиции. Да-да, именно экспедиции, о чем у меня была соответствующая бумага с родного географического факультета (спасибо А.И. Лукьянову). В Самарканде я собирался заглянуть на местный географический факультет и поговорить о перспективах проведения зимней полевой практики нашей кафедры в Узбекистане. Да и вообще, как только географ переступает порог своего дома - он уже в экспедиции. Едет ли он загорать на пляже, или отдыхать с друзьями - он всегда "с широко открытыми глазами". Наблюдает, анализирует, записывает. Таковы особенности профессии.

 

Итак, в половину седьмого вечера я вышел из дома. Вернее выехал. Мои коллеги по многочисленным путешествиям Гриша и Леша любезно согласились вывезти за МКАД. Заодно они обкатывали свое новое приобретение - УАЗик, купленный специально для готовящейся поездки по Монголии (следующим летом). Когда-нибудь, надеюсь, я напишу и о ней. А пока нас ждет Узбекистан.

 

Выгрузились, не доезжая Ногинска. Ребята уехали кататься по лесному бездорожью, а мы остались ловить машины на трассе М7 в лучах нашего первого за путешествие заката. Кстати почему М7 (трасса, напомню, Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа), когда мы едем в Узбекистан? Логичнее было бы поехать по М5, на Самару. Так и предполагалось сделать, но у Эли возникли неотложные дела на исторической родине - в городе Ижевске. Эля недавно утеряла внутренний паспорт, поэтому теперь необходимо было заехать в Ижевск, дабы сдать документы на восстановление оного. На обратном пути нам предстояло вновь заехать в столицу Удмуртии уже для того, чтобы забрать готовый "дубликат бесценного груза".

 

Поэтому мы стояли на трассе М7 и уже полчаса как ловили машины "в строну Елабуги". Наконец в наши сети попалась рыба - и сразу довольно крупная. Рафик с мигалкой на крыше и надписью "Дорожная служба" на борту ехал из Смоленска в Казань. Водитель, правда, среагировал не на нас, а на закусочную, у которой мы стояли, но согласился взять с собой после ужина.

Помимо водителя в машине находился и собственно ответственный за дорожный контроль. Как человек знающий, он поведал много интересного о текущем состоянии различных российских трасс. Так, знаменитая трасса Москва - Дальний Восток будет полностью готова через два года. Но плохенькая грунтовка уже существует, и самые отчаянные дальнобойщики уже гоняют первые фуры.

 

Целью данной машины было изучение федеральной трассы Казань - Оренбург (которая федеральной стала совсем недавно после строительства моста через Каму). Работа начиналась в понедельник утром в Казани, поэтому они никуда не спешили и ехали себе 60-70 кмч. За Владимиром машина встала на ночь. Нам предлагали переночевать в машине, но мы были обуяны идеей побыстрее добраться до Ижевска, поэтому распрощались и пошли стопить в ночь.

 

Стояли три часа на какой-то заправке, никто не останавливался. Хотя нет, останавливались и немало, но все были местные и могли подвести лишь 3-5 км. Наконец в 1:45 нас забрал КАМАЗ до Нижнего. Это трехчасовое ожидание было рекордом почти до самого конца путешествия. А то, что оно было в начале - даже хорошо. Сразу приучает к трудностям. 07.09.03 КАМАЗ принадлежал грузину, не столь хорошо говорящему по-русски. Он довольно неохотно рассказывал о жизни в Грузии (может потому, что мало знал - уехал в РФ еще в советские времена, но ныне содержит массу родственников, оставшихся там) и вообще хотел спать. До Нижнего он, конечно, не доехал - сон победил раньше. В 4:20 встали на ночь под Гороховцом. Заночевали в кабине. "А рюкзаки из кузова не сопрут?" - "Нет, я чутко сплю. Чуть кто подойдет к машине - проснусь", успокоил меня уроженец Кавказа.

 

Я проснулся в восемь, сходил проверить рюкзаки, почитал немного, разбудил Элю, мы позавтракали - водитель все это время счастливо храпел, не реагируя на хлопанье дверцы, мои прыжки на кузов и т.д. В девять утра я вышел из кабины с намерением стопить дальше. Первое, что я увидел, была знакомая машина с мигалкой и улыбающимися лицами внутри. "Ну что, далеко уехали?". Перетащив рюкзаки и разбудив на прощание чуткого грузина, мы вновь оказались в "Дорожной службе".

 

Машина эта, надо сказать, хорошо оборудована. Куча техники, дабы следить за дорогой, телевизор, ноутбук. Правда, ТВ был бесполезен (работал только на МКАДе, поэтому за футбольным матчем Россия-Ирландия следили по SMS-трансляции), а вот ноутбук пригодился как магнитофон - всю дорогу до Казани слушали "Чайф".

 

По трассе М7 я ездил не раз, поэтому не столько смотрел в окно, сколько лихорадочно читал книги по Казахстану и Узбекистану (серия "Советский Союз", 1970 г.), которыми меня снабдил научный руководитель всего за несколько часов до отъезда. Чтобы не тащить увесистые тома в Среднюю Азию, их предполагалось оставить в Ижевске. Но сначала прочитать. Собственно оторвался от книги я всего раз, чтобы обратить внимание попутчиков на панораму Свияжска, что раскинулся на острове посреди Волги. Срубленная под Ярославлем крепость была переправлена прямо по волжским волнам под Казань, где была собрана за одну ночь и стала опорой для войск Ивана Грозного.

 

В Казань въехали в 16:45. Экипажу машины надо было куда-то позвонить и купить карту, поэтому поехали на ж.д. вокзал. Там я пробежал взглядом по списку электричек и понял, что они нам не помогут. Поезда уходили в дебри южного щупальца Кировской области, а выбраться из каких-нибудь Вятских Полян, да еще и ночью, не представлялось возможным. Так что оставалось продолжить одиссею по трассе.

 

Нас отвезли на автовокзал (18:00), где мы рассчитывали подсесть на первый пригородный автобус и выбраться на М7. Но пригородных в сторону востока не было, а кондуктор автобуса на Елабугу отказывался взять менее чем до Елабуги. Даже за десятку с носа. Ну и ладно, сам виноват. Вышли на дорогу, стали останавливать маршрутки и спрашивать, не идут ли они на нужный нам край города. Вторая по счету откликнулась. Доехали до Советской площади и еще немного прошли. Автобус на Елабугу проехал мимо, когда мы уже стояли за городом.

 

Опять останавливались одни местные. Хотя нет, был еще один 99-й, но он ехал в Москву (!). Мы объяснили, что он выбрал не самый короткий путь. В итоге, доехали на локальной машине до М7, что огибает Казань с севера. Встали (20:30) за постом ГАИ и вскоре поймали легковушку "на 25 километров", которая, однако, довезла до 900-го километра трассы. По дороге водила рассказывал о местных проблемах. Нефтяная компания "Нурлат" недавно на 30% сократила численность занятых, поэтому многие сидят без работы. Большинство из них занимается таксизмом, что сейчас стало небезопасно (участились нападения на водителей и угоны машин).

 

В 22:15 стояли на АЗС. Вот, думали, сейчас-то и померзнем в ночь. Но повезло. Остановилась "Ока", среагировав на одинокую Элю. В машине было лишь одно посадочное место - вместо заднего сиденья лежал обод от КАМАЗа. Но она ехала в Чайковский и сворачивала, не доезжая всего 10 км до Ижевска. Эля упросила водителя взять нас, и я, вместе со своим рюкзаком, разместился на упомянутом ободе. Не самое удобная поездка в жизни, но ехать в теплой машине все веселее, чем стоять на холодной трассе.

 

Все же устроившись, я заснул, а Эле пришлось героически развлекать разговорами засыпавшего водителя. Остановились перед ДПС уже в Удмуртии, здесь проверяли все машины. Мне пришлось выйти и перейти пост пешком, дабы не вызвать вопросов. Дальше я уже не спал, проникшись совершенно пустой и темной дорогой. На всем этом отрезке (100 км) мы встретили пару машин и не обогнали не одной. Все это, вкупе с откровенным отключением водителя и легкими зигзагами, которые выделывала наша машина в этот момент, можно охарактеризовать одним наречием - scary. В очередной раз я пообещал себе не ездить ночью автостопом. Стоит ли говорить, что наш дальнейший хитч-хайкинг на протяжении всего путешествия был большей частью ночной.

 

За 15 км от города остались в свете какого-то жиденького фонарика. Но не успели погаснуть вдали огни "Оки", как мы уже запихивали рюкзаки в "копейку" до Ижевска. Трое гражданин Азербайджана не успели толком расспросить о нашем пути, как их тормознули на ДПС при въезде в Ижевск. Держали около получаса. Ожидание скрашивалось рассказами об Азербайджане. Но вот все позади. Улицы Ижевска. Нас высаживают на указанном Элей месте. 10 минут пешком. Последний этаж. И нам открывают дверь. Время 3:45 (по-местному). Горячая еда, рассказ о проделанном маршруте и безмятежный сон. 08.09.03 В Ижевске - Из Удмуртии в Татарстан - Город химиков Менделеевск и город казино Набережные Челны - В отделении милиции - Разбитая дорога на Заинск - О пользе общение с местным населением для географа - По ночному Татарстану - Ночлег под нефтехранилищем. Первая половина дня ушла на решение вопроса с документами на паспорт. Ижевск не сильно изменился за два года. Основная его беда - отсутствие "изюминки", лица города, что бы выделяло его из длинного списка крупных промышленных городов РФ. Есть тут, правда, огромная площадь со спуском к водоему, что увенчан скульптурой, прозванной в народе "Лыжи", в честь местной олимпийской чемпионки - но этого явно недостаточно. Хотя вот достроили президентский дворец. Теперь, говорят, президент хочет улучшить вид из своего окна, снеся и (или) перестроив окружающие здания.

 

Хотели к 15:00 быть в Сарапуле, чтобы уехать в Янаул на электричке (а оттуда стопом на Оренбург чз Уфу), но не собрались. В итоге едем через Набережные Челны, Альметьевск. Автобус №11 вывозит за город (16:30), где мы сразу же садимся в легковушку до Малой Пурги. Там через 10 минут уже газель до Челнов.

 

По дороге слушаем концерт "Машины Времени" и разговоры о Татарстане. "Татары и башкиры друг друга не любят. Особенно это по гаишникам чувствуется. А вообще самих башкир мало. Это когда паспорта в 70-х меняли - всех башкирских татар башкирами записали". Да, в России всегда, почему-то, у соседей проблемы. Я слышал похожие рассказы о вражде чувашей и марийцев и т.д.

 

Удмуртия к югу от Ижевска не оправдывает свое отдающее дремучестью название - одни поля с перелесками. Красно-белым пятном на зелено-коричневой палитру лег красивый классицистический собор близь Можги. А вот севернее Ижевска - уже сплошные леса. Смену ландшафтов подтвердило и географическое наблюдение водителя: "от Ижевска до Перми продают подосиновики, да подберезовики, а здесь - одни грузди".

 

Татарстан встретил городом Менделеевск - "самым грязным в области". Небольшой укрытый зеленью городишко скрывает в себе множество домов с надписями типа "Производство бора сернокислотного", "Производство гидрокарбоната натрия" и т.д. Островком искусства в море химии служит до безобразия обшарпанный особняк с надписью "Краеведческий музей", за которым высятся руины водокачки. Кроме того, в городе имеется мечеть и церковь - оба новоделы.

 

Главная улица города несет в себе намек на дизайнерскую мысль. Чередование девяти- и пятиэтажных домов, фасады которых украшены орнаментом и раскрашены в фиолетовые тона. Одновременный намек как на восточный мотив, так и на химическую промышленности. Стиль присутствует.* Водитель решил срезать путь до Набережных Челнов и провез прямо сквозь Менделеевск. За городом мы вышли на оперативный простор, откуда могли разом наблюдать целых четыре города: Менделеевск, Елабугу, Набережные Челны и Нижнекамск. Последние два, правда, представлены исключительно трубами. Особенно впечатляют огромные трубы нефтехимического завода Нижнекамска, что прекрасно видны, хотя до города более 30 км.

 

И вот Набережные Челны - "татарский Лас-Вегас" (т.к. "на 600 тыс. жителей тут 5 казино"). Город делится на 2 части: спальные районы и корпуса завода КАМАЗ. Примерно четверть населения города, по утверждению водителя, работает (так или иначе) на заводе.

 

Город довольно молодой, получил статус в 1930 г. Однако до 1969 г. это был ничем не выдающийся татарский городишко с населением менее чем в 20 тыс. чел. Но вот, ровно столетие спустя после того, как президент Грант забил золотой костыль в почву штата Юты и соединил США сплошной линией железной дороги, началось строительство КАМАЗа, и город стал расти как на дрожжах. У него "американская" решетчатая планировка, как и у другого автомобильного центра Поволжья - Тольятти.

 

Мост через Каму, что платен для не-резидентов (например, легковушка - 26 руб.), и нас высаживают недалеко от автовокзала. Идем на трассу Альметьевск - Бугульма - Оренбург. Вообще думали ехать через Уфу. Это намного длиннее, но зато по федеральной трассе. Однако все водители советовали ехать чз южный Татарстан. Мол, там "дороги нефтяников", много машин. Проверим.

 

Проходя мимо автовокзала, решили посетить местный туалет. Пока я охранял рюкзаки и рассматривал уж совсем дешевые (20 руб.) аудиокассеты, сзади подкрался милиционер. Проверив паспорт, он пригласил в комнату милиции. Там долго рассматривал наши паспорта, проникаясь уважением к путешественникам ("А это что"? - "Швейцарская виза" - "Ну ты даешь"), переписывал данные, дивился маршруту экспедиции и расписывал что именно с нами сделают дикие среднеазиаты. Согласно его рассказам, Эле повезло бы больше - ее всего лишь отдали бы в гарем. А вот с меня заживо содрали бы кожу. Под конец он попросил показать имеющееся холодное оружие. Взглянув на перочинные ножи, расстроился: "Это разве ножи? За это вас даже оштрафовать нельзя. А где тесаки, топоры? Ладно, идите".

 

До выхода из автовокзала не дошли. "Ваши документы", - еще один страж порядка. "Пройдемте в комнату…" - "да мы только оттуда". Нам, понятно, не поверили, но едва мы зашли внутрь снова, как за нас вступился первый милиционер. "Это путешественники, они в Среднюю Азию торопятся".

 

Из-за всего это лишь в 20:00, уже в темноте, мы стояли на выезде из города. Вскоре поймали "Волгу" до Заинска. По дороге водитель раскрылся, что он таксист. Мы попросили высадиться, но он не высадил, а довез бесплатно. Кстати, нам очень повезло, что мы его встретили. Дорога до Заинска сейчас на ремонте - там разбитая (мягко говоря) грунтовка, и все ездят крюком чз Нижнекамск. И лишь самые отчаянные - по ухабам и рытвинам ремонтирующейся дороги.

 

Не всем везет. Лежит в канаве перевернувшаяся утром фура. Вокруг суетятся люди, собирая груз (непонятно зачем - ведь фура везла куриные яйца). Мы же объезжаем в свете фар двухметровые ямы и преодолеваем такие же горки. Финальный аккорд - "прыжок веры". Рискуя ухнуть в обрыв справа, машина переползает через холм. Фары вертикально вверх, что на той стороне, увидишь, когда поедешь вниз. А если тоже обрыв? Но водитель тут не в первый раз.

 

Крайне полезно ездить по провинциальным городам с местным уроженцем. За короткий период узнаешь о городе столько, сколько не узнал бы за месяц сидения в библиотеке. Заинск возник в 1956 г. вокруг построенной ГРЭС. Строили ее для блага Альметьевска (Челнов тогда еще, считай, не было) и планировали как можно ближе к городу, но не нашли подходящего места и построили здесь. Потом появился КАМАЗ, и в Заинске построили завод по выпуску деталей для КАМАЗов. Также тут имеется крупный сахарный завод. В целом - типичная индустриальная глухомань, но глухомань татарская, о чем свидетельствует подсвеченная в ночи мечеть.

 

Вышли на нужном нам краю города. Мимо красных огоньков труб ГРЭС идем к АЗС и продолжаем стопить. Пока я общался с машинами на заправке, около Эли остановилась "девятка". Внутри трое молодых людей в классических коротких стрижках и кожаных куртках. "Девчонки, а вам не страшно ночью машины ловить?". "Нет", - отвечаю я басом и выхожу на свет. Коротко поведали, куда едем. "Ну ни фига себе", - был ответ - "садитесь, до Акташа довезем". Мы втиснулись в машину с рюкзаками и поехали. Я всю дорогу гадал, куда нас везут - ведь Акташ, насколько я помнил, это поселок в Горном Алтае (уже потом сверился с атласом и выяснил, что полное название этого татарского наспункта - Русский Акташ). На вопросы ребят "ну и как Татарстан", я, нисколько не лукавя, ответил, что Татарстан очень даже, как с моей личной, так и с официально-статистической точки зрения. Ребята приободрились ("в раю живем") и на радостях устроили гонки с едущей рядом "семеркой". На скорости 160 кмч стала трещать крыша, и пришлось отдать победу сопернику.

 

Было это на въезде в Акташ. Ребята посигналили победителю, чтобы тот остановился. "Подвези двоих до Альметьевска". - "Не могу, я поворачиваю. На Оренбург в объезд еду". - "Отлично, они как раз до Оренбурга". "Но у меня нет заднего сидения - коленвал везу". (Встреваю в разговор) "Ничего, я привычный". Сидеть на коленвале гораздо удобнее, нежели лежать на ободе колеса.

 

Наш новый водитель ехал странно. В объезд Альметьевска, чз Азнакаево. Может потому, что тут дорога совершенно пустая. Поэтому меньше 120 кмч мы не шли, оставляя за собой факела и нефтяные "качалки". Альметьевск - столица нефтяного края, осложненного невиданной для России плотностью дорог (хорошо видно в дорожном атласе), которые проложены между месторождениями. Легко заблудиться. Кстати, говорят, что сам Альметьевск - очень грязный город. Трудно дышать от нефтяных испарений.

 

Проносимся сквозь Азнакаево (ряды пятиэтажек с орнаментом на фасадах), потом мимо озера огней слева. Это Октябрьский, еще один нефтяной город, но уже башкирский. Наконец, (23:00) поселок Бавлы. Здесь водитель решил заночевать у сестры, а завтра продолжить свой путь.

 

Оказываемя на перекрестке. Редкие машины едут раз в пять минут. Наконец одна останавливается и тут оказывается, что мы стоим на дороге в Казань, Самару. А на Оренбург вон туда - а вот там-то вообще ни одной машины. Холодает. На сегодня это все, решаем мы, и, отойдя за символическую лесополосу, ставим палатку прямо напротив нефтехранилища.

 

09.09.03

Утро на Южном Урале - Они сражались за Родину, и за такую тоже - Глухая трасса - "ХОТЯ БЫ до Оренбурга?!" - "Макдональдс" как воплощение человеческого счастья - Оренбург как город упущенного имиджа - Поездом через границу.

 

В шесть утра вылезаю из палатки караулить нашего вчерашнего водителя. Степь кругом, да увал закрывает горизонт. Утренняя дымка, Южный Урал. Красота. Ровно год назад в этот самый день я отправлялся в плавание по Волге от Москвы до самой Астрахани, ныне - на пути в Среднюю Азию. Что же будет в следующем году?

 

Утренний холод, пустое шоссе. С восходом солнца, поселок просыпается. Задымились заводы, поехали вахтовые автобусы, потащили грузы КАМАЗы и "Уралы". Пора и нам в путь. Садимся в "девятку" до следующей деревни. Мужик всю дорогу ругает татар за то, что зажимают русских. Довез, кстати, как раз до татарской деревни с обязательной мечетью. Там сели на КАМАЗ до поселка Шалты - это самый южный населенный пункт в Татарстане. Водитель расспрашивал о московских ценах и поражался дороговизне жизни. Особенно его поверг в шок рассказ о затратах на дачный участок. "У нас - бери земли сколько хочешь, да стройся. Все материалы под ногами".

 

Кусок к югу от Бавлов татарский по населению, но совершенно не Татарстан (который, как известно, относится к Поволжью) по ландшафтам. Степь, лысые увалы, кудрявые рощи в низинах. Удмуртских и татарстанских коров заменили лошади и овцы. Чистое Оренбуржье.

 

В Шавлах нас высадили прямо под сенью местной мечети. Последняя стоит рядом с памятником павшим в Великой Отечественной таким образом, что каменный боец широким жестом указывает на нее. И это правильно - именно за такую Родину многие местные жители сражались.

 

Постояв немного, пошли на выезд из поселка. Там, близь пожарного пруда, принимала ванну самарская "девятка". У Эли явно талант уговаривать водителей - нас, хоть и восприняли сначала хмуро, все же взяли до Абдулино (самый северный город Оренбургской области больше похожий на небольшую деревеньку), и даже увезли чуть дальше. Остались посреди степи рядом с придорожным кафе.

 

И вот что мы постановили после часа стояния там. Не ездите этой дорогой - полная глухомань. Из автотранспорта лишь трактора до соседнего колхоза, да лошадиные упряжки. Лучше ехать по параллельной дороге чз Бугуруслан-Бузулук.* К счастью через некоторое время у кафе появилась небольшая тусовка дальнобоев, у одного из которых были замечены казахские номера. К сожалению, он ехал из Казахстана в Пермь (вот бы его нам на обратном пути!), зато его сосед ехал в нужную сторону.

 

"Вы вообще куда?". - "В Ташкент". "Не понял. Куда вы хотите, чтобы я вас довез".- "Хотя бы до Оренбурга". - "ХОТЯ БЫ до Оренбурга?!! Ну садитесь". (Себе под нос) "Ну ни … себе".

 

Подходим к рюкзаками, а водитель рассказывает соседнему водителю. "Нет, ты представляешь: до Оренбурга, ХОТЯ БЫ до Оренбурга. А сами еще дальше - в Ташкент. Ну путешественники, …". Да, тут автостопщиков не видели.

 

Водитель вез груз в Оренбург и ехал по этой дороге лишь по привычке. "Сейчас все через Бузулук-Бугуруслан ездят. Я тут едва ли не один. Тут ментов совсем нет". И действительно, милицию встретили только раз, да и те были пассивны. И вообще трасса пуста. Нет фур, нет и местного транспорта: от Абдулино до самого Оренбурга ни одного города. Вокруг степь да увалы, плюс размышления нашего водителя о беженцах ("им беспроцентный кредит на 10 лет, а мне, в лучшем случае, ссуду под 20%") и этнических особенностях гаишников ("у каждого свое в голове запрограммировано: чуваши спрашивают только путевой лист и копаются в нем, а права можешь не брать - не спросят; а мордва - ей только техпаспорт подавай").* В 17:00 по-местному (2 часа впереди Москвы) въезжаем в Оренбург под московское "Авторадио". Первое, что видим в городе - вывеску "Макдональдса". Туда и направляемся.

 

Местный "Мак" оказался самым сильный впечатлением от города. Он, по-видимому, совсем недавно открылся. Тут еще царит праздничная обстановка: довольные донельзя (как это отличается от московских замученных роботов-продавцов) девочки, стоящие за стойкой плечом к плечу, звонко кричат "Свободная касса" как только кто-то решается зайти внутрь. Зашедший немедленно теряется в этом храме глобализма и испуганно смотрит на меню. Когда я делал заказ, меня обслуживало трое (!), причем все делалось с таким ненаигранным восторгом, что даже смущало (еще бы, после европейских "Маков", где все дает тебе понять, что ты в дешевой забегаловке - поешь и уходи).

 

Еще в данном "Маке" был секьюрити, который а) выглядел как секьюрити, по меньшей мере, крупного банка, б) относился к работе с рвением. Не успели мы зайти внутрь, как он подошел и попросил быть поаккуратнее с нашими рюкзаками: "Это ведь семейный ресторан. Тут дети маленькие ходят". Потом он попросил задвинуть рюкзаки в угол, дабы они не смущали клиентов. Почувствовав, что к нам относятся как к нежелательным клиентам, я в сердцах высказался, что за все свои путешествия встречал охранника в "Маке" только раз - в Париже (в Египте "Мак" охраняют автоматчики, но снаружи), да и тот ко мне не приставал. Услышав это, секьюрити отошел и больше не подходил.

 

Перекусив и приведя себя в порядок, мы отправились на прогулку по городу, ориентируясь по подробной карте, которую я вез от самой Москвы (спасибо Жене за картографическую поддержку). Честно говоря, от Оренбурга я ожидал большего. Имидж казачьего города как-то не подкрепился полевыми наблюдениями. Во-первых, удивило, что мечетей тут больше, чем церквей. Ну может не больше, но они явно "ярче" (скажем, на "рекламных" плакатах типа "Я люблю Оренбург" изображена то местная соборная мечеть, то т.н. караван-сарай). Кафедральный собор стоял недалеко от здания администрации, но его снесли в тридцатые и, судя по всему, не собираются восстанавливать.

 

Большая часть центра представляет собой "старые" кварталы с особняками начала столетия вперемешку с одно-двухэтажной застройкой ХХ века, но уж больно все неприглядно выглядит. Окна забиты досками, штукатурка отходит огромными кусками. В дополнение ко всему улицы близь вокзала превращены в аналог уличного рынка с обязательной грязью и люмпенизированным контингентом. В общем, город оставил довольно кислое впечатление.

 

Перешли реку Урал и попали в другую часть света - Азию. Об этом знаменательном факте имеется даже стела на азиатском берегу. Но, опять же, памятник проржавел, стоит в каких-то зарослях. Нет, нет у нас во многих городах заботы о собственном имидже. И дело даже не в привлечении туристов, а просто в самоуважении. Ну это как ежедневная гигиена, которой нельзя пренебрегать. И вывесить плакат типа "Я люблю свой город" недостаточно. Надо всячески раскручивать своих знаменитостей - местных уроженцев, основные достопримечательности - "визитные карточки" города, придумывать себе имидж, лозунг, миф, наконец (типа уже канонического - "Рубцовск - ворота в Азию"). Поначалу можно даже и в треш удариться ("В России только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы") - главное не сидеть сложа руки.

 

Размышляя таким образом (ох и прав был Риттер, сказав, что каждое место на Земле есть поучение Господа людям; каждая точка призвана вызывать у тебя определенные мысли, переживания, размышления, зачастую напрямую с этим местом и не связанные), мы огородами, дачными участками, да опушками вышли к другому мосту через жиденький еще Урал. Здесь, прямо посередине реки, работал фонтан, "косивший" под Женевский. Но вечер настал, и воду отключили. На пойме европейского берега - детская железная дорога - я такую еще в Иркутске видел. Как и там - не работает.

 

Поднялись по крутой лестнице, и, тем самым, вызвав восторг местной молодежи (мы же под рюкзаками), прошли мимо краеведческого музея и пошли по главной улице города. Здесь театр, институты, наиболее сохранившиеся особняки. Выглядит неплохо. Тем временем, совсем стемнело, пошел дождь, да и вообще пора было на поезд.* Мы решили перестраховаться и переехать границу на поезде, чтобы нам точно поставили все нужные штампы в паспорт и все декларации выдали. Поезд (Астана-Актюбинск) идет удобно: рано утром в Актюбинске. Стоит плацкарт правда по 265 руб. с носа. За триста километров это прилично, хотя это самый дешевый поезд. За все путешествие это была самая дорогая поездка в расчете на километр и, по большому счету, совершенно не нужная. Но ночевать хотелось в поезде, а не на границе. В общем, в 22:45 мы покинули Оренбург.

 

Москва-Оренбург(6-9 сентября)
Казахстан (10-11 сентября)
Ташкент (12 сентября)
Самарканд (13-14 сентября)
Бухара(15 сентября)
Хорезм (16 сентября)
Устюрт (17-18 сентября)
Атырау-Уральск-Казань-Москва
Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.020175933837891 сек.