На главную Тексты Тонкая Красная Линия Часть 3: Антакья-Кассаб-Латакия
Часть 3: Антакья-Кассаб-Латакия

17 июля воскресение "А на небе только и разговоров, что о море"

Ночь я провел в одном из скверов Антакьи и проснулся в 7:30, когда город еще спал. Нужна была еда и интернет, я пошел их искать, но в городе было пустынно и тихо. Все закрыто. Лишь через пару часов в одном месте я обнаружил просыпающееся интернет-кафе с расценками 1 лира/час, и просидел там полчаса. Надо было спланировать схему ожидания А.оповестить ее об этой схеме... Написал так:

17.07.2005 09:32 muhranoff Ночью приехал в ANTAKYA, ночевал в парке. Сейчас попробую поймать ОТТЕРа, потом = в Самандаг. Завтра весь день в Самандаге, жду A&O(на север по берегу, где лес). 19-го утром жду, потом возвращаюсь сюда.

Отправил сообщение Оттеру на телефон - мол, я в городе, давай через час на центральной площади у музея археологии? Было 9:24, надо было убить этот час и я завернул в соседнюю локанту, где разорился на миску чорбы(1,5 лиры). Отдельно попросил воды и развел кофейный пакетик.

Локанта была интересная - с открытками Петербурга под стеклом столиков. Хозяин сказал, что это идея его друга, любителя фотографии и Петербурга. И даже русскую песню поставил на магнитофон.

Хитрыми зигзагами, убивая время, я вернулся к Оронту, перешел мост и устроился на скамеечку у музея археологии. Оттер явился ровно в 10:24, пунктуальный до минуты.

Мало кто знает его по имени и фамилии, он не любит ими пользоваться. Живет в Москве. Это странный пример человека, тихого и молчаливого в обычной жизни, но шумного и эпатажного в пространстве интернета. В разного рода форумах и гостевых он любит писать с ужасными грамматическими ошибками, а мне как-то доказывал, что ошибки - это правильно и нужно. Это вообще борец за идею, но только не в реальной жизни - тут он предпочитает скромно наблюдать со стороны. В Москве он выглядит тихим созерцательным интеллигентом в очках, но в Турции зарос разбойничьей щетиной.

В Турцию Оттер приехал морем из Сочи, посетил Кайсери и Каппадокию, потом что-то стало с его здоровьем, он перебрался в Антакью, вписался в католическую миссию и несколько дней приходил там в себя. Языком владеет только английским, и миссию нашел на удивление просто: спросил ночью случайного турка, where is можно спать? Далее он поедет в Сирию, как и мы.

__-Оттер, - говорю я, - поехали в Самандаг? Там море, там песок, там эпическая гора Касион, туда, может быть, приедет А.ты увидишь это чудо природы.

Оттер решил - можно. И мы отправились переулками старого города до католической миссии, вернее, дома некой немки Барбары. У нее, как я понял, народ вписывается за деньги, но Оттер вроде бы договорился за так. Дом Барбары - глухая стена с деревянной дверью, оббитой металлом и со специальным молоточком для стука. У Оттера был ключ. Внутри - дворик с лесенками и растениями, черепица крыш, кухонные звуки и запахи, непонятные люди: не то европеизированные турки, не то отуреченные европейцы.

Комната Оттера напоминала монастырскую келью - минимум предметов, стол и кровать. У Оттера была тяжелая палатка, которую он решил оставить здесь на тот месяц, что он пробудет в Сирии. Мы совместно написали англоязычное письмо отсутствующей Барбаре - спасибо за приют, оставил палатку, еще вернусь... Так же Оттер тяготился килограммом булгура и спихнул его мне.

Мы пеерсекли город и вышли на самандагскую дорогу, по пути сделав становку у столика под тополями, где изгтовили и выпили чая. Город Антакья интересен как раз тем, что все основные дороги начинаются от центральной площади, расходясь звездой. И каждая снабжена указателями. Подвернулся недорогой интернет и я оставил краткое сообщение:

17.07.2005 12:18 muhranoff Встретил Оттера. Едем в Самандаг. Там ночуем. А. - шли СМС на ..................

На самандагской дороге нас подобрала легковая - в ней было двое, мужчина преклонных лет и дама лет под 50. Эта дама шокировала даже меня. Она была разговорчива общительна не по-турецки, одета в шорты и какую-то коротенькую футболку, вся ее кожа была покрыта непонятными пятнами, фигура совершенно несуразная. Она шустро говорила на английском , сказала, что журналистка и показала удостоверение, где на фотографии выглядела моложе лет на 20. Она вскрикивала и хваталась за голову, когда мы въехали под валики машинной мойки. Она была сюрреалистична и я сам начал помалу терять чувство реальности.

Водитель спросил - а зачем вам в Самандаг? Поехали в Чевлик, это пятью километрами севернее. Там мост. Там каньон. Там пляж. Мы согласились. Собственно, идея вот в чем. В Самандаге я был в 2002 году, это ровная линия берега, много песка, но совершенно негде жить и планировать стрелки. На юг от Самандага - какая-то застройка. А вот в пяти-шести килметрах на север начинаются горы. Там дикая безлюдная местность(судя по картам), попадаются родники. И начинается это безлюдье сразу за Чевликом. О том, что именно туда я пойду ждать А. было оговорено еще в Питере.

За Самандагом трасса пошла берегом, недалеко от полосы прибоя. Это было море, я наконец-то вышел к нему после степей, гор и холодных водохранилищ. Это было Средиземное море, самое первое и главное для человеческой цивилизации. Это было великое море.

Нас привезли в Чевлик, присоветовали посмотреть какой-то каньон и машина ушла. Мы стояли на дороге между шеренгой магазинов и широкой полосой пляжа. На песке скопился народ в огромном количестве - всех возрастов и категорий. Женщины в основном в одежде, на берегу.

Все же в море стоило залезть хотя бы ради того, чтобы остыть. Мы устроились на песке и по очереди совершили заплыв. Меня посетила идея купить арбуз, что я и осуществил, обежав несколько магазинов. И ели мы арбуз с хлебом...

Лежа на пляже, я листал оттеровский Lonely Planet. Искал там про Тигранокерт, но не нашел, как обычно, зато вычитал много всего про Чевлик. Он, оказалось, построен Селевкидами как столица государства и назывался Селевкия. Был это большой город, и большой порт, а для целей обороны тут даже хитро изменили русло реки, продолбив искусственный каньон. Однако, оборонять город оказалось сложно, и столицу перенесли туда, где теперь Антакья.

Остудив себя морем, мы решили сотнести теорию с реальностью. Нашли тропинку к археологической зоне: она повела наверх, к ресторану, потом нырнула в каньон. Действительно симпатичный каньон, только в его конце - деньгособирательная избушка. Вход стоит лиры две. Хитрые бумажки не произвели впечатления. У Оттера вообще бумажек не было, так что мы развернулись, еще раз прогулялись по каньону, наскоро поискали пути обхода кассы, но явных не было, и мы вернулись обратно на берег.

Теперь оставалось найти место под ночевку. Решено было идти от Чевлика по трассе вдоль берега, пока не встретится пресная вода и удобное место. И пошли мы по трассе, но ошиблись поворотом и убрели куда-то вверх, в гору, где дорога внезапно кончилась. Представьте себе полчаса подъема в гору по южнортурецкой жаре, когда вокруг сплошные колючки, стрекот цикад, раскаленные за день камни...

Мы спустились вниз и пошли по асфальту. Очень скоро нашелся родничок сразу справа у дороги, а слева внизу - камыши, песок, и каменная гряда, о которую разбивались медленные морские валы. Мы спустились на песок и разбросали там вещи. Набрали сухих палок, развели в камнях огонь и я воспроизвел свой "суп евфратский". Неподалеку стояли турецкие машины, народ отдыхал на море в этот воскресный вечер, но с наступлением темноты все стихло, машины разъехались, и мы остались одни.

Спали, расстелив коврики на песке. Каменная гряда неплохо защищала от ветра.

18 июля понедельник. Харбие.

Утром случилось небывалое - наползли низкие серые облака, солнце пропало в них, на море поднялась волна, и это было прекрасно. Мы собрались варить кашу, но неожиданно пришел местный житель. Это был рыбак, он собрался ловить рыбу, но шторм спутал его планы и он решил поделиться с нами запасами - помидорами, хлебом, сыром. И водкой, к некоторому моему удивлению. Ответным жестом мы напоили его чаем.

Все же хорошо в Турции без солнца. Во мне зашевелилась скалалазная юность и я отправился к трассе полазать по скалам. Слишком поздно я понял, что местные скалы - не Монрепо и не скалодром, тут все крошится под руками. У меня были все шансы сверзнуться метров с двадцати - несколько раз я обнаруживал, что камни подо мной норовят вывалиться, а стена почти отвесная, зацепиться не за что... Я проклял всю затею. Кое-как выполз на ровное место, и вот тут обнаружилось, что спуска, собственно, нет. То есть имеется, но весьма далеко. Пришлось продираться по камням среди елок и колючек, с большими потерями времени и сил... Но я все же слез...

Грязный и пыльный, я полез в море. Оттер с сомнением отнесся к этой идее, но под конец тоже поддался этому искушению. Люблю волны. В полосе прибоя были сплошные камни, заход в воду был несколько опасен, и вообще плавание в шторм среди скал не стоит популяризировать, но... Но говорю же, люблю волны. В море была скала, я догреб до нее, влез наверх, как тюлень, и там сидел некоорое время, наслаждаясь процессом. Вокруг меня все шипело и пенилось, Средиземное море с грохотом обрушивалось на скалу, и я в кои-то веки ощутил гармонию с окружающим миром. Мне всегда не хватает событий. Сонный ритм окружающей жизни убивает во мне всякое желание в ней участвовать. Хочется звуков, движений, чего-то значительного... Только вот так в море на скале я наконец обрел то, что искал.

Сварили кашу с яблоками. Уже взялись за ложки, когда выглянуло солнце. В несколько минут песок и камни нагрелись до состояния утюга. Мы схватили миски и сбежали на единственный кусочек тени - на склоне под елкой. Тени там было на полчеловека, но мы кое-как утромбовались. Солнце в Турции - это как у нас дождь, он него надо быстро убегать и прятаться.

15:00. Становится слишком горячо. Я предложил Оттеру поехать в Харбие - водопад около Антакьи. Он вроде согласился. Мы собрались, вышли на раскаленный асфальт и добрели до Чевлика. Это стоило нам некоторых усилий. Оттер сказал, что подождет вечерней прохлады. Не хочет он никуда идти при такой вот зверской погоде. Здесь я его оставил и двинулся далее один. Предполагалось, что мы встретимся снова в Харбие, но мы не встретились, и на этом Оттер исчезает из нашего повествования.

Я прошел пыльный и жаркий Чевлик, нашел трасу а Самандаг и скоро легковая докинула меня прямо к выезду на Антакью. Водитель постоянно тведил что-то про автобусы, а потом сам остановил мне автобус, велел мне туда залезть и сам заплатил за меня 1,5 лиры. Никакие возражения не принимались.

Около 17:00 автобус прикатил в Антакью и я попросил остановиться в месте, которое показалось мне знакомым. Заметил интернет. А.в глухое подполье - ни слова о себе. Написал:

18.07.2005 16:59 muhranoff ANTAKYA. Вчера приехали в Чевлик(5 km от Самандага), там варили суп. Но искать нас там неудобно, так что сегодня вернулся в Антакью и сейчас поеду в Харбие. Это на пути в Сирию, там водопад есть. Море сегодня теплое, волны большие, но ОЧЕНЬ жарко.

Рядом заметил туристинформейшен. В этих местах обычно живут бесплатные карты - я зашел на разведку, но антакийский ТИ сер и неитересен. Карты плохие и недешевые. Я пошел оттуда в сторону центра, причем сперва перепутал направление и убрел не в туда. Кое-как вычислил центр, пришел на рынок, купил чечевицы и пару луковиц.

Выход на Харбие прост, но утомителен. Если от Оронта подняться выше по склону, там пролегает большой проспект. Вроде бы он называется Harbiye caddesi. По нему надо идти на запад. И я пошел, предполагая, что город кончится через пару километров. Как бы не так. Я шел и шел, пытаясь стопить танспорт - без болшого успеха. Встретил русскоязычную азербайджанку, которая угостила абрикосами. Город закончился очень формально - указателем "Harbiye". Темнело. И вот тоолько тут меня взяла машина и провезла немного до водопада. Я вышел среди вечерних огней.

И вот тут я морально сдулся, как воздушный шарик - когда понял, где я.

Водопада не было. От трассы идет дорожка вправо. Через несколько метров от нее идет спуск налево, в большой каньон. Ночью он весь светился огоньками ресторанов и кафе-бистро. Эти заведения облепили склон каньона, а водопад, разветвляясь на бесчисленные ручейки, течет через все эти заведения. Каждый метр водопада кем-то арендован и используется в коммерческих целях. А главное - как место встречи совершенно непригодно.

А что делать, сообщение о встрече уже повешено.

Я бродил по этой ресторанной зоне в поисках чего-нибудь. Чего угодно. Заприметил тропинку, уходящую в кусты. Она вывела в безлюдное место, на скалы над водопадом. Тут вполне можно было ночевать, не привлекая к себе внимания. Я раскатал коврик среди камней и улегся так. Спина болела - сказалось чевликское солнце и морская соль. Я подумал, что к утру пройдет.

19 июля вторник. Здравствуй, Сирия.

Я провел ночь среди камней на сухих листьях. Только утром обнаружилось, что это не просто листья, а лавровые. Так что единственный раз в своей жизни я спал, что называется, "на лаврах".

Цель на сегодня была - дождаться А.с Олегом. Поэтому я никуда не спешил, и просыпаться не торопился, и только в 10 утра решил пройтись по округе. Вещи засунул в рюкзак и закопал в лавровые листья. Наскоро пробежался по Харбие. Интернета не видно. Купил сахара и хлеба. Вернувшись на стоянку, сделал себе кофе и поставил вариться чечевицу с луком. Доел помидоры - подарок рыбака в Чевлике.

В общем, съел чечевицу, выпил чая, собрался, поднялся тропинками наверх, ко входу в ресторанно-кафешочную зону, там оставил рюкзак на хранение в одном кафе и пошел искать интернет. И я таки его нашел - за лиру в час. Договорился на 20 курушей за 10 минут...

А.вчера написала, что она в Урфе и едет на Антакью... Хм. Где же она? Оттер написал, что он уже в Дамаске(извиняюсь за некоторую нетактичность его речи):

ОТТЕР: Я в Дамаске, денек тут погуляю и повалю hz куда смски уходят через раз....

А. я ответил так:

19.07.2005 14:10 Куда вы делись? Жду тут еще с час и около 15.00 выдвигаюсь на границу. Там еще подожду и в Кассаб. Там тоже подожду и на Латакию.

Я вернулся назад, ко входу в водопадную зону и просидел там 40 минут на какой-то тумбе. Нет ничего скучнее ожидания, тем более, в таком тоскливом месте. Вообще неприятно ждать - А.то-то делает, что-то изучает, а я сижу на одном месте и смотрю в одну точку. В 15:10 мне надоело торчать в Харбие и я пошел на трассу. В этот самый момент в Антакье А. поникла в интернет и оставила сообщение:

15:30 блин! Подожди нас!! Только что приехали, еще ничего не видели, кроме Св.Петра. Значит так! Мы тогда пока по городу пошляемся. На границе будем к 17:00-18.00. Будешь там раньше - дождись.

Но я ничего не знал об этом сообщении и шел вперед, выбираясь из Харбие. Скоро меня взял грузовик с мешками, в котором уже сидело трое. Они провезли меня немного серпантинами и свернули к бензоколонке. Оттуда я сразу застопил Измаила на "Шкоде", который провез еще сколько-то и свернул. Было 16:00, до границы оставалось 10 километров. Еще когда ехал с Измаилом, мы обогнали желтую машину с арабскими номерами. Я простоял на трассе меньше минуты и эта самая машина взяла меня. Первая сирийская машина в моей жизни. Арабского я не знал, и имя водителя осталось неизвестным. На этой машине я проехал Яйладагы и в 16:25 вышел у таможни. Думаю, сириец отвез бы и далее, но я не спешил. Я ждал А..

Красивый этот погранпереход. Позже я ездил через Рейханлы - там совсем не то. Тут горы, прохладно, много сосен. Очень похоже на Россию. Тишина. Справа от трассы росли какие-то деревья, похожие на рябину, их желтые осыпавшиеся листья образовали желтый ковер, и я лег на этот ковер ждать А.. Вокруг стояли пустые автомобили - и тоже все усыпаны желтыми цветами.

Так я пролежал до пяти часов примерно. А.не появлялась, лежать на цветах было хорошо, но как-то тоскливо. Я решил попробовать пройти границу - вдруг это отнимает много времени? Пошел...

Турки равнодушно шлепнули выездной штамп. Я пошел в сторону Сирии, проплыла над моей головой вывеска "TURKIYE", и я немного задержался в ее тени. Нейтральная полоса здесь пара метров - я постоял немного, проникаясь моментом, потом решился, и шагнул в Сирию.

Так закончилась спокойная и цивильная Турция. Много дней спустя полиция Азербайджана спросит меня: где в турции тебя задерживала полиция? Я скажу: негде. Как так, спросят они, куда же она смотрела? А там ее почти нет, отвечу я. Значит, скажут они, срывай что хочешь, взрывай, что хочешь? Они мне не поверили. Мысленно обращаясь к ним, я снова повторю - да, это правда, в Турции полиция действительно никого не задерживает. Сделайте выводы.

СИРИЯ

Сирия. Здесь тоже было тихо и безлюдно. Мне вручили желтую карточку с вопросами о моем имени, месте жительства, датой выдачи паспорта и так далее. Поизучали мою визу и поставили въездной штамп. Все.

За таможней все те же сосны, полоса дороги, безлюдно. Я прошел метров с 500 и обнаружил указатель на Кассаб - он справа в 6-ти километрах. На углу дом, отгороженный от трассы невысоким каменным забором. Неподалеку сирийские подростки продавали фрукты. Я приблизился.

Фруктами заведовал упитанный парень, похожий внешне на турка, но кроме арабского никакого языка он не знал. Позже подошел туркоязычный старик и с ним мы как-то объяснились. Я заучил одно из первых арабских слов - "туфа"(яблоко; правильнее туффах). Угостили водой, яблоками, попробовали общаться, я подарил им пару российских монет, причем парень попробовал вытрясти с меня побольше - вроде бы шутя. Вечерело, я решил пробраться в Кассаб. Удалось застопить цивильную машину и через несколько минут я вышел в центре города...

Кассаб. Город это небольшой, всего несколько извилистых улиц. Где-то тут есть замок крестоносцев, но я его не рассмотрел. Отсюда же можно подняться на году Джабаль-Аль-Акр и увидеть вдали Самандаг и Чевлик. Но это требовало времени. Я просто осматривался. Арабские надписи. Арабские номера машин. Сами арабы в белых рубахах и платках. Я разобрался с курсом лиры - 53 за доллар, стало быть, 1 рубль=2 лиры. Изучил цены на сахар и чечевицу - не особенно дешево.

Что удивило - армянские надписи. Я заметил их еще на дороге. Здесь, в городе, их немногим меньше, чем арабских.

Нашел интернет. Не помню, сколько он стоил, сирийских денег все равно не было. Я спросил пару минут бесплатно, и мне их выдали. Заодно я переписал себе арабские цифры. Сообщение оставил такого содержания:

19.07.2005 18:21 СИРИЯ КАССАБ это в 6 км от границы направо. Жду тут час-два(центр, одна длинная улица), потом возвращаюсь к повороту и ночую там - там хороший лес.
Тяжело тут без А....

Без языка чувствовал себя глупо, даже цену нормально не спросить. Как пишутся цифры, знал нетвердо, а произношения не знал вообще. Мне бы сейчас А.на пару часов... Но ее нет, и появится ли - непонятно. Где здесь встречаться - тоже не очень ясно. Я решил вернуться к границе и ждать ее там. На всякий случай пошел пешком - вдруг они будут ехать на машине и увидят меня.

Шесть километров до таможни я прошел довольно шустро. Подростки все еще торговали фруктами. Я расстелил пену у трассы почти под указателем на Кассаб и сел ждать.

Мироздание не лишено чувства юмора. В это самое время А.с Олегом уже приехали на границу и ждали меня на турецкой стороне. Так мы и сидели, ожидая друг друга, пока заходило солнце.

Когда стало совсем темно, я пошел спать. Леса в этих местах с избытком. Я прошел намного в сторону Кассаба - там я еще раньше заметил чешму. Недалеко от чешмы я свернул в лес, нашел полянку и развел там огонь. Сварил булгур, съел половину и заснул.

20 июля. среда. Как я умирал и воскресал в Сирии.

Это был день, страшный в первой своей половине и совершенно очаровательный во второй. По количеству событий, ощущений и перепадов настроения он может быть приравнен к неделе моей обычной жизни. Это был длинный день.

Проснувшись утром, я сварил чай и доел вчерашнюю кашу. Что-то странное начало происходить с моим левым глазом, то ли укусила какая-то тварь, то ли попало неправильное вещество. Он распух и принял совершенно зловещий вид. Мало мне сожженной спины.

На дорогу я вышел только часов в 12.Я не знал, что А.с Олегом проехали тут раньше меня - в 9 утра - и сейчас уже приближаются к Угариту. Я встал на дороге с самыми дурными предчувствиями: куда я уеду с моим незнанием арабского и перекошенным лицом?

Неколько машин проскочило мимо. Прекрасно их понимаю... Пошел не спеша вперед, стараясь идти в тени под кронами деревьев. Остановился рейсовый микроавтобус. "Латакия, - сказал я, - ля фелюс. Совсем никаких фелюс!" Автобус выслушал, фыркнул мотором и уехал. "Странно, - подумал я, - как-то оно не по-сирийски..." Но Сирия - это всегда Сирия: автобус вернулся.

Он развернулся на узкой полосе дороги, подкатил ко мне, сказал что-то пригласительное и я залез внутрь, сараясь не смотреть на людей своей бандитской физиономией. К счастью, водитель спросил - мол, чаво это? И повертел пальцем у лица. Я пояснил на пальцах: укусил кто-то. Хорошо хоть, он не решил, что я такой с рождения.

Автобус шел в Латакию. Мы проехали красивые горные районы, спустились в жаркую низину и вскоре остановились где-то посреди Латакии.

Латакия Латакия. Я вышел. Я огляделся. Вокруг громоздились дома, рычали автобусы, мельтешили люди. Жгучее солнце, пыль, дым, обрывки газет, бетонные громады стен и акведуков, яркие пятна каких-то плакатов... Карты города у меня не было, куда идти, я не знал. Употребив одно из известных мне слов ("бахр" - море) я спросил, где тут море, и мне показали. И я пошел.

Сожженая спина еще болела. Левый глаз не видел ничего. Духота и солнце понемногу давили на сознание. Что делать и куда идти в колоссальном городе, я не знал. Алгоритм действий в таких случаях прост: размен денег, еда, интернет. Но где искать обменики и интернет, и как вычислять дешевую еду, если из числительных я знаю только тлята и хамса(3 и 5)? Проблема невеликой сложности, будь я здоров.

Почему, почему я не дождался А.в Турции? Не было бы проблем с языком и жизнь упростилась бы. Дайте мне А., пока я тут не сдох.

Я шел к морю. Я не знал, долго ли мне идти. Город постепенно стал принимать признаки центра. Улицы поуже, магазинчиков побольше, машин поменьше. Наткнулся на интернет... Осторожно зашел... Пижонский интернет с веб-камерами и кондиционером. Говорю - надо хамса минут, а фелюс совсем нисколько... Тамам? Меня выслушала делового вида девушка (В Сирии. Девушка. Без платка. Дожили.) и сказала - можно... И я написал так:

20.07.2005 14:34 muhranoff ЛАТАКИЯ. Ждал до 21.00 у поворота на Кассаб, потом ушел спать. Сегодня в 12.00 ушел, сейчас в Латакии, буду выбираться на УГАРИТ, может, там вас найду. Anj, куда потом - на Меркаб или на Алеппо?

От интернета я продолжил путь к морю, и таки вышел к нему. Море в Латакии - это почти всегда порт. Вдоль него тянется большой проспект - далее он ухоит на север, в сторону Угарита, между прочим. Здесь мне подвернулся турецкоязычный сириец. О, как сразу все стало легко и понятно на родном почти турецком! Он показал мне, как найти банк, и как выехать на Угарит, и еще что-то. Божественный язык. Почему я не разговариваю на нем с детства.

Итак, банк. Стеклянная дверь, широкая лестница наверх и в конце лестницы сразу окошко. А внизу лестницы - кран с водой. С водой.

Я поменял 5 долларов, получив на руки 275 лир. Появились две женщины и заговорили меж собой на русском. Вот уж чего не ожидал, так это русских здесь. Спросил, откуда... Женщины посмотрели на меня так, как будто я пытаюсь их завербовать в террористическую организацию. То есть так, чтобы не портить отношений с этой организацией. Мол, с Казани мы. И все. Сдержанно и сухо. Ну и ладно, подумал я. Лишь бы сириец в окошечке не сделал неправильных выводов о русском характере.

Все, теперь в Угарит, ждать А.. Я двинулся по проспекту на север. Колонны пальм, пыльные газоны, китайские товары в лавках... Пару раз угостили виноградом, один раз зазвали на чай, но без особенного общения - со мной много не наговоришь на арабском-то. Начал экспериментировать с деньгами. Произвел контрольную закупку - два пирожка с сыром, каждый по 5 лир. По нашим понятиям, это 2,5 рубля за пирожок.

Меж тем уже примерно 17:00. Время на моих часах все еще московское, я так и не перевел их. Здесь, наверное, на час больше.

В это время А.с Олегом уже находились в Угарите, ей переправили на телефон мое интернетное сообщение и в 17:02 она отослала СМС-ку в Питер: "Ok. Мы на границе лагерь сделали его там ждали до 9, сейчас 16, разница час. В Латакию тогда не едем. Сразу в Кал-Салахаддин."

Мне не очень понравилась Латакия. Хотя исторически известный и древний город, еще при крестоносцах существоаал, назывался вроде бы Лаоликея был частью Антиохийского княжества. То, что глобализация превратила его в однообразное сочетание асфальта, стекла и бетона, это беда его, а не вина. А может быть, я чего-то не увидел. Может и так.

Я дошел до самой окраины города. Тут меня подобрала машина и повезла, как я ей сказал - в Угарит. И вот меня высадили в каком-то городке, сказали - вот твой Угарит, и машина уехала. Я осмотрелся.

Неподалеку шумело море, видны были зонтики на пляже и народ в купальниках. Пальмы. Рестораны. Магазины. Дорогие машины. Какой тут, к чертям свинячьим, Угарит??? Спрашиваю, есть ли тут Угарит? Народ отвечает: есть. Это вот вокруг он. Я задумался. Нашел даже целую англоязычную компанию, спросил - нет ли тут равалин старых. Очень старых. Они задумались. Пляж есть, говорят, и вот ресторан там есть... А развалин нет.

Я сел на край тротуара и уставился в одну точку. Мыслей не было. Чего делать, непонятно. Даже непонятно, как вернуться в Латакию, ибо основная трасса где-то далеко. Мне было остро необходимо божественное вмешательство. И оно случилось.

Голос в моем сознании четко и разборчиво произнес: "Рас-Шамр". Я даже вздрогнул. Что такое Рас-Шамр? Вообще говоря, все археологические объекты расположены, как правило, возле какого-то села. Поэтому Хаттусу иногда называют Богазкёй, Эблу - Телль-Мардих и так далее. Может быть, Рас-Шамс относится к Угариту? Я вытащил карту Сирии на арабском. Нашел слово "Угарит". Стал искать что-то похожее на Рас-Шамр. Что-то немного похожее нашлось. Хм... Подойдем к вопросу с другой стороны: рас - это мыс. Угарит находится на берегу... Там, может быть, есть мыс, и деревню могли назвать по имени мыса. Или нет? Или да?

Я встал, выбрал человека с лицом поумнее и спросил - есть ли тут Рас-Шамр? Он ответил - есть, в паре километров вон в ту сторону... Сейчас я думаю - а на каком языке он мне ответил? Или я уже начал вникать в арабский?.. Не знаю.

Я двинулся в сторону Рас-Шамра. Застопил автомобиль. Он довез меня до непонятного поворота и показал - вон туда тебе. И я пошел. Дорога шла меж деревьев домиков. Появился ребенок лет 12, который вызвался принести мне воду. Вода мне была не очень нужна, но он очень хотел. Причем совершенно бескорыстно. Редкое свойство характера, но в Сирии это встречается часто.

И я вышел к Угариту. Это свершилось. Справа, в тени неведомых деревьев, сидели на рюкзаках А&О. Я бросился к ним. Я сказал А., что прощаю ей все, что было и все, что еще будет, и уже никуда ее не отпущу, и что-то такое еще сказал. А.юбит вспоминать этот момент.

С момента проявления божественной сущности и явления слова "Рас-Шамр" мироздание стало меняться в лучшую сторону. Глаз понемногу проходил. Нашелся Угарит и А.. И еще кое-что ждало нас впереди.

Выяснилось, что мое сообщение в интернете прочел в Питере ALexY и переслал на телефон А.. Она же приехала сюда довольно давно, но решила подождать. За минувшие 7 дней она с Олегом посетила Исхакпаша-сарай, сфотографировала Арарат, заехала в Ван, посмотрела Битлис, проехала Батман и посетила Хасанкейф, день провела в Диярбакыре у знакомых и даже поприсутствовала на курдской свадьбе. Потом заехала в Урфу, переместилась в Антакью и вот теперь здесь. Насыщенно.

За час до моего появления А.сумела бесплатно прорваться в Угарит при помощи многочисленных бумажек. Я решил повторить этот эксперимент в сокращенном варианте и пошел к домику кассы. Угарит расположен на небольшой возвышенности, к кассе надо подняться наверх. Еще не доходя кассы видно справа знаменитую каменную арку, а от самой кассы - неплохой вид на весь город. Но кассир не пошел на контакт. Он как-то очень сухо отказался обсуждать бесплатность прохода, а я уже был уставший и в Угарит рвался не сильно. В конце концов, я его и так увидел. Для детального досмотра надо знать, на что смотреть, а я не специалист по Угариту.

Рассуждения об Угарите.

Угарит возник рано и просуществовал фантастически долго - с 23 по 13 век до н.э. Он был основан и населен семитским народом ханаанеями, которые населяли всю Палестину до евреев и от которых евреи заимствовали язык, назвав его хананейским(кена'анит, позже переименован в иврит). Для писменности здесь использовали то египетскую иероглифику, то месопотамскую клинопись, а где-то около 15 века изобрели первый в истории клинописный алфавит. Он передавал только согласные звуки и был непрост для понимания. Есть версия, что это изначально была как бы тайнопись для торговой переписки, а потом простота заучивания привела к тому, что алфавит распространился на все прилегающие районы. Сейчас табличка со знаками алфавита - самый популярный сувенир в Латакии. Угарит был уничтожен землятресением в те семые дни, когда "народы моря" двинулись на его завоевание. Только в 1929 году его раскопали.

Еще в Петербурге А.составила детальный план изучения Сирии и вычертила хитроумную загогулину маршрута. По этому плану сегодня надо было навестить замок Саладина, потом Апамею, Эблу, Халеб, Ракку, Дейр-эз-зор, Мари, Дура-Эуропос, Пальмиру и Хомс. И вот мы начали выдвигаться в сторону замка.

Как это делать, я не знал. Какие туда ведут трассы - непонятно. А.стопила первую попавшуюся машину и попросила подвезти в сторону Каля-Салахаддин. Странно, но нас взяли.

В машине было двое - водитель и дама нордической наружности. Начался трудный диалог на арабском, и вдруг посреди этого диалога дама заявила водителю чисто одесской интонацией:

-Да говори ты по русски, они его понимают!

Она оказалась с Харькова. Зовут Валентина, возит из Сирии товары - одежду и обувь. А водитель - сириец по имени Мерван, ее партнер. Они только что выиграли в суде какое-то трудное дело и теперь решали, куда бы поехать по такому случаю. Идея ехать в крепость их тоже заинтересовала.

-Ты мне все обещал, обещал - "отвезу, отвезу"! И никуда не отвез! Все, поехали, давай...

Замок Саладина расположен в 20 километрах от Латакии строго на восток, в горах. Мы оказались там уже на закате, в драматическом античном сумеречном свете заходящего солнца. Машина вырисовывала сложные петли вокруг скал.

У входа в хамок мы оказались уже в вечерней тишине, когда солнце скрылось за горами. Вход в замок платен, но Мерван как-то решил этот вопрос, даже ен смотря на то, что замок уже закрывался. Мы пошли по колоссальным залам, по узким лестницам, нам показали резервуар для сбора дождевой воды - громадный зал, пустой и холодный, с черной водой далеко внизу... Повели еще по какой-то совершенно темной лестнице, освещая путь зажигалкой - путь этот привел к какой-то бездне, как нам пояснили - другой резервуар, побольше. Зажигалки хватило только на то, чтобы осветить балкончик без перил, на котором мы оказались.

Замок произвел впечатление. Сильное впечатление. Даже Олег сказал что-то такое - мол, круто отстроено... Мы вернулись в машину, снова повторили все петли дороги, и вот тут нас решили отвезти обратно в Латакию и там накормить.

Ночь, огни трассы, фонари Латакии - мелькнула сирийская ночь за окном автомобиля и мы оказались на берегу моря в серьезном ресторане. Стол в метре от воды, на песке. Неторопливые сирийские официанты. Тут нас кормили жареной рыбой - две большие рыбины, к которым прилагались всяческие салаты, соуса и апельсиновый сок. Мерван предложил анисовую водку. А.традиционно отреклась от водки, а я согласился. Терпеть не могу водку, нехорошо мне от нее, но в дороге полезно ее пить хотя бы раз в две недели, чтобы оранизм не так капризно воспринимал незнакомую воду и пищу. Сразу скажу, что помогло: пять дней я не имел проблем с желудком, а вот А.ногда переживала мутные состояния.

Нечетко помню долгий ресторанный разговор о религии и сирийском характере. Не буду отягощать этим рассказ. К моменту окончания ужина Мерван уже уяснил наше желание ночевать где-то за городом и повез нас в горы. Это было место у городка Слунфен, в 42 километрах от Латакии. То есть вот так по ходу дела он забросил нас на 40 километров, что само по себе занимает время, учитывая неровные местные трассы. Где-то среди серпантинов мы заметили безлюдное ровное место и вышли там. Распрощались с Мерваном и Валентиной и они уехали к себе в Латакию. Эти люди вошли в нашу жизнь очень вовремя, они помогли немного понять Сирию и осознать, куда именно мы попали.

Сейчас я вспоминаю этот день и удивляюсь тому, как много событий произошло за эти 12-15 часов. Утро у границы в кедрах, ужасные первые шаги по Латакии, поиски Угарита, обретение А., поездка в замок, ресторан... Кажется, что прошла целая неделя жизни, но это был только день.

О чем Подготовка Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9