последняя редакция 26 июня 2010
Это весьма не простой вопрос. Мне известны пока такие пути:
Через Забайкальск (Чиинская область). Популярный сейчас вариант, интересен тем, что там выдают китайские визы. (см. визы) Переход непешеходен, имеются маршрутки и автобусы. Оно стоит обычно 300 рублей, но с китайцами можно договориться за 100.
Полезное свойство города Манчжурия - Центр Переводов на 5-й улице. Здесь можно, например, перевести на китайский дорожную грамоту и получить правильную красную печать. Услуга не то беспатна, не то дешева.
(!) По информации, полученной от Валентины Дюрягиной, на манчжурской границе могут быть проблемы у одиноких девушек до 25 лет. По китайским понятиям они несовершеннолетние и визу им могут не выдать. В такой ситуации полезно иметь попутчика.
(!) От Ивана Самарина в сентябре 2005, китайские пограничники потребовали показные деньги в количестве 100$ на день. В итоге им выдали визу только на 15 дней(!!!). Похоже, что манчжурский погранпереход начинает обрастать рогатками. Самарину же на этом переходе всучили страховку за 5 юаней.
Через Монголию. Популярный одно время вариант. Объясняется легкостью получения визы в Улан-Баторе. В этом случае приходится пользоваться погранпереходом Зуумун-Уд - Эрлянь. Достигнуть этого погранперехода из Монголии само по себе непросто.
Погранпереход закрывается на выходные. Это, однако, не относится к поездам. Довольно часто границу пересекают монгольские и китайские пассажирские поезда. Расписание :
Поезд Москва-Пекин - по воскресениям - 19:26
Поезд Уланбатор-Пекин - вторник, четверг - 19:26
Поезд Уланбатор-Эрлянь - вторник, пятница - 8:18
Поезд Уланбатор-Хух-Хото - понедельник, четверг - 8:18
Китайские берут 10$ за перевоз, но можно слегка поторговаться. (летом 2003 года мы с А.Мироновым проскочили за 7$ на двоих.) Монгольские по слухам берут 3-4$. Монгольские автобусы оказывают эту услугу за 4000 тугриков (что есть менее 4$). Билетов из Зуумун-Уда в Эрлянь никто не продает; люди самостоятельно скапливаются у поезда, начальник поезда, окинув всех критическим взглядом, запускает внутрь, а потом начинают собирать деньги. На границе надо заполнить несколько бумажек. В 2003 году на с Мироновым про деньги не спросили и вообще лишних вопросов не задавали.
Через Киргизию. Существующие погранпереходы пользуются дурной славой, кроме того, в 2003 году они были закрыты. Однако, 9 июля 2004 некий Печеный сообщил из Оша следующее: "Погранпереход Кыргызтан-Китай через перевал Торугарт работает ежедневно кроме субботы и воскресения примерно с10:00 до16:00. Там есть особый поток машин - грузовики везут металлолом в Китай(какая-то база в 110 км. от границы). Их довольно много. Пару раз попадались и китайские машины. Дорога круглогодична. Асфальт до Ат-башы, дальше грунтовка и почти полное отсутствие машин, кроме упомянутых " Весной 2007 я лично убедился в проходимости Торугарта. Пробема только в том, что и на киргизской и на китайской стороне почти никакой жизни нет.
Перевал Эркештам гораздо более удобный. От Оша примерно 250 километров до перевала, последние 50 километров ужасающая гравийка. На границе барачно-вагончатое поселение. На китайской стороне небольшой городок и сразу хорошая дорога на Кашгар.
Через Казахстан. Тут их два. Погранпереход через Хоргоз работает примерно с 10:00 до 20:00, (учитывайте путаницу с часовыми поясами), в воскресение закрыт. Он не пешеходен, и даже пограничник не волен вас пропустить. Переход преодолевается двумя автобусами - казахским из Казахстана до таможни и китайским от казахской таможни до китайской таможни. Стоимость казахского непредсказуема, китайский хочет 20 юаней. С челноков берут 40 юаней, что б жизнь медом не казалась. Однако уговаривается любой автобус. Двигаясь на запад достаточно пройти китайскую таможню и получить выездной штамп - далее вы как-нибудь да уедете, не жить же вам на нейтральной полосе. Казахские таможенники могут придумать для вас проблему - будьте бдительны. Движение в сторону Китая может быть чуть сложнее в смысле уговора китайского автобуса. Андрей Миронов в 2003 (двигаясь из Китая) прошел казахский участок границы пешком, так что и такое бывает.
Фотография этого погранперехода с космоса
Процесс прохода этой таможни летом 2006 в описании Алекса Кузмицкого.
Со стороны Китая к границе примыкает крупное поселение Хоргоз (Huoerguosi) со множеством магазинов, где меняют валюту, банками, гостинницами и многоэтажными зданиями. Со стороны Казахстана у границы стоит скромная деревушка с тем же названием. Есть продовольственный магазин. Вроде бы не один. Однако, неплохая трасса на Алмату.
Погранпереход Дружба. Пока без информации.
Погранпереход Зайсан. В 2002 году переход был пешеходен и бесплатен, но уже в 2004 стал непешеходен и платен - 20 юаней и 500 тенге за автобусы. Китайская сторона обыскивает тщательно. Наличие денег не спрашивали ни в 2002, ни в 2004. М.Валдатса и Я.Круминьша в 2002 спросили о наличии справки отсутствия СПИДА, Ивана Шиянова в 2004 спросили про то же, но в обоих случаях быстро отвязались. "Народу и машин очень мало по сравнению с Хоргосом. Хотя таможня отлично оборудована (даже фотографируют рожи отъезжающих) до обеда, с 9 до 12 часов, пропускают только человек 30! От Зайсана - только деньгопросы. На китайской стороне обед 2,5 часа (с 12 до 14.30, алматинское). Дак у нас отобрали паспорта и вещи и выпустили в Зимунай гулять! Китайская проходится за 15 минут, если знаешь, куда бежать."(И.Шиянов)
Через Владивосток. Есть несколько погранпереходов: глуховатый через Хунчунь, популярный через Пограничный, где-то еще один, остальное - в Хабаровске и Благовещенске. Переход в Пограничном дублирован железной дорогой. В 08:00 открывается касса, в 10:00 начинают пропускать к поездам. Поезд стоит около 700 рублей, автобусы дороже. Поезд идет медленно, и прибывает в Суньфыньхэ в 14:00. Досмотр на китайской стороне не особенно строгий.
Через Вьетнам. Имеется два перехода. По слухам, китайская сторона на въезде любит спрашивать наличие денег и обыскивать сумки. И. Самарина в 2006 тоже пропустили без всяких вопросов и я лично в 2007 и 2010 проходил ее быстро и без приключений. Переход пешеходен. Вьетнамцы собирают 3000 донгов за выезд из страны. Нейтральная полоса незначительна. Почти сразу от границы начинается автобан на Наннин, только надо пройти ногами с пару километров до ближайшего населенного пункта. У терминала обычно пасутся менялы.
На дороге Ханой-Куньмин переход пешеходен.
Через Лаос. С китайской стороны к границе примыкает городок Моха(есть даже интернет), с лаосской - несколько домиков и сарайчик пограничников. Нейтральная полоса километра в два. Переход пешеходен. Траффик от Мохи на север хиловат, но есть.
Через Бирму.???????
Через Непал. Имееется один переход. Между непальской и китайской таможнями - примерно 10 километров расстояние, вероятность подвоза низка. Китайская сторона строга и мелочна, непальская - пофигистична. Переход пешеходен и, вроде, круглосуточен.
Через Пакистан. Не лучший способ попадания в Китай. Изучен В.Шарлаевым. По его словам, существует некая погранзона, где нельзя ходить пешком, могут схватить и засунуть в автобус. Погранпереход непешеходен и даже приблизиться к нему ногами нельзя. использовать этот путь имеет смысл разве из великой любви к Каракорумскому шоссе.
Через Японию. Не самый дешевый вариант. Между Китаем и Японией курсирует 1 (один) теплоход с пугающим названием "Утопия". Этот теплоход совершает два рейса в неделю туда-обратно по маршруту Симоносэки - Циндао. В пути 25 часов. Цена самого дешёвого билета - из Китая 1200 юаней (170$), из Японии немногим дороже. Общие помещения, спать на полу. Пассажиров обычно мало. Китайская таможня в Циндао необыкновенно пассивна, можно, наверное, провезти хоть полный рюкзак героина, и никто тебе ничего не скажет (П. Лагуткин).
Информацию на эту тему можно посмотреть так же на avp.travel.ru, в разделе КИТАЙ.