На главную Страны Индонезия Автостоп в Индонезии
Автостоп в Индонезии

Этот текст представляет собой расширенную версию текста, написанного мной для Вольной Энциклопедии. Насколько мне известно, это третье или четвертое описание страны. Еще одно можно найти у Гаева, и одно у Жарова. Первое кратко, а второе мне не нравится. Уже позже появилось подробное описание Кротова.

 

ГЕОГРАФИЯ

 

Индонезия – самое большое в мире государство-архипелаг, разбросанное по 5 большим островам и бессчетному количеству более мелких. Это действительно большая страна, причем по невыясненным причинам она гораздо больше, чем кажется на картах. Индонезия - страна легкого автостопа, общительных людей, низких цен, фантастического гидростопа и действующих вулканов. Это одна из лучших стран мира – если смотреть на нее с правильной стороны.

 

Время охватывает три часовых пояса. В Западной Индонезии - на 5 часов опережает московское зимнее время. Граница второго проходит между Явой и Бали и разрезает Калимантан, между провинциями Калиантан Тенга и Калимантан Тимур. Третий пояс начинается восточне Сулавеси и граница проходит между Восточным Тимором и южными Молуккскими островами.

 

Климат Индонезии экваториальный, здесь нет четкой смены времен года. Осадки выпадают почти равномерно в течении года. На Яве и островах к востоку сезон дождей с ноября по апрель. Температура в течении года не меняется и составляет днем 30-35, ночью 20-25 градусов.

 

МЕНТАЛИТЕТ

 

Индонезия одна из тех стран, восприятие которых во многом зависит от правильности вашего поведения. Поэтому не удивляйтесь, если обнаружите негативные отзывы об этой стране. Индонезия сильно (но неравномерно) испорчена туризмом, многие тут занимаются тем, что «разводят кроликов». Здесь всем известно, что у белого человека много денег, что он тратит их безграмотно, ездит на автобусах и живет в дорогих отелях, не умеет говорить на малайском, ведется на мелкие разводы и так далее. Вас может раздражать назойливость мотобайкеров, автобусных агентов и микроавтобусов. Чтобы всего этого избежать, надо как можно дальше отделять себя от «Индонезии для туристов» и от белых людей вообще. Без крайней необходимости не пользуйтесь автобусами, паромами и отелями, не связывайтесь с агентами, не употребляйте английского языка и вообще – смотрите на “белых мистеров” и делайте все строго наоборот. Не будьте кроликом.


Самый испорченный остров страны – разумеется, Бали. Хотя он же, как говорят, и самый красивый.

Один из контрастов страны – это обилие предлагателей транспортных услуг и ПОЛНОЕ отсутствие деньгопросов на трассе. (Другим попадались, но лично мне – ни разу, это о чем-то да говорит.) Индонезия – страна без правил, здесь все можно и все легко. Легко найти попутную машину, попутный корабль, бесплатную еду, ночевку и так далее. Главное, не забывать про язык и поведение.

 

Индонезийские драйвера обычно кормят автостопщиков, причем такое ощущение, что появление автостопщика есть повод для остановки у едальни. Вопрос о еде обычно задается одним из первых, сразу после “откуда вы?” и ”куда вы?”. Деньги тут дарят редко, хотя и такое случается. Мне в Джакарте внезапно подарили 100 000 рупий, хотя подозреваю, что это такая событийная флюктуация.

 

Индонезийцы общительны, даже женщины. Вас будут спрашивать о погоде в России, о еде, снеге, президенте, экономике, социальном устройстве и тд. Возьмите с собой фотографии – всего чего угодно, хоть тарелки с сосисками. Пригодится. Индонезийцы очень любят приглашать в гости, но им даже в голову не приходит мысль, что вы согласитесь на такое опасное предложение. Поэтому получить приглашение на ночевку легко, надо лишь направить их мысль в нужную сторону.

 

Официально Индонезия мусульманская страна, но ислам тут не строг и условен. Самый строгий район – на севере Суматры (Ачех). На Бали официально индуизм. Молукки и Папуа в массе христианские. Женщины в стране иногда носят платки, а иногда и не носят. Бывает, школьницы утром идут в школу в строгом мусульманском костюме, а вечером на курсы английского – в джинсах. С женщинами принято здороваться за руку – пусть это вас не удивляет. Они могут приглашать вас в гости – это тоже нормально. Одиночный женский автостоп в стране несложен. Замуж звать будут, но не настойчиво.

 

Полиция незаметна и пофигистична. Документы никто не проверяет. В портах охрана и полиция часто присутствует просто для вида. Однако, в Индонезии строго в смысле холодного оружия, поэтому ножи лучше не афишировать.

 

МЕСТНЫЕ НРАВЫ


Прикосновение к голове (даже если это ребенок) считается унижением. Левая рука считается "нечистой" - передавать ей что-либо, а тем более - касаться ею собеседника, нельзя. Нельзя показывать на кого-либо пальцем, класть ногу на ногу и тем более - выставлять ногу в чью-либо сторону. Нога считается "нечистой" частью тела. Не принято кричать и проявлять гнев на людях. Нельзя носить шорты и короткие юбки в общественных местах. В государственных учреждениях и мечетях одежда должна прикрывать колени, а в балийские храмы можно входить только в национальном костюме (для их аренды обычно служит небольшая лавочка перед входом в храм).


Едят только правой рукой и часто без столовых приборов. В ресторанах используются ложка и вилка, причем ими пользуются одновременно, то есть ложка является вроде как ножом. Если вы будете есть пищу вилкой, это не запрещено, но для многих удивительно.


ЯЗЫК (bahasa)

 

Официальный язык страны – индонезийский. Академичнее называть его малайским. На этом языке так же разговаривают в Малайзии, Сингапуре и Брунее. Есть некоторое сходство с мадагаскарским. Почти в любой провинции имеется свой диалект. На Суматре можно различить около 5-ти диалектов, на Яве присутствуют два самостоятельных языка: сунданский и яванский. Калимантан населен в массе мигрантами и местное произношение встретить сложно. Калимантанские даяки говорят на даякском языке, который очень близок к индонезийскому. В Папуа говорят почти на чистом индонезийском. Взрослые люди почти всегда знают литературный язык, а вот дети обычно трещат на диалекте. Учить диалекты необязательно, но иногда интересно и полезно.

 

В Индонезии есть китайцы, которых 3% от населения страны, но они почти не попадаются на глаза.

Индонезийский язык прост. Почти примитивен. Записывается латиницей, произношение простое – не читается только буква «H» в начале и конце слов. Грамматики нет. Он быстро выучивается до нужного минимума, и все равно буржуйские туристы его выучить не удосуживаются. Индонезийцы впадают в восторженное удивление, когда вы обнаруживаете знание их языка. Восторг удваивается, если вы знаете что-то на местном диалекте. Этот восторг помогает решить проблемы на рынке или с полицией и вообще где угодно. Кстати, в Малайзии то же самое.

Иными словами, настоятельно рекомендуется знать язык хоть немного. Индонезийцы общительны, без языка вы пропустите самые интересные моменты общения с населением архипелага. Если отчего-то у вас персональная невосприимчивость к этому языку – ну, что делать, заготавливайте бумажки…

 

Английский понимают на Бали и в иных туристических местах, но пользоваться им вредно – вы сразу воспринимаетесь “белым мистером”. Лучше вообще не сознаваться в его знании, или говорить, что знаете плохо. В Индонезии распространено мнение, что английский – родной язык всех белых людей. Поведайте им о существовании русского языка, который “не похож на английский”. Они удивятся.

Некоторый минимум слов можно найти у меня в словарях, там же страница про диалекты. Единственный русскоязычный учебник малайского языка лежит у меня.


Еда (Makanan)

 

Надо признать, что кулинарными талантами индонезийцы не отличаются, тут все довольно просто. Основа пищи – рис (NASI) с добавками. Бывает жареный (NASI GORENG). Пустой рис называется NASI PUTIH. Здесь принято во все класть розовые рыбные чипсы, не удивляйтесь. Имеется лапша (MIE), нормальная цена которой 3000, но важно, чтобы это была именно лапша, а не заваренный БП, который проще сделать самому за 1000. В Индонезии лапшу принято обжаривать, даже БП. Жареная лапша называется MIE GORENG.

 

Рис и лапша часто совмещаются с курицей, которую называют либо «чикен», либо по-малайски AYAM. Рис с курицей так и называется - NASI AYAM. Часто встречается рыба (IKAN), но она, как правило, костлявая и пережаренная. Попадается еще еда по имени SOTE - это обычно кусочки мяса на палочке, но оно редко бывает особенно вкусным. Обычно жестковато и пережарено.

 

В Индонезии есть настоящий черный чай (TE MANIS) и даже чай с молоком (TE SUSU – в Малайзии его называют просто TE). Есть и кофе – как везде в регионе он есть нечто среднее между растворимым и заварным. Хлеб называют индийским словом ROTI; этим словом называется любое изделие из теста. Если нужна вода, спрашивайте AIR, если надо заварить чай, можно спросить горячую воду (AIR PANAS) или кипяток (AIR PUTIH).
Яйца (TELOR) продаются в любом виде, их удобно совмещать с рисом.


Еду удобно искать на рынках (PASAR). Отчего-то торговля едой в Индонезии не подчиняется суточным ритмам, нет явно вечерних и утренних рынков. С уличной едой тоже негусто.

 

ВИЗА

 

Визу Индонезии можно получить в порту или аэропорту в момент прибытия за 25$. Фотография не нужна. Получить ее на сухопутной границе невозможно. Эта пограничная виза обладает двумя дефектами: она выдается только на 30 дней и ее невозможно продлить. Гражданам некоторых стран виза на границе не выдается.

 

30 дней – это очень мало для такой страны, как Индонезия, поэтому лучше попробовать получить визу в посольстве. Там она стоит около 50$ и выдается на 60 дней. И ее можно продлевать. Тут есть проблема: посольские работники хотят видеть билет (самолета, парохода или автобуса) и в самой анкете много внимания уделяется способу попадания – анкета вообще большая, на пару страниц. В принципе, можно попробовать сочинить сложную телегу про пеший поход из Саравака в Понтианак или что-то в этом роде. Но иногда посольство принимает документы и так, без билетов.

 

Имеются следующие места получения:

 

Бангкок. На мой взгляд, одно из лучших мест. Народу мало, можно спокойно поговорить с сотрудниками и уговорить их на визу без билета. Адрес: 600-602 Petchburi Road Phyathai Ratchatewi. Условия: 35$, 2 фото, паспорт. (www.kbri-bangkok.com)
Сонгхла. Тоже хорошее место. Мало народу и есть условия для переговоров. Лично мне согласились выдать визу без билета. Одно “но”: почему-то тут она дороже, 45$ (1600 бат; за транзит в 7 дней – 700 бат). Адрес: Sadao Road, 19 – это в северной части полуострова. 2 цветных фото 4Х6. Работает Пн-чт, 8:30-12:00 и 15:00-17:00. (www.indonesiasongkhla.org) Однако, уже в 2009 это консульство визы не выдавало, отсылало в Бангкок.
Куала-Лумпур. В 2009 работало быстро и эффективно, визу выдавали за 2 дня. Живет на Jalan Tun Razak 233. (tl. 03-21452011) (www.kbrikl.org.my)
Джорджтаун. Тоже большой поток посетителей и неудобно для переговоров. Находится на улице Burma 457, рядом с адвентистским госпиталем. Это довольно далеко от центра города. Стоит 135RM, транзитная – 60RM, мульти – 290RM. Хотят ксерокс паспорта, 2 цветных фото (вроде бы на красном фоне) и билет. Работает с 2 до 12, по пятницам 9:30-12:30, в выходные закрыто. (tl. 04-227-51-41)


Джохор-Бару – не проверено.
Кучинг. Есть консульство с неизвестными свойствами.
Порт-Морсби, Папуа – не изучено.
Пномпень – не изучено.

Продлевается только виза, выданная в посольстве. Продлить можно 6 раз (по месяцу), но это процесс утомительный. Каждое продление сложнее предыдущего. Говорят, сложнее всего продлиться на Бали. Для продления желателен некий "спонсор" из местных, который придет с вами в миграционку (kontor migrasi) и за что-то там распишется. Европейцы обычно просят помочь с этим местного пастора.

Просрочка визы влечет за собой штраф в размере 20$ за каждый просроченный день. Но можно договориться и на меньшую сумму – полиция в стране сговорчива.


ПОПАДАНИЕ

 

Индонезия страна островная, это создает ряд проблем. Всего есть три способа попасть в эту страну – по воздуху, по воде и по суше. Основная масса самостоятельных туристов прибывает в Индонезию по воде. Самый популярный (и дорогой) переплыв – из Джорджтауна в Медан, еще в 2007 стоил примерно 25$. (Чуть дешевле – 89RM – стоил паром из Малаки в Думай). В 2009 цены выросли вдвое, до 40 долларов примерно. Паром отправляется каждое утро около 9 часов, в пути 2 часа. Обратный переплыв получается чуть дешевле. Порты южной Малайзии порождают некоторый поток паромов на Батам, все по 60-70RM. Это дешевле, но вы попадаете только на Батам, откуда еще надо выбраться дальше, а это потеря времени. Есть паромы с Сингапура на Батам, вроде бы именно так попал в Индонезию В.Шанин. Есть катера из Таракана в малайский Сабах. Говорят, что из Манадо ходят паромы на Филиппины. Стоит учитывать, что к официальной цене билета всегда прибавляется около 9 RM портового сбора.

В Малайзии существуют и грузовые порты, но они тщательно охраняются и перспектива гидростопа тут сомнительна. Попытки уплытия из Индонезии в другую страну лично мне неизвестны.

 

По суше. Существует дорога из малайского Кучинга в индонезийский Пантианак, по ней ходят автобусы (ок. 140 000 рупий, =15$) и, стало быть, возможен автостоп. Вроде бы есть дорога из малайского Кота-Кинабалу в Таракан, но это под вопросом. Существует переход из Новой Гвинеи в Джаяпуру, но его свойства неизвестны. Можно пройти из Восточного Тимора.

 

По воздуху. Получается так, что сейчас этос амый дешевый способ. Бывают рейсы из КЛ на Медан или Паданг, или из Пхукета на Медан. Замеченный минимум - что-то окло 15 долларов. Можно улететь из КЛ в Манадо, мне это обошлось в 100 евро, но это максимум, я брал билет непосредственно перед вылетом.


ДЕНЬГИ (uang), цены (harga)

 

Валюта Индонезии называется РУПИЯ. Зимой 2006-2007 года меняли:

1$=8800 рупий; 1 рубль=300 рупий

1000 рупий удобно представлять как 1 китайский юань или 0,5 ринггита. Меняют почти везде, но стоит соблюдать некоторую технику безопасности. Есть бумажные деньги и монеты. Есть монеты достоинством 50, 100, 200 рупий. Металл двух видов – “алюминий” и ”бронза”, вторые красивее: на полтинниках изображен комодский дракон, на сотнях гонки быков(harapan sapi). Алюминиевые попроще, с птичками. Монеты часто можно найти на дорогах, легко набрать несколько тысяч на сувениры.

Цены в стране невысокие:
Чай с молоком– 2000.
“плюшка юго-восточная” – 1000
Миска лапши – 3000.
Пакетики чая – около 2000-4000 за 25 штук.
Лапша БП – 1000
Яйцо - 1000
Тарелка пустого риса – от 2000
Бутылка пива “Бинтанг” – 12 000
Дуриан – от 4000 на Суматре до 20 000 на Яве.
Ананас – 3000
Бананы – от 3000 за лапу.
Рис – от 5000 за кг.
Карты и атласы - 13000 – 40 000.
Саронг – около 20 000.
Час интернета – от 2000 до 10 000.
Стрижка в парикмахерской – 5000 в Джакарте, 8000 в Думае.

В стране бывают дорогие районы: например, на Калимантане они возрастают по мере удаления вглубь континента. Плюшка, которая в Баликпапане продается за 500 рупий, уже в Танаграготе стоит 1000. Самый деешвый регион - Ява, Молукки дороже раза в полтора, Папуа еще дороже. То, что на Яве стоит 5000, на Молукках - уже 7000, в Папуа - 10 000.

Berapa harga? – «Сколько стоит?» - Запомним эту фразу.

Банки открыты с 8.00 до 15.00 часов ежедневно, в пятницу - с 8.00 до 11.30. Выходной - суббота и воскресенье. Иностранные банки обычно работают по будням с 8.00 до 14.00. Валюту меняют не очень гладко. Желательно как можно больше всего наменять в малайзии.

Магазины открыты ежедневно с 9.00 до 18.00, многие частные заведения, особенно в туристических районах, открыты до 21.00.


ДОРОГИ, автостоп

 

Дороги (jalan) и автостоп в Индонезии различаются от острова к острову. На Яве самые лучшие дороги, но слишком велика застройка и много мешающего транспорта типа автобусов. На Суматре дорог мало, качество их посредственное, в некоторых регионах можно долго висеть из-за отсутствия машин – например, в Южной Суматре. На Калимантане ситуация изменчива, его стремительно осваивают, но дорог пока очень мало.

Как правило, дороги в стране узкие, в две полосы без обочины, разогнаться быстрее 40 км/час трудно из-за неровностей дороги, пешеходов, велосипедистов и буйволов. Въездные таблички фактически отсутствуют. Километраж обычно пишут на километровых столбиках, но они есть не везде, и названия городов там хитро шифруются. Повороты обычно снабжены неприметными указателями. Разметка трассы и прочая инфраструктура обычно отсутствует. Это крайне затрудняет ориентацию, особенно учитывая полное отсутствие в стране хороших карт. Движение левостороннее.


На Суматре трассы идут по предгорьям и иногда размываются дождями, иногда потоки воды смывают даже большие бетонные мосты. На Яве изредка трассы перекрывают из-за вулканической активности.


Подбираемость в стране хорошая, деньгопросов не замечено. Водители любят кормить стопщиков, приглашать в гости, утром могут вывести из города на трассу.

На автомобильных номерах цифрами обозначена провинция, мне известны следующие:

ВН – Джамби,
BG – Суматра Селатан (Палембанг),
ВЕ – Лампунг (Лампунг),
BD - Бенгкулу (Бенгкулу)
BK - Северная Суматра (Медан)
BA - Западная суматра (Паданг)
КТ – Восточный Калимантан(Баликпапан),
DA – Калимантан Селатан.(Банджарасин)

На Яве машины приписаны к городам:

Н – Семаранг,
В – Джакарта
R - Пурвукерто,
AD - Суракарта,
AB - Джокьякарта,
E - Чиребон


Железные дороги

Железнодорожное сообщение ограничивается территориями Явы и Суматры.


Суматру с севера на юг одним поездом не пересечешь. Железные дороги имеются на севере, в центре и на юге острова, но они не связаны друг с другом.
На Яве поездами путешествовать удобно! Общая развитая сеть дорог, охватывает все крупные города. Везде присутствует пассажирское движение. Есть как пригородные (похоже на наше метро), так и дальние поезда. В Джакарте существуют несколько вокзалов и, например до Джокьякарты в одно время можно уехать разными поездами. Поезда отличаются скоростью и стоимостью. В дешевых много народу и нет свободных мест. В дорогих народу мало, а проверяют билеты так же, как в дешевых. Один, два раза в сутки, на крупных станциях появляются контролеры, от них можно ретироваться в туалет или договориться.

Основная масса поездов напоминает наши российские электрички с мягкими сидениями, на которых можно спать, если в вагоне народу мало. От Джакарты в Чиребон поезд идет от 3-х часов и более, в Джокьякарту – около 9, в Сурабаю – около 15, в Семаранг - около 6. Кое-что из еды можно приобрести внутри поезда или на станциях.


ГИДРОСТОП

Индонезия – архипелаг, стало быть, там должно быть морское сообщение. И оно там есть. Туристы и местные жители пользуются платными паромами фирмы “Pelny”. Дневной перегон на пароме стоит около 10 долларов. Итого из Сурабайи в Макассар - около 20 долларов, из Макассара через Бау-Бау на Амбон - еще 20 долларов. Амбон-Соронг-Биак-Джаяпура - еще 30 долларов.

 

Грузовые суда.


Между островами архипелага курсирует множество грузовых судов, от многотонных сухогрузов до деревянных шхун с мачтами. На Яве имеется около 4-х крупных портов, порождающих мощный поток траффика во все концы архипелага: Джакарта, Сурабая, Семаранг и Чиребон. Это значит, с Явы можно уплыть куда угодно, на Яву уплыть тоже легко, а вот между остальными островами сообщение слабое. Например, в порту Сурабаи десятки (или сотни?) судов, а в калимантанском Банджармасине обычно 3 или 5, причем все на Яву.

 

Порт (pelabuhan) Джакарты слишком велик и хорошо охраняется, так что проще приплыть сюда, чем уплыть отсюда. Сущность Семаранга и Чиребона неизвестна, а вот Сурабайский порт – один из удобнейших. Главный его плюс – он почти не охраняется, и по его территории спокойно ходят продавцы всякой еды. Труднее сориентироваться в его причалах, но это в принципе решаемо расспросами. Найдя причал, вы просто заходите по очереди на каждый корабль, спрашивая матросов, куда он идет. Можно пройтись по портовым едальням и пообщаться там с матросами. Скорее всего вас направят к капитану, который скажет: «Тебе куда? На Сумбаву? Поехали!». Иногда могут и сами пригласить куда-нибудь. Также в порту можно найти бесплатную еду, ночевку и иные блага цивилизации.

Есть ряд минусов – ваш корабль может уходить только через день-два или вообще неизвестно когда. Опасайтесь праздников; в 2010 году в порту все дремало с 1 по 6 января.

 

Полезное свойство грузовых судов: очень часто они рейсовы. То есть, например, “Бинтанг Джаса” регулярно курсирует между Сурабаей и Баликпапаном, ”Манис” между Сурабаей и Банджармасином, “Чарака Джая Няга 28” – между Банджармасином и Джакартой.

 

Существуют прямые рейсы в Ириан. Лично я видел в Сурабае 4 корабля в Моноквари и Джаяпуру. Причем они шли без захода в иные порты, из чего следует, что поймать такой корабль на Сулавеси маловероятно. Существуют еще и нефтяные танкеры, но там все строго, прорваться на них малореально.

Скорости примерно такие: Сурабая-Баликпапан 3 дня, Сурабая-Кендари 5 дней, Сурабая-Ириан 10 дней. То есть, в принципе реально пересечь весь архипелаг за 30 визовых дней. Только имейте в виду, что возможны задержки в пути из-за штормов.

НОЧЕВКИ

Индонезия исключительно “юзер-френдли” в смысле ночевок. Климат здесь таков, что фактически вам нужна только крыша. Очень полезен бывает гамак – обязательно им обзаведитесь. Варианты ночевок следующие:

 

Отель. Их не очень много, а в глухих районах нет вообще. Цены высоковаты и в целом пользоваться отелями смысла нет никакого.
Вписка. Индонезия – одна из самых вписывающих стран, при желании можно ночевать в гостях хоть каждую ночь. Достаточно застопить вечером машину до города или просто идти вечером по городу. Как уже говорилось, индонезийцы иногда стесняются приглашать туриста, полезно уточнить свое намерение.
Едальня. В придорожных заведениях в Индонезии очень часто есть пространство для бесплатного сна – обычно там спят дальнобои. Удобно пользоваться такой ночевкой в удаленных провинциях. Нигде в мире нет такого количества бесплатных ночевательных мест!
Мечеть. Лично не проверял.
Церковь. В стране есть довольно большое количество католических и протестантских храмов (особенно на Суматре), в них часто вписывался В. Шанин.
Крыша. В стране по причине влажного климата понастроено множество всяческих крыш и навесов. Частный случай – домики торговцев фруктами вдоль трасс, они бывают необитаемы: ночевать там неудобно (машины шумят), но если оказались ночью под дождем, то это спасет.
Корабль. При долгих зависаниях в порту можно жить в гостях на судах. Там можно и мыться, и стираться, и готовить еду.
Палатка. Можно ставить практически где угодно.
На Бали искать ночевку сложно из-за испорченности острова туризмом. Тут почти не вписывают.

Есть еще один интересный вариант: снять комнату. В Пурвукерто я вписывался у одного человека, который снимал комнату за 100 000 рупий в месяц, то есть, примерно около одного доллара в день. Даже дешевле.


Безопасность, здоровье

 

В стране много неприятной живности типа комаров (Nyamuk) или пиявок (Lintah). Средства от комаров продаются в каждом магазине в виде пакетиков, похожих на шампунь. Полезно заранее запастись бинтами, пластырем и какой-нибудь сильной антибиотической химией, иначе мелкие раны и натертости могут стать проблемой. Проблема малярии в стране сильно преувеличена; все индонезийцы говорят, что она в стране есть, но не в их провинции. Сырую воду, наверное, лучше не пить, хотя многое зависит от восприимчивости вашего желудка.

Мелкий криминал вполне может присутствовать в туристических районах и крупных городах. В стране имеются жесткие ограничения на холодное оружие, так что не светитесь ножами и мачете. Большие ножи вообще необходимы для вскрытия кокосов и разделки дурианов, но здесь они не очень хороши, в Малайзии лучше.

 

Литература и интернет

 

Лучшее, что есть, это “LP Indonesia” на английском языке. Даже карты из этого путеводителя вполне пригодны к употреблению. Раздел про Индонезию имеется в книге Шанина «Юго-восточная Азия», но он представляет собой как бы ухудшенный перевод LP, особенно пострадали карты. Тем не менее пользоваться можно. Имеется описание Индонезии (краткое) на www.gaiv.ru . Описание на www.zharov.com годится для цивильных туристов с тысячами долларов в кармане, не более. Некоторые советы этого сайта следует выполнять строго наоборот. Также в Интернете есть море всякой малополезной информации про Бали и дайвинг. Весьма информативна книжка Кротова "Малайзия и Индонезия".


По островам

Суматра (Sumatera)
Большой остров с редким населением. Север ортодоксально мусульманский (оттуда мусульманство разошлось по Индонезии), в центре христиане-батаки. На юге острова большие массивы тропических лесов. Где-то еще остались тигры, слоны и носороги. Здесь самые дешевые в стране дурианы. Суматра интересна громадным пляжем длиной 500 километров – от Бенгкулу до Паданга. На севере острова можно встретить орангутангов – есть специальные заповедники.

 

Суматра делится на 9 провинций, в каждой свой тип деревенского дома, своя одежда(уже мало где) и свой диалект. Особенно красивы дома на западной Суматре(Sumatera Barat).

Через Суматру попадают в страну основные массы туристов, поэтому некоторые места тут пользуются дурной славой – это относится особенно к провинции Риау. В Риау надо вести себя осторожно и, главное, не делать выводов о стране в целом по этой провинции. Полиция тут особенно коррумпированная. Однако в провинции Риау, в портовом городе Думай существует полезнейшее место: английская школа мистера Мучсина. Будучи учителем английского языка, он приглашает к себе иностранцев для общения с детьми. Тут можно жить несколько дней, совершенствуя язык и осваиваясь со страной. Можно наксерить карт, почитать “LP Indonesia” и тд. Адрес: Dumai, Jl. Pemuda Laut Gd.Kemuning №21 tl. (0765)7007546

 

На Суматре имеется небольшое количество вулканов, из которых вулкан Керинчи самый высокий в стране (3800 м). На вулкане что-то вроде национального парка. Интересен также активный вулкан Мерапи-суматранский (2891 м) возле Букиттинги.


Переплыв на Яву осуществляется с южной оконечности острова, с порта Bakahuni, откуда ходят паромы в порт Merak. Здесь платят только за машину, так что пролив одолевается практически бесплатно. Из Бакахуни хороший вид на Кракатау. В окрестностях городка есть настоящая деревня балийцев-иммигрантов.

 

ЯВА JAWA

 

На Яву стоит ехать ради двух вещей: вулканов и храмов.

 

Храмы.


Имеет смысл посмотреть комплекс индуистских храмов Прамбанан на восточной окраине Джокьякарты, группу храмов на плато Диенг и знаменитый Боробудур. Храмы сильно смахивают на тямские во Вьетнаме, но те красные, а эти черные. Боробудур часто приравнивают к Ангкору, но это сильно натянуто.


Боробудур в узком смысле – это пологая черная пирамида со статуями Будд и ступами. Это не храм, а скорее ступа вроде бирманского Шведагона. Территория вокруг пирамиды обнесена решеткой и засажена деревьями так, чтобы Боробудура не было видно. Все тщательно охраняется, билет стоит 11 долларов. Платить такие деньги, откровенно говоря, не стоит. Действуем так: начинаем обходить территорию по периметру справа. Примерно километр идем вдоль решетки и видим запертые ворота – местные жители часто лазают тут через решетку за травой для кроликов. Перелезаем ворота, уклоняемся вправо и поднимаемся на большой холм, поросший соснами. С холма прекрасно видно Боробудур и всю долину. Тут же имеется несколько беседок: можно ночевать. На пути к пирамиде будет еще забор и домик охраны, но там ничего не проверяют.


Боробудур здорово смотрится вечером во время грозы. Черный вулканический камень и вспышки молний – это эстетика Явы, это надо видеть.


Кроме собственно Боробудура, в радиусе 10-30 километров разбросано еще множество храмов, но чтобы их найти, нужна карта, достать которую малореально. От Боробудура совсем недалеко до вулканов Мерапи и Мербабу, стоит совместить.


Вулканы(gunung api).


На Яве имеется около 40 действующих вулканов и некоторое количество потухших. Самым высоким является вулкан Семеру (3676 м), самым низким Кракатау (800 м) Остров-вулкан Кракатау знаменит своим взрывом 1886 года, но в настоящее время он закрыт и посетить его можно только по пермиту на специально заказанном катере. Подъем на Семеру занимает день и спуск еще день. Посещение Семеру можно совместить с подъемом на знаменитый вулкан Бромо (2382 м.), между ними менее 20 километров по красивому вулканическому ландшафту. Одним из самых активных и опасных вулканов является Мерапи-яванский (2911 м), к северу от Джокьякарты. Подъем занимает около 5 часов, спуск – около 3. Вулкан реально очень сильно дымит серой и паром, серьезные извержения случаются каждый год. Рядом расположен спящий вулкан Мербабу(3142 м.), более высокий, но менее крутой. Из поселка Село можно подняться сначала на один вулкан, потом на другой. На Мерапи ежедневно поднимается несколько групп туристов, но и могил там тоже хватает, все серьезно. Так же из Пурвукерто можно подняться на вулкан Сламет (3428 м), а от плато Диенг – на Пераху (2565 м). Рядом с Джакартой (ближе к Богору) имеется два больших вулкана: Пангранго (3018 м) и Геде (2958 м). Шанин рекомендует не подходить близко к лавовым потокам; фактически во время извержения подходы к вулкану перекрывает полиция. Основная масса погибших туристов – это заблудившиеся в тумане или упавшие со скалы. Стоит знать, что на высоте 2000-3000 климат более влажный, дожди идут чаще и холоднее. Тут можно пережить 5-6 ливней за ночь, в то время как на равнине пройдет один.


Калимантан (Борнео)
Большой остров с небольшим количеством дорог. Стремительно осваивается и заселяется. Никто пока не исследовал въезды-выезды в Малайзию и внутренние районы острова. Есть нормальная дорога из Баликпапана в Банджармасин и из Баликпапана в Самаринду. Что там севернее Самаринды – дело темное. Карты отражают реальность прошлых лет и уже не годятся для ориентации. Есть сообщение по рекам. Активно пиарятся круизы по реке Махакам к даякским «длинным домам».


Сулавеси (Целебес)
Остров с несколькими городами и приличным количеством дорог. Качество их, по словам индонезийцев, среднее. Северная часть (город Монадо) является крупным центром дайвинга со всеми вытекающими отсюда следствиями. Из автостопщиков кое-кто бывал в Макассаре, но подробно остров не изучал пока никто. Насущный вопрос – возможно ли использовать Сулавеси как трамплин для уплытия в Ириан? (То есть гидростопом; паромом-то можно) Ответа пока нет.


Провинция Малуку (Молуккские острова)
Группа островов между Ирианом и Сулавеси: Остров Хальмахера, Серам (с городом Амбон), Буру, Ямдена и иные. Тут местами попадаются интересные голландские или португальские форты, но из транспорта – только рейсовые паромы и редкие грузовые "Перинтисы". Существует оживленная морская магистраль Макассар-Амбон-Соронг и гораздо менее оживленная Соронг-Тернате-Битунг. Плавает ли что-то с Амбона на север - непонятно.


Восточные острова
Цепочка из нескольких островов, которые достижимы на пароме или на грузовых шхунах из Сурабаи. Тут находится остров Бали, самый известный, и самый испорченный из всех. Ломбок испорчен гораздо меньше. На Сумбаве потрясающие пейзажи, тут же знаменитый вулкан Тамбора. В районе острова Флорес выжили киты, тут еще держится китобойный промысел.


Ириан (Новая Гвинея)
Большая, плохо освоенная территория, одно из последних белых пятен планеты. Изучение внутренних районов началось только в 30-х годах прошлого века и там еще есть что изучать. В Ириан можно приплыть на сухогрузе с Явы за 10 дней, можно перейти в Папуа - Новую Гвинею. Консульство Гвинеи в Джаяпуре принимает документы на визу, после чего просит ждать, и ждать можно до бесконечности.

 

См. так же Моноквари, Набире

 

Полезные адреса

Посольство Индонезии в Москве
Новокузнецкая ул., 12
Тел.: 951-95-49/50/51
Дополнительная информация:
Бюро Военного Атташе: Ленинский просп., 148
тел. 434-31-85
Торговый отдел: ул. Коровий вал, 7
тел. 238-52-81

Посольство РФ в Джакарте
Embassy of the Russian Federation, Jalan Rasuna Said, Kav. X-6 Jakarta, Indonesia
t. (8-10-6221) 522-2912, (8-10-6221) 522-2914, (8-10-6221) 720-2722 (жилой городок посольства)
fax (8-10-6221) 522-2916
[email protected]

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.019989967346191 сек.