На главную Страны Ирак Автостоп в Ираке, часть 1
Автостоп в Ираке, часть 1
введение- надо ли туда ехать-въезд и выезд-визы
ВВЕДЕНИЕ

Прелесть Месопотамии

Как только вы пересекаете границу Ирака, вы это сразу чувствуете. Всё становится другим, чисто Иракским, со своим особенным колоритом. Появляются дома цвета песка, белые такси с оранжевыми крыльями, архитектурные формы становятся богаче, дороги - лучше, цены дешевле, еда вкуснее, автостоп легче, солнце жарче, горы выше, итд. На вас сваливается языковой барьер, так как и арабский и турецкий здесь другие, а на севере в некоторых местах говорят только на курдском. Здесь вам рассказывают истории о своей жизни при короле, при всяких переворотах, при Саддаме, а также про войны, про учёбу в Советском Союзе, про свою работу на Зиле, на Камазе, или на нефтяных заводах в Басре. Также расскажут много интересного из истории - про Шумеров, Ассирийцев, Вавилонян, Мидян, Арабов, Монголов, Турков.

 

 

 

Немного географии

 

Современный Ирак состоит каких-то там областей, но реально из следующих частей: На западе Сирийская пустыня, большая-пребольшая и пустая-препустая. В центре богатая Месопотамия с садами и каналами как из книжек по древней истории, на севере горы, а на юге я не был. Я вообще был всего три раза. Один раз съездил из Аммана в Багдад и обратно, и два раза был на севере в Курдистане. Так что если кто будет в этой путешествовать замечательной стране побольше, буду очень рад узнать.

 

Что касается управления, то Ирак разделён на две части: Курдистан, и остальной Ирак, населённый в основном арабами.

 

Курдистан сейчас представляет из себя фактически независимое государство со всей собственной инфраструктурой, в общем-то неплохо работающей. Его пределы можно увидеть:

 

Дороги на этой карте рисовали явно под действием какого-то препарата, а вот когда дело дошло до границ, действие препарата кончилось и этому ещё как-то можно верить. Эти границы полезно знать, так как там стоят КПП, да и жизнь по обе стороны отличается очень сильно. Как мы видим, Киркук и Мосул уже за пределами границ. Хотя курды и говорят, что это их города, но это всего лишь их мечты, а не реальность. Южнее идёт арабский Ирак. Там государства нет. Власти нет. Беспредела полно.

 

Ехать туда или не ехать?

 

Я отвечу на этот вопрос также как ответила мне одна арабская девушка, когда я сказал ей, что хочу поехать в Египет. Она воскликнула: "О Египет! Там так классно!" И аж закатила глаза. "Только Владик, будь осторожен! Там может случиться то-то и то-то. Можешь попасть на деньги здесь-то и там-то. Тебя могут обмануть вот здесь и вот тут..." Ну и столько мне всего понарассказывала. Я ей говорю, слушай, ты начала такими восклицаниями о том как замечательно в Египте, а потом пугаешь меня столькими опасностями. Тогда она произнесла мудрые слова, которыми, как я считаю, и нужно руководствоваться в путешествиях: "Конечно. Если я скажу, что там совсем никаких проблем, то это будет неправда. Однако, если я скажу, что там сплошные опасности, и кошмар, да лучше подальше оттуда держаться и вообще туда не ехать, то это тоже будет неправда. Путешествовать там здорово, просто думай каждый раз своей головой, и всё будет хорошо".

 

Та же ситуация с Ираком. "Там просто обалдеть как здорово!" - говорю я и закатываю глаза, как та девочка, и ещё туда хочу. Я не люблю понты среди стопщиков, типа "да ну это всё, мы везде проедем, да мы крутые", поэтому не скажу, что там уж совсем безопасно. С другой стороны, думать, что Ирак - это сплошной кровавый ужас - также будет неправдой. Ехать туда возможно, только не надо наобум ехать. Пулю в лоб получить или на мине подорваться - очень даже реально. Чтобы хоть как-то уменьшить вероятность этого, я и пишу этот текст вам к размышлению. Если кому-то данное описание покажется не совсем правильным или вообще полным бредом, буду рад, если поделитесь своими мыслями сюда (gladkikh(собака)iraq4u.com) , поскольку думаю мне ещё предстоит туда съездить, и за любые осмысленные советы (именно осмысленные, а не порождённые предрассудками) я буду очень благодарен.

 

Когда я первый раз поехал стопом из Иордании в Ирак в сентябре 2003, то сделал табличку, на которой написал по-арабски "Багдад". Думал, повеселюсь над иорданскими водителями. Думал, что они как эту табличку увидят, так у них глаза на лоб повылазят, и они будут разворачиваться и назад отъезжать чтобы не меня ещё раз посмотреть. Вот поприкалываюсь! Однако потом эту табличку выкинул. Прикола не получилось.

 

- Я еду в Багдад, - говорю драйверу.
- А, в Багдад, - отвечает он мне спокойным, будничным таким голосом, - бывал я в Багдаде. У меня там и родственники есть. Ты только смотри, чтоб тебе голову не оторвали, там сейчас неспокойно.

 

Такое чувство, что я где-то под Краснодаром и еду в Ростов. А, Ростов, знаю, бывал в Ростове, только смотри, поосторожней, а то сейчас шпаны хватает. Этот спокойный тон, каким на меня реагировали драйверы, вначале меня шокировал, но вместе с тем придал уверенности, что я делаю не что-то сумасшедшее, а что-то обычное, в глазах людей, живущих здесь. Я потом так часто и тестировал свои поползновения. Если сказать о своих планах людям, живущим далеко отсюда, единственное, что они вываливают - это всякие глупости, которыми их травят СМИ. А если скажу местным, то по их реакции иногда (но тоже не всегда) можно судить, правильно я что-то делаю или нет.


ПО СТРАНЕ

Визы. Въезд и выезд

 

В Июне 2003-го Григорий Кубатьян и Юрий Болотов сделали радостное открытие: В Ирак можно въезжать без визы, и автостоп там возможен. Их описание лежит на сайте http://uw.travel.ru Они были первыми вольными путешественниками, проехавшими через послевоенный Ирак автостопом.

 

Визы пока не ввели, но говорят, что американцы иногда разворачивают личностей, выглядящих подозрительно. У меня проблем не было. О введении новых виз всё время говорят в прессе, так что лучше звонить в посольства и узнавать свежую информацию непосредственно перед поездкой. Если въезжаете в арабский Ирак, то на въезде ставят в паспорт въездной штамп, на выезде выездной. Курды в паспорт штампов не ставят, а дают на въезде листочек со штампом. Его нельзя терять. Если выезжаете назад опять через Курдистан, то этот листочек надо сдавать, а если через другие погранпереходы, то он остаётся у вас на память.

 

Я въезжал только из Иордании и Турции и выезжал через эти же страны. Эти погранпереходы и буду описывать.

 

В Иордании, машинам с иракскими номерами запрещено проезжать через её столицу Амман. В основном иракцы ездят в Акабу, затариваются там в порту грузами и везут их в Ирак. Едут они по трассе Акаба - Маан - Азрак - Аль-Рувайшид - Аль-Кераме (граница). Если двигаетесь в Ирак с юга Иордании, есть смысл ехать именно по этой трассе. На выезде из Акабы имеется стоянка дальнобоев. Полезно туда заглянуть. Даже если вас никто не возьмёт, хоть порасспрашивайте о ситуации на трассах в Ираке. Только спрашивайте Иракцев и лучше с центра или юга, потому как остальные будут на вас только пальцем у виска крутить, да телевизионные страшилки рассказывать, а иракцы с севера (даже не с Курдистана, а например с Киркука) будут говорить, что в Ираке за исключением их местности - все али-бабы (так в Ираке называют бандитов), сумасшедший народ, итд. Это всего лишь говорит о том, что на юге они не свои и чувствуют себя там нервно. В общем, отфильтровывайте полезную инфу от страшилок, предрассудков, национальной неприязни и шуток-прибауток. Если двигаетесь из Аммана, то ваш путь лежит через Зарку на Азрак. В Азраке развилка. Направо - трасса в Саудовскую Аравию, налево - в Ирак. Если забудете, какая куда, а спросить не у кого (например, ранний утренний час) подождите немного. Скорее всего через несколько минут со стороны Аммана появится конвой пуленепробиваемых, с вооруженными до зубов охранниками джипов, в которых будут сидеть иностранные журналисты, и прочие, как говорил почтальон Печкин, "типы гражданской наружности". Посмотрите, куда они завернут, и направляйтесь на эту трассу - вам туда. Стопить эти конвои бесполезно, да и не нужно, и даже вредно - внутри безопасней не будет, а вот после общения с ними, здоровое восприятие региона у вас вряд ли останется. Страх и пропаганда передаются быстрее всякой заразы, и, искоренить их из своей же собственной башки иногда сложнее, чем на первый взгляд может показаться. А в здешних странах, адекватное восприятие реальности - это очень важно.

 

way.jpg

 

 

Далее, после этой развилки начинается некий участок пути, который я не люблю. Почему? Впереди Сирийская пустыня. На протяжении семи сотен километров, это ровный стол от горизонта до горизонта, а посреди, строго с запада на восток ленточкой идёт трасса, по которой едешь и едешь, и едешь и едешь, и едешь и едешь... Особенно если на грузовике, то достаёт. Одно развлечение, что посередине - таможня. Трасса - снотворное просто первоклассное. Ладно ещё на иракской стороне. Там напряжённо всматриваешься вдаль, нет ли али-баб, а на иорданской стороне - расслабуха, все опасности позади, и это какой-то кошмар полный! Приходится орать на водителя "Не спать!", а через минуту уже сам клюешь носом. Хорошо, что в иорданской части, через каждые несколько километров есть кармашки, куда можно, свернув с трассы, поспать. Когда я ехал, то водитель не выдержал, и поспал на одном из таких кармашков.

 

Приезжаете на погранпереход, который называется Аль-Кераме, идёте на паспортный контроль. Лучше прямо здесь найти машину сразу до Багдада или до Басры или ещё какого-нибудь крупного города, смотря куда вы едете. Траффик большой, поэтому ищите именно здесь. Лучше несколько часов потерять здесь на границе, чем зависнуть где-нибудь под Рамади или Фаллуджей, где вас реально могут прихлопнуть. Я не шучу. Ситуация следующая. По этой трассе народ возит всякие нефтепродукты из Ирака в Иорданию, набивая ими машину под завязку и больше, наливая бензин во всё, во что наливается, даже в бутылки. Например, едет пассажирский автобус, а на крыше у него привязано огромное количество бочек. Назад из Иордании народ едет с деньгами. Кроме того везут в Ирак всякие товары с Акабского порта. То есть по этой трассе едет много денег. А поэтому, на трассе много али-баб. Поскольку в стране фактически нет никакой власти, то у них полная безнаказанность. Поэтому, на границе, водителя договариваются между собой, собираются в конвои по 5 - 6 машин и мчат по трассе с такой скоростью, с какой только возможно. И если вы стоите где-то посередине этой трассы, скорее всего мимо вас пронесутся со свистом. Кроме того, в окрестностях Рамади, Фаллуджи, Хаббании часто устраивается охота на американцев, там неспокойно. У меня такое чувство, что половина Рамади выехало в Иорданию подальше от этого шума. Уж столько я их там встречал!

 

На границе, на паспортном контроле видите три окошечка. На одном написано "Иорданские граждане" и очередь, куча народу. На другом - "Иракские граждане" и тоже куча народу. На третьем "Граждане других стран" и пусто - нет никого. Даже в окошечке никто не сидит.

 

- А куда мне идти? У меня российское гражданство.
- Иди туда, где "Иракские граждане".


_____Подхожу, даю паспорт.


- Ты хочешь ехать в Ирак???!!!
- Хочу.
- М-м-м... да, ну ладно. Иди, заплати выездной сбор 5 динаров в соседнее здание и приходи с квиточком.


_____ Иду в соседнее здание. Там, к окошечку, где платить сбор, огромная очередь, состоящая из водителей, которым из-за того, что у них транспортные средства, надо кучу бумаг.

 

- А можно я без очереди? Мне только 5 динаров за выезд заплатить, у меня других бумаг нет - я без машины.
- А как же ты сюда доехал без машины? На автобусе? На такси? - обступает меня толпа водителей.
- Нет, я автостопом.
- А как это, "автостопом"?
_____Читаю им лекцию по автостопу.
- Ух ты! Ну круто! Здорово! Молодец! А куда теперь едешь-то? В Багдад? А на чём? На автобусе, такси? Нет? Пешком??? 550 километров! 550!!! Пятьсот пятьдесят!!!
- Автостопом.
- А как это "автостопом"?

 

Продолжаю читать лекцию по автостопу. Да вы не подумайте, они не тупые, просто состав толпы не постоянен, одни что-то услышлали, другие нет, и приходится по нескольку раз объяснять. Вот здесь самое время находить драйвера до нужного вам города. Ещё раз и ещё раз и ещё много-много раз повторю - не берите отсюда машину ближе, чем до Багдада! Лучше несколько часов потерять здесь, чем зависнуть на этой супер-али-бабской и военной трассе.

 

Получаете выездной штамп, выезжаете с водителем из Иордании, переезжаете через ничейную землю (No Man's Land), на которой лагеря беженцев, заезжаете в Ирак. Далее там быстро получаете въездной штамп и вперёд! Контроля никакого. Насчёт американцев не знаю, может они там и есть, но и когда я туда въезжал и когда выезжал, то мы так быстро с водителями выбегали из машин, ставили штампы и двигались дальше, что у меня не было времени да и желания глазеть по сторонам.

 

А вот на выезде из Ирака, уже на Иорданской (как и на Турецкой) таможне жуткий контроль и проверки. Однако и в этом случае со мной-то разбираются быстро, а вот водителя долго ждут, бегают с бумажками, заполняют чего-то, платят чего-то, их машины обыскивают, задают вопросы, что везёт, куда едет, откуда, итд.

 

Теперь про турецкий погранпереход "Хабор". Хабор - это река такая, по которой проходит граница. Двигаетесь по направлению на Силопи. Я ездил с запада Турции, поэтому путь лежит через Адану, Газиантеп, Шанлыурфу, Кызылтепе, Джизре. В Джизре можно говорить по Курдски, а Арабский понимают реже. Трассу на Ирак можно и не спрашивать - её не узнать невозможно. Через весь этот провинциальный город плотным потоком проходит огромное количество бензовозов.

 

- Туда идёт трасса на Силопи? - спрашиваю у двух местных.
- Да, да туда, но тебе надо не туда, автостанция вон там.
- Мне автостанцию не надо, я автостопом.
- А это как? - спрашивает один
- А-а-а, автостопом, - улыбается другой, и объясняет первому, показывая при этом оттопыренный палец (!), как на западе.

 

Траффик хороший, охотно берут, но тут надо поступать мудро! Проблема в том, что пешком через границу турецкие пограничники не пускают. Грузовики и бензовозы и рады бы взять, да им почему-то этого делать не разрешается и они никак. Легковых едет мало, да и те могут повести себя странно, например довезти только до границы и отказаться везти дальше. Со мной было именно так. Скорее всего это опять же связано с какой-нибудь бюрократией.

 

 

 

Да и кроме того, легковых мало, много такси. В общем, мудрость состоит в том, что не надо доезжать до границы. Из Турции в Ирак и обратно постоянно ездят много простых курдов. К родственникам там и т.д. Ездят они на легковушках, но чаще на такси из Силопи. В Силопи куча фирм, где заказывают такси, которые привозят на границу, проходят всю эту мороку с документами, и перевозят через мост. Там, они находят других курдов, перевозят их обратно. Из Силопи до границы кажется 14 км. Меньшее количество такси едет из Джизре. Так вот, надо после Джизре или Силопи вписаться либо в легковушку, договорившись, что в ней вы переедете через границу, а не только до границы, либо вписаться в такси. Не стесняйтесь стопить такси! Вы ведь не на обычной трассе, а на въезде в Ирак из Турции с бюрократическими препонами. Такси едут в основном заполненные весёлыми курдами, и ничего страшного, если вы влезете на заднее сиденье и попроситесь проехать бесплатно. Если вам водитель будет говорить что-нибудь типа: "Да какой бесплатно?!", "Да это же такси!!", "Да ты что жёлтый цвет не видишь?" "Да без денег ничего не бывает", не поддавайтесь на провокацию. Если не соглашается довезти, не стесняйтесь стопить следующее такси. Главное, найдите машину до того, как доберетесь до границы. Потому что на границе вам её найти будет гораздо сложнее. Легковушки приезжают на границу, встают на стоянку, водитель собирает у всех паспорта, вписывает всех в путевой лист и бегом-бегом бежит к зданию паспортного контроля, куда ему приходится продираться через огромную толпу желающих в Ирак. Здесь уже им будет не до вас.

 

Я въезжал через этот переход два раза. Первый раз водитель поступил странно, довёз меня до границы и сказал, что дальше не повезёт. На границе я долго никого не мог найти, кто бы меня вписал к себе в путевой лист. В конце концов я всё же переехал на такси за 10 млн. лир (~ 7$) потому что по-другому никак не получалось. Второй раз я стопил всех подряд недоезжая до границы, спрашивал разрешения переехать автостопом через границу и довольно быстро застопил такси, полную курдов.

 

(Переход "Хабор" работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Насчёт Аль-Кераме - не знаю, работает ли ночью.)

Там нет проблем застопить машину, там проблемы переехать через границу.

 

В процессе получения штампа, турецкие пограничники вас не слабо досматривают, выворачивают весь рюкзак, и задают вопросы. У меня была тетрадка по курдскому, карта Киркука и это им показалось очень подозрительным. Они мне сказали: "Мы тебя не выпустим через границу. Ты слишком опасен!" Но потом всё же выпустили.

 

После того, как переезжаете через мост, стоит курдский паспортный контроль. Солидное здание, куда заходите, сдаёте паспорт, и ждёте. Вещи не досматривают, но вопросов задают много.

 

- А почему вы хотите путешествовать в Ираке? Вы не слышали, что сейчас здесь очень опасно?
- А где сейчас безопасно? Сейчас везде опасно, так что теперь дома сидеть, совсем не путешествовать что ли?!

И всякие другие вопросы задают. Наговорившись, дают листочек со штампом.

 

 

 

На выезде из Ирака на этот же переход попасть легко, так как трасса из Захо проходит вдоль границы наискосок, рядом с погранпереходом, и идёт дальше, куда-то в Иракское захолустье. Много локала, на котором можно доехать до таможни. Заходите на паспортный контроль, делаете бесплатно ксерокопию страницы паспорта с вашей фоткой и фамилией. Далее, паспорт, эту ксерокопию, а также тот листочек, что получили на въезде, сдаёте в окошечко, где сидят девушки, которые, обнаружив среди кучи синих и зелёных паспортов ваш красный, начинают улыбаться, показывать его друг другу и разговаривать с вами на английском. Ещё на границе стоят американские танки и самоходки, но американцы из них не вылазят и вообще никак себя не проявляют. Тут опять проблема, на чём переехать через мост. У меня оба раза оставались деньги и не оставалось времени, поэтому я переезжал на такси до Силопи за 10$.

 

В Захо я покупал иракские динары за турецкие лиры без проблем и, хотя точно не помню курс, но помню, что не завышали цену. Также можно купить иракские динары на иорданской стороне Аль- Кераме, но я их не покупал там, а менял доллары на динары уже в Багдаде, поэтому не знаю, выгодно ли менять на границе. Также не знаю, меняют ли на иракской стороне границы. Что-то я не видел обменных пунктов на погранпереходе "Хабор" как с турецкой так и с иракской стороны, но может они там где-то и есть. Помню, что в Силопи я не смог поменять динары на лиры и привёз их домой. Когда был в Багдаде ещё были в ходу саддамовские динары, а два следующих раза уже новые динары без портрета Саддама...

 

Про пересечение других погранпереходов смотрите рассказы Г. Кубатьяна и Ю. Болотова  выезжавших из Ирака в Иран, а так же Ю. Макуха, он заезжал в Ирак из Сирии.

Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.023993015289307 сек.